Вероятностная логика творческого процесса

7 774


В продолжение темы творческого мышления

У большинства людей слово вероятность ассоциируется со случайностью, то есть событием, которое может произойти, а может и не произойти. Поэтому и теорию вероятностей многие воспринимают как гадание на кофейной гуще.

Между тем, истинный смысл теории вероятностей становится понятен лишь тогда, когда мы исследуем природу нашего пассивного ВОСПРИЯТИЯ, а не активных решений и действий.

Классическая логика с её четкой причинно-следственной направленностью применима лишь в той узкой сфере, которая касается нашей активной деятельности и управления ею. Например, в инженерной деятельности, в решении бытовых и производственных задач. Но если говорить о жизни в целом, о том, как мы её воспринимаем, ощущаем и понимаем, то здесь классическая логика неприменима в виду своей ограниченности.

Но это не означает, что мир в целом иррационален и непознаваем. Здесь тоже есть логика, но немного иная – вероятностная. И слово вероятность здесь относится не к самим событиям, а к НАШЕЙ ОЦЕНКЕ тех или иных событий и явлений.

Мир настолько велик, богат и разнообразен, в нем происходит такое огромное количество событий разного масштаба, что мы не можем знать и учитывать все их без исключения. Поэтому без идеализации этих процессов никак не обойтись. В этом и состоит задача когнитивной функции – обеспечить оптимальное восприятие реальности в соответствии с нашими потребностями и целями, с нашим образом жизни. Для этого приходится зачастую упрощать, «сжимать» данные, представляя множество как нечто целое, единое. И в нашем сознании формируется некий образ, смысл, которому мы даем название.

Наиболее значимые, великие смыслы оказывают большее влияние на наше состояние и наши решения. Их вес огромен в формировании нашего мироощущения и образа жизни. И наоборот, самые мелкие события и явления могут быть настолько незначительными для нас, что мы их даже не замечаем. Вероятность, что они как-то повлияют на наши решения, ничтожна или, как мы часто говорим, «случайна».

Совокупность этих образов и смыслов, система их приоритетов и формируют наше мировосприятие, мировоззрение. А оно, в свою очередь, определяет наше настроение, уровень ясности сознания, удовлетворенности жизнью и своим состоянием. Более того, оно определяет наши когнитивные и физические способности.

Чем правильнее выстроены приоритеты, тем более ясным и адекватным бывает восприятие реальности. Тем меньше усилий приходится тратить на анализ информации, борьбу с сомнениями, на формулирование задач и поиск решений. В идеале ответы становятся очевидными сразу. Так работает творческое мышление – непосредственно через восприятие к действию.

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ является характерной особенностью творческого процесса. Все, кто бывали поглощены творчеством, отмечают, что это не они творили, а через них происходило творчество, как будто какая-то высшая сила управляла этим процессом. Это и есть эффект непосредственности – когда ты не планируешь заранее, а реализуешь сразу, и сам процесс творчества, и его результаты удивляют тебя самого.

Только в творческом процессе сливаются воедино пассивное и активное начало, действуя как единое целое, даря ощущение свободы и единения с миром.

В идеале вся жизнь должна быть непрерывным творческим процессом. Но почему это не так? Потому что мы сами теряем способность к творчеству.

В тот момент, когда мы начинаем «совершенствовать мир», диктовать, каким он должен быть «в идеале», мы забываем про другую – пассивную – часть этого процесса. Про то, что необходимо совершенствовать и собственное восприятие мира.

Жизнь – система динамическая. В мире всё время происходят какие-то новые события. И наше сознание должно непрерывно актуализироваться, обновляться, чтобы обеспечить адекватное взаимодействие со средой.

Да, безусловно, многие события являются повторяющимися, циклическими, и ничего нового в них нет. Истинное обновление, развитие, эволюция системы ощущается тогда, когда происходит совершенствование нашего восприятия, мировоззрения, когда рождается новый смысл, становится более полной и целостной картина мира.

Вот эта способность видеть мир свежим взглядом, находить в нем новые грани и совершенствовать своё мировоззрение превращает жизнь в непрерывное творчество, в бесконечный источник вдохновения и энергии! 


В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Просто новости - 183

Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Обсудить
  • Энергии не хватит - всю жизнь творчески, гм... паркеты полировать (одна из самых трудоемких ситуаций, даже труднее, чем не танцы наниматься). В юности мудрая природа награждает малыша - выживанием, энергией, чистотой. Даже в ранней юности, не говоря уж о зрелости, эти факторы ослабевают на 4/5, а к возрасту увядания сходят на нет окончательно. И не нужно натужно требовать от 70-летнего, гм... пробежать 100-метровку даже за 14 сек (кажется, норма ГТО). Это выдает в человеке - инфантильность. Увы, Гульмира, осмелился обвинить вас в этом. Не чтобы зацепить, а чтобы... ну, вы понимаете, чтобы выявить сущность и трезвое понимание поставленных заключений. Как-то так, да. :raised_hand: :exclamation:
    • xibina
    • 11 октября 2023 г. 14:23
    :smile: "...непрерывное творчество,.." Смотря в какой голове. Оно такое разнообразное, что иногда страшно становится.
  • Как то слишком много, в двух статьях, сложных противопоставлений и взаимосвязей логика - творчество. На мой взгляд логика это всего лишь инструмент в творчестве.