О механизме формирования информации

117 1280

Обычно, когда говорят об информации, имеют в виду уже готовые данные, факты, сведения и т.д. Теория информации изучает способы их приема, передачи, измерения, но она не ставит вопрос о механизме формирования информации. И этот пробел необходимо восполнить.

Как происходит формирование и рождение информации?

Вся информация, которая нам сегодня доступна, которой мы только можем владеть, сформировалась в ходе жизни, общения и совместной деятельности людей на протяжении множества поколений. Она возникла благодаря стремлению к взаимопониманию и совместному развитию.

Точнее сказать, наше сознание формировалось на протяжении множества поколений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что базовые интуитивные представления, образы, архетипы, мыслительные функции у людей практически одинаковы.

Я думаю, те, кто считают своё сознание исключительным и абсолютно независимым, просто не понимают механизм эволюции.

Очевидно, что в основе механизма формирования информации лежит взаимодействие, контакт. От этого и будем отталкиваться в своих рассуждениях.

Чтобы получить хоть какую-то информацию мы должны совершить некое измерение, сопоставление – того, ЧТО мы исследуем, тому ЧЕМ мы владеем.

Акт получения информации – это всегда установление взаимосвязи между внутренним и внешним миром.

И в этом процессе очень важно различать внутреннее и внешнее, т.е. ЧТО мы измеряем и ЧЕМ мы измеряем.

Приведем такой пример: у нас есть 1 человек и 2 стула. Сколько у человека есть способов сесть на любой из стульев? Два. Мы человеком измерили количество стульев.

Второй пример: у нас есть 2 человека и 1 стул. Сколько есть способов посадить любого человека на стул? Два. Мы стулом измерили количество людей.

С точки зрения математики это простейшие комбинаторные задачи, и решаются они одинаково. Но мы ведь прекрасно понимаем, что это две разные ситуации. И в этом заключается разница между математикой и информатикой. Информатика ближе к физике, ближе к интуитивному пониманию процесса. Математика же приучает полностью абстрагироваться от природы изучаемого явления. И в этом её минус.

Например, в данной задаче математик рассуждал бы так: «Обозначим множество людей буквой А, а множество стульев буквой В. Множество А состоит из 1 элемента, а множество В из 2 элементов…» И дальше он просто оперирует числами и переменными, которые для него уже ничего не значат.

Числа – это еще не информация!

Конечно, данные примеры очень примитивны, но они наглядны и понятны. В реальной жизни мы имеем гораздо больше, чем 2 множества, и получение информации превращается в сложный физический процесс, результатом которого является не только представление о мире и о самом себе, но и их материальное воплощение.

И прежде чем мы дойдем до понимания таких сложных процессов, надо разобраться с более простыми вещами: как мы измеряем и сравниваем, как получаем элементарную количественную информацию?


Элементы и множества

Надо понимать, что стулья, люди, и вообще, всё, что мы способны различить, сосчитать и перечислить – это дискретные величины. В математике мы просто принимаем их как некие исходные данные, не задумываясь о том, как они возникли, кто их создал и т.д. Мы просто их считаем (суммируем), измеряем, перемножаем и т.д.

Но раз уж нас интересует сам механизм формирования информации, то давайте зададимся вопросом: «А как мы получили информацию о дискретности этих величин?»

Мы не смогли бы получить эту информацию, не будь мы сами величиной дискретной. И действительно, если я спрошу любого человека: «Ты множество или элемент?», он ответит, что он элемент, причем уникальный, в единственном экземпляре!

И когда человек с таким мышлением пытается исследовать непрерывные величины, он начинает придумывать какие-то дискретные сущности: атомы, фотоны, электроны, виртуальные миры… Потому что дискретное мышление не может иначе. Оно умеет только разделять и анализировать, но не способно к синтезу.

Но ведь всякий элемент является порождением какого-то множества. Человек является не просто элементом, а элементом какого-то множества, например, какого-то народа, или всего человечества, или множества млекопитающих. И нашей способностью различать не только количество, но и признаки объектов (цвета, формы, функции и т.д.), мы обязаны множествам.

В математике множество является одним из центральных понятий. Но так же, как и в случае с дискретными величинами, оно принимается как нечто исходное, и вопрос о формировании множеств не ставится.

Множество интересно тем, что его нельзя отнести ни к дискретным, ни к непрерывным величинам. Оно занимает промежуточное положение между этими крайностями. С одной стороны, оно представлено конкретными дискретными элементами, а с другой стороны, между множествами довольно трудно провести четкую границу.

Попробуйте, например, провести четкую границу между множеством русских и нерусских. Во-первых, иногда люди разных национальностей женятся, у них рождаются дети, и к какому множеству отнести их? Во-вторых, если мы будем рассматривать народ в большом историческом промежутке, то дойдем до того периода, когда народ еще не был сформирован и не имел самоназвания, то есть предки-то были, но считали ли они себя русскими? В-третьих, напрашивается извечный философский вопрос: национальность – это вопрос биологического происхождения или личного, сознательного выбора?

Множества всегда пересекаются, взаимопроникают, порождают друг друга, образуя единое информационное пространство.

Для того чтобы возникло некое множество, нужно стремление к единству на базе какой-то идеи, цели, которая и порождает в итоге новую информационную категорию. То есть, мы начали приближаться к разгадке механизма формирования информации.


В процессе личного развития каждый из нас пытается, так или иначе, осмыслить происходящее в мире, как-то классифицировать явления, найти в них общее и различное, распределить по множествам и подмножествам. И самое главное – понять, к какому множеству принадлежу я сам? Что объединяет меня с другими?

И на этом этапе происходит, своего рода, калибровка.

Чем больше (глобальнее) множество, к которому человек себя относит, тем больше общих явлений и закономерностей он способен обнаружить, тем шире его сознание, яснее мысль.

И наоборот, чем мельче и конкретнее множество, к которому человек себя относит, тем ограниченнее сознание, но зато более сфокусированной и целенаправленной становится личная энергия, более конкретными и материализованными являются результаты.

Вывод:

Формирование информации требует способности к синтезу, объединению, расширению сознания. Однако, её воплощение, физическая реализация требует способности к распределению энергии, её разбиению на подзадачи, на конкретные, четко оформленные, локальные цели.


Продолжение следует…

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Обсудить
  • :star:
  • Бесконечность рекурсии мира извилин Льёт ручьём информацию для обработки, Пробивается к зоне доступных усилий Выпуская мгновений подробные сводки В мозговую нейронную матрицу вкуса, Слуха, зрения, разума, мышц, кожи, чувства, Заполняя мобильный тоннель восприятий, Возрождая глубинное эго понятий.
  • Вот бы построить новую математику отталкиваясь от числа ПИ, как исходного для множества явлений. Были какие-то намётки. Но потерял. По теме. Переход к множествам для обученных взрослых, это другое мышление, то, с которым человек родился. Трудно первокласснику складывать сапоги с огурцами. А ещё труднее умножать одно на другое. Непрерывность отсутствует в небе. Как ни вооружай глаз телескопами, а дискретность остаётся. И небо это первый объект для глубоких размышлений. Оно отражено в архетипах самым экономичным способом. И всё многообразие мира отображается также экономичным способом. Нет такого затратного отображения как непрерывность. Самое большее, это кольцо.
  • Крайне любопытная статья. Но заявлено - "Как происходит формирование и рождение информации", а в самом материале ни о формировании ни, тем более о РОЖДЕНИИ информации ни слова. Рассматривался вопрос ПОЛУЧЕНИЯ и интерпретации информации на основе предыдущего опыта. Надеюсь прочитать о РОЖДЕНИИ (откуда она берётся) информации в продолжении. Жду с нетерпением. :clap:
  • интересное видео по теме - https://www.youtube.com/watch?v=trJdvW9s0K0