Механизм самоорганизации в природе и в обществе

2 1148

Человеческая деятельность часто рассматривается мыслителями как нечто надприродное, неестественное. Именно оторванность человека от природы, несоответствие его деятельности природным законам развития является, по их мнению, главной причиной всех социальных проблем и конфликтов.

Есть и другая точка зрения, согласно которой любая человеческая деятельность подчинена природным законам и диктуется ими, даже если мы это не осознаём. А значит, человеческая цивилизация со всей её технической инфраструктурой является таким же естественным продуктом природы, как и все живые организмы. Дескать, сама природа, сам Бог велел Человеку быть хозяином Земли и управлять процессами на ней.

Но может ли человек разумно управлять природой или хотя бы своей жизнью, если он не знает, не понимает до конца законы природной самоорганизации, законы эволюции, сформировавшие его самого? В таких условиях остается действовать лишь методом проб и ошибок.

Справедливости ради стоит заметить, что и природа, судя по всему, действует именно таким методом. Что есть эволюция, если не перебор различных способов самоорганизации, в процессе которого отбираются удачные варианты и отсеивается огромное количество «брака»? Так может миссия Человека в том и состоит, чтобы вывести природу (в лице себя, в первую очередь) на новый уровень самоорганизации, при котором не будет необходимости в совершении лишних действий, материализации лишних сущностей, которые потом придется разрушать?

Сам по себе механизм самоорганизации действительно универсален: и на биологическом, и на социальном уровне происходящие процессы подчиняются одинаковым закономерностям. Математики, социологи и экономисты это давно заметили. Давайте же попробуем провести параллель и найти то общее, что присуще как биологической, так и экономической самоорганизации. Это поможет нам лучше понять универсальный механизм самоорганизации в природе, а значит, лучше вписать человеческую, экономическую деятельность в рамки эволюционного развития в целом.

Нагляднее всего изучать и объяснять механизм самоорганизации на примере экономических процессов. Представим себе множество абсолютно неорганизованных людей, эдакий начальный хаос. Оставим вопрос об их происхождении, примем это как данность. Сейчас нас интересует сам механизм их дальнейшей самоорганизации.

Каждый человек совершает какую-то деятельность, которая необходима, в первую очередь, для его существования. Например, выращивает урожай, разводит животных, готовит еду, строит дом... В ходе этой деятельности может возникать избыток ресурсов, который наиболее предприимчивые граждане могут предлагать в качестве товара. А также приобретаются и совершенствуются некие навыки, которые можно предлагать в виде услуг (например, строительных, кулинарных и т.д.).

Так как невозможно делать всё сразу и хорошо, неизбежно возникает специализация: у кого-то лучше получается готовить, у кого-то строить, у кого-то выращивать растения, у кого-то разводить животных и т.д. Возникает обмен товарами и услугами, который позволяет каждому члену общества лучше организовать свою жизнь, удовлетворить все потребности. Так происходит естественная самоорганизация, возникает натуральный обмен на ранних стадиях развития общества, когда человек еще «не оторван от природы», когда главное – это удовлетворение естественных потребностей, поддержание жизни каждого человека и общества в целом.

По мере развития общества происходит дальнейшая дифференциация деятельности. Специалисты, с одной стороны, объединяются, чтобы обмениваться опытом, совершенствовать свои навыки и предлагать более качественные товары и услуги. С другой стороны, возникает конкуренция среди специалистов одного профиля. Эти противоречия приводят к компромиссу в виде создания организации (корпорации), которая выводит деятельность на новый профессиональный уровень и позволяет производить больше товара, оказывать более качественные услуги и зарабатывать больше денег.

Это очень важный момент: возникает не просто новая организация, а некая сущность, функция в системе, которая сама по себе является единицей самоорганизации и обладает стремлением к самосохранению. И чем крупнее и успешнее организация, тем сложнее её разрушить. Она становится неотъемлемой частью системы, на которую завязаны многие процессы и судьбы множества людей. И если она разрушится, придется перестраивать всю систему, менять весь образ жизни.

Множество организаций образуют довольно устойчивую структуру системы, которая, с одной стороны, организует, упорядочивает деятельность участников, с другой стороны, ограничивает их свободу. Дело в том, что на уровне взаимодействия организаций на первое место выходит функция, роль в системе. Человек здесь рассматривается лишь как исполнитель этой функции, «винтик в механизме», и изменить сложившуюся систему одному человеку или даже множеству людей очень сложно. Так же сложно, как изменить свой организм, структуру тела.

Когда свободная энергия множества участников становится упорядоченной, организованной ради выполнения некой функции (реализации идеи), происходит материализация энергии – создание устойчивой структуры. Система запоминает и сохраняет её: вписывает в общий алгоритм самоорганизации, в «библиотеку идей» (сознание, подсознание, ДНК – неважно, как вы это назовете). И дальше она воспроизводит сама себя. Например, орган в теле (допустим, печень) непрерывно обновляется: погибают одни клетки, вырастают другие, но сам орган продолжает выполнять свою функцию. Так же и в компании: меняются сотрудники, директора, уходят одни, приходят другие, но организация продолжает свою деятельность.

В свете понимания универсального механизма самоорганизации становится ясно, что причиной социальных, экономических и нравственных проблем является неспособность человека мыслить целостно, системно, его ограниченность, привязанность к конкретной материальной форме, к конкретному способу организации жизни, когда некая форма становится важнее, чем сам процесс, сама жизнь в целом.

Представьте, что продукция, производимая вашей компанией, стала больше никому не нужна. Что нужно делать в таком случае? Либо прекратить её деятельность и распустить людей, либо переориентировать производство на выпуск другой продукции, которая действительно нужна людям в данный момент. Есть ли в этом большая трагедия? Для людей, которые способны мыслить целостно, никакой трагедии в этом нет: исчезнет одна организация, появится другая, главное, что система в целом будет функционировать дальше, и возможно ещё более эффективно. А для людей консервативных, ограниченных, утративших гибкость мышления, это огромная боль, крах всей жизни!

То же самое и с изменениями в природе. Для молодого, не утратившего гибкость организма изменения среды не проблема. Он может справиться с вызовами, выработать новую стратегию, приспособиться к новым условиям и жить дальше. Обладающий целостным, системным восприятием даже в смерти организма не видит большой беды. Он понимает, что всё, достигнутое им при жизни, является личным вкладом в процветание жизни в целом и остается в памяти системы как опыт, влияющий на качество алгоритма самоорганизации жизни.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

До тех пор пока деятельность человека будет направлена только на преумножение материальных благ, сохранение материальных форм, она будет неэффективной и несоответствующей законам природной самоорганизации. Только деятельность, направленная на совершенствование алгоритма самоорганизации, повышение осознанности и целостности восприятия, соответствует эволюционному тренду.

На мой взгляд, в данный момент мировая экономика не соответствует эволюционной цели жизни в целом. Она оторвана от природы, от истинных потребностей человека и пытается заменить живое, естественное сознание искусственным интеллектом, подчинить природу технологиям ради «экономической эффективности».

А когда в основу экономики будет положен природный закон самоорганизации, всё встанет на свои места, и человеческая деятельность будет прямым продолжением и кульминацией эволюционного развития, будет способствовать достижению идеального состояния системы, о котором я писала в предыдущей статье

Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

«Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Человеческая деятельность часто рассматривается мыслителями как нечто надприродное, неестественное. Другими словами ПОЛНАЯ СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА . Никакого влияния на человека внешнего . любая человеческая деятельность подчинена природным законам и диктуется ими, даже если мы это Никакой свободы выбора , полное рабство . Но может ли человек разумно управлять природой или хотя бы своей жизнью, Да вы УВЖАЕМАЯ мадам Воланд !? Как уважаемый нами Мессир поживает ? Надеюсь он здоров ! И колено прошло . Так может миссия Человека в том Как вы опредлите миссию человека не имея общей картины мироздания ? Осторожней . Человек всего навсего ПЫЛИНКА в разрушенном генном мтериале. Там где галактика закрученная в спирль, остаток "пружины" вероятно ДНК , закрученной порванными соединениями . Ну типа пружина жатая разлетается , а если скрученная в спираль и растянутая потом отпускается то стремится к спирали. Не рвется в силу прочности ..