(Продолжение статьи «Круговорот данных в природе»)
Данные, доступные непосредственному восприятию (благодаря нашим органам чувств, самой физиологии) мы называем объективными данными. «Объективными» - потому что им соответствуют какие-то реально ощутимые материальные объекты, процессы, явления.
Человека всегда интересовало происхождение объективных данных, происхождение материального мира, включая нас самих. Кто всё это придумал и создал? Или как это всё возникло?
Понятно, что данных, доступных нашему непосредственному наблюдению, явно недостаточно для полного понимания и объяснения мира: мы ведь осознаём ограниченность нашего восприятия. Поэтому людям свойственно додумывать, дорисовывать в уме недостающие данные, придумывать некие информационные сущности, которые невозможно наблюдать непосредственно, но с помощью которых можно полнее объяснить наблюдаемое. Это могут быть какие-то живые сущности, обладающие собственной волей и сознанием (духи, боги, темные силы), или природные явления (электромагнитные волны, поля, темная энергия, темная материя).
Не имеет значения, научное или религиозное объяснение имеют эти информационные сущности, объединяет их то, что их обычно представляют как некие ВНЕШНИЕ силы, оказывающие влияние на видимые материальные объекты. А при таком подходе невозможно понять ни природу информационных сущностей, ни сам механизм информационных процессов, благодаря которому происходит материализация и рождение новых данных.
Поэтому давайте попробуем исследовать ВНУТРЕННИЙ мир и ответить на вопрос: «Существуют ли информационные сущности реально, или они всего лишь плод нашего воображения?»
Самая первая информационная сущность, доступная нашему НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ восприятию – это наше Я, наше самосознание. Его наличие не вызывает у нас никаких сомнений, нам кажется, что это очевидно и не требует доказательств. Но существует ли оно реально?
Само по себе тело, если изучать его извне как материальный объект, является множеством клеток, органов, молекул, и среди этого множества нет ничего, что можно было бы назвать сознанием, «душой». Но мы-то чувствуем, знаем, что «Я ЕСТЬ!» И пока «Я есть», всё это множество молекул и клеток функционирует как единое целое, живой организм.
Я – это то, что наделяет всё это смыслом, объединяет и координирует множество процессов, это наша ВНУТРЕНННЯЯ, информационная сущность. При этом она существует объективно, т.к. ей соответствует вполне конкретное материальное тело.
Каким же образом происходит взаимодействие информационного и материального мира? Как наше «Я» управляет телом? Ведь даже ничего не зная о своём внутреннем строении, о своей физиологии, мы способны неплохо управлять телом. И делаем мы это, опять же, с помощью ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВ,
Дело в том, что организм – сложнейшая система, и если мы будем пытаться контролировать каждую мышцу и каждую клеточку тела, то не сможем совершить ни одного шага, как та сороконожка из мультфильма, которая пыталась управлять каждой ногой. Но мы не управляем отдельными мышцами, а задаём некий ОБРАЗ: например, представьте, что к макушке привязана ниточка, и кто-то тянет ниточку вверх. Достаточно лишь представить образ, как тело реализует это действие так, как будто ниточка реально существует. Информационный образ, идея – это то, что объединяет множество (объектов, процессов) в единое целое и упрощает управление большим «оркестром данных».
Однако в отличие от реальной, материализованной информационной сущности информационный образ существует лишь в нашем сознании.
Можно выдумать любой образ и поверить в него, т.е. действовать, жить так, как будто он реально существует. Как выразился однажды Вольтер: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать».
Можно даже навязать свой образ окружающим, чтобы тысячи, миллионы людей жили так, как будто этот образ реален. Но можно ли таким способом материализовать идею? Как отличить самообман, иллюзию от реальной, живой сущности?
Чисто теоретически – никак. Для нашего сознания любые информационные образы реальны, если мы в них свято верим и своими действиями подтверждаем их истинность.
Единственным критерием является, как известно, практика, т.е. сама жизнь. Если созданный нами образ или идея не способствует повышению осознанности, пониманию себя и мира, более эффективной самоорганизации, то она рано или поздно докажет свою нежизнеспособность и неадекватность реальности. Носители ложных идей всегда будут менее адекватны, менее эффективны, менее адаптивны в условиях динамичного, развивающегося мира. Они будут отсеиваться естественным образом в процессе эволюции.
Суть эволюции заключается не только и не столько в отборе отдельных организмов и признаков, сколько в отборе наилучшей ИДЕИ (образа) самоорганизации материи. Однако происходит это через отбор носителей этой идеи. Таким образом, эволюция – это совершенствование одновременно и материальной структуры мира, и её информационного образа.
Истина восторжествует тогда (смысл и механизм эволюции станет ясен тогда), когда Бог воцарится как ИНФОРМАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ (такая же очевидная и неопровержимая, как наше Я), а не как абстрактный ОБРАЗ, нуждающийся в нашем поклонении, жертвоприношениях и ритуалах.
Оценил 1 человек
3 кармы