Обстрелы Запорожской АЭС — чего добивается Украина? НАТО готова вмешаться в Косово, ВСУ бегут с Соледара

О чём рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве

10 6508

 

Сложная резьба на оконных наличниках.


В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.


 

 

Такими были оконные наличники до 17-го века.



Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил - "тверди небесных", "хлябей небесных" и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.
 

 

Сложная резьба на оконных наличниках.



Оформление окна дома - своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги - изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.
 

 

Особый стиль.



Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».
 

 

Солнышко садится и снова восходит.


 

 

Наличник как оберег.



Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.
 

 

Современный стиль.



Так, самым. Пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле. 
 

 

Белое и бардо.


 

 

Почти хохлома.



Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славят Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.
 

 

... и птицы внизу.



Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-уголная или 8-уголная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.
 

 

"Утончённая


 

 

Современные мотивы.



Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.
 

 

Почти сказочное окошко.



Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами.
 

 

Такие разные русские наличники.

Источник

СВО на Украине, пора переводить в формат контртеррористической операции, и действовать жестко!

ВМЕСТО ЭПИГРАФА«Если мы их в туалете поймаем, то, извините, и в сортире их замочим».(Владимир Путин о методах борьбы с террористами. 24 сентября 1999 года)Слушайте, ну если против нас у...

В Энергодаре задержали двух наводчиков артиллерии ВСУ, работавших на АЭС

В Энергодаре Запорожской области задержали двух наводчиков украинской артиллерии, работавших на атомной электростанции, сообщила пресс-служба МВД региона."В Энергодаре задержали двух на...

Мат в два хода. Россия отвечает на санкции нефтяным ударом

Интересное совпадение получилось: на днях написал статью "Турция наш троянский конь в борьбе с Западом". И вот во французской газете Courrier international тоже выходит статья про то, ч...

Обсудить
  • Странное ощущение от статьи. Вроде бы, очень интересная тема, но многие фотографии не соответствуют тексту. На многих фото откровенный новодел без привязки к традициям. Наличники на окнах современного типа с пластиковыми переплётами смотрятся, чаще всего, как слон в кружевных чулочках: диссонанс по материалам, композиции и текстуре (холодный пластик фабричной выделки с большими провалами прямоугольных полированных стёкол - скруглённое теплое дерево на несоразмерной площади и с тенденцией к утончённой мелкофигурной резьбе). И неплохо было бы дать ссылку на прекрасный тематический сайт Ивана Хафизова http://nalichniki.com/, откуда на kulturologia.ru, по крайней мере, часть фотографий. Но плюс авансом поставил, ибо тему надо поднимать - рискуем потерять свою историю.
  • спасибо за красоту! хотя, по-моему, большая часть узоров на современных наличниках выбирается из-за глубокого символизма и тяги к языческим корням, а по принципу "чего душеньке угодно" и "раззудись плечо")) и все-таки "бордо" пишется с "о" (в отличие от багрянца)
  • Спасибо за интересный материал! Хотя согласен с замечаниями Песчаного Удава.
  • И ещё, из замеченных неточностей: боковые части наличника - колонки или стойки. Полотенца - отделка карнизов между срубом и фронтоном или щипцом.
    • ded
    • 29 февраля 2016 г. 07:06
    картинок нет(