Между искусственным и живым интеллектом существует не просто количественная разница, которую можно преодолеть увеличением объема памяти и скорости вычислений. Между ними есть непреодолимая КАЧЕСТВЕННАЯ разница – способность живого существа к ТВОРЧЕСКОМУ мышлению, которое принципиально отличается от логического мышления машины. И в этой статье я хочу объяснить и показать на примерах, в чем эта разница заключается.
Логическое мышление – это оперирование понятиями, данными, построение моделей, решение логических и математических задач. И это то, что умеет делать не только человек, но и вычислительная машина. Логическое мышление лишь помогает в познании мира. Это полезный инструмент. Но одного его всё же недостаточно.
Живое мышление – это, прежде всего, процесс познания реального мира. И это всегда процесс НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ и ТВОРЧЕСКИЙ.
В чем же заключается «творчество познания»? Как мыслит творческий человек?
Творческое мышление – это, в первую очередь, умение и, я бы даже сказала, потребность задавать вопросы. Человек, который не способен испытывать удивление, интерес, у которого не возникают новые вопросы, не способен к творческому мышлению.
Дело в том, что процесс познания предполагает, что помимо того, что уже известно и доступно осознанию, есть нечто непознанное, недоступное восприятию. Вместе они образуют нечто целое – полное, целостное восприятие реальности, понимание мира. И в стремлении к достижению этого целостного восприятия заложена потребность всего живого к развитию.
Это стремление создает «тягу», которая направляет и поддерживает движение жизни, её развитие, эволюцию. Как только она пропадает, иссякает и жизнь. Человек перестает испытывать удивление, задавать вопросы, интересоваться происходящим. Он считает, что всё уже познал и ничего нового и неизвестного для него не существует. С этого момента всякое творчество прекращается, жизнь увядает.
Умеет ли машина задавать вопросы? Имеет ли она потребность в этом? (вопросы риторические)
Идем далее. Допустим, творческий человек испытал удивление и задался вопросом. Как происходит дальнейший творческий поиск?
Вот тут мы видим принципиальное отличие творческого мышления от логического. Творческое мышление не ищет ответа в прошлом, среди того, что уже известно. И не пытается вычислить, предугадать ответ, основываясь только на известных данных, на предыдущем опыте (но так делает ИИ, который обучается на множестве эталонных примеров, статистических данных).
Творческое мышление ищет НОВОЕ решение, более совершенный смысл, позволяющий более целостно понять мир, которого не хватало в прошлом, из-за чего и возникла потребность в познании. Именно поэтому оно способно рождать совершенно новые понятия и смыслы, меняющие не только восприятие мира, но и сам мир, самого познающего. Поэтому оно и называется творческим.
Всего этого не умеет машина. Она работает только с известными данными, с имеющимися примерами. Она пытается найти в них закономерности и дать ответ на сформулированный человеком вопрос. Например, на основе предыдущих запросов пользователя предложить товары, которые смогут его заинтересовать. Допустим, человек искал в интернете автомобиль. Нейросеть может предложить ему автомобили, запчасти, фильм «Форсаж» и т.п.
Аналогичным образом работает и стереотипное мышление у некоторых людей. «Если человек в очках, значит, он умный», - пример подобного мышления, основанного на имеющейся статистике. И очень часто оно работает, как ни странно!
Но творческий подход заключается в том, чтобы предложить нечто новое, то, чего человеку не хватает, что могло бы, с учетом его предыдущего опыта, дополнить его, сделать более совершенным. А для этого надо иметь хотя бы примерное представление о том, что такое совершенство, единство, целостность. Без этого творческое мышление невозможно.
Творческое мышление исходит из того, что:
• мир целостен и познаваем,
• в нем есть известное (проявленное, свершившееся, доступное восприятию и наблюдению) и неизвестное (непознанное, нереализованное, потенциальное), вместе они образуют единое, совершенное целое.
И так как эти части составляют вместе единое целое, то зная первое, можно попытаться вычислить недостающее второе. Задача творческого познания заключается именно в том, чтобы, зная известное, найти неизвестное, недостающее до полного совершенства, до целостного понимания.
Вот эта способность ощущать целостность (и постоянную потребность в ней) и отличает живое сознание от искусственного интеллекта. Она является основой не только творческого мышления, но и нравственности, и даже самой жизни.
Оценили 4 человека
3 кармы