Барабашки и убогое советское «потустороннее».

20 3947



Так, друзья — сегодня будет очень интересный и давно задуманный мною пост на тему "барабашек" и прочего убогого совкового "потустороннего" — информация о которых начала массово появляться на телевидении и в прессе в последние советские годы. Думаю, все вы помните эту эпидемию восьмидесятых-девяностых годов, когда люди верили, что в шкафах у них дома живут зелёные гномики, а по ночам на шестиметровой совковой кухне орудует "барабашка", постукивая по облупленным кастрюлям и прогоревшим противням в духовке.

Скажу сразу, что у поветрия "барабашек и гномиков" примерно та же природа, что и у Кашпировского — слушая на протяжении 70 лет одну советскую пропаганду и разучившись самостоятельно мыслить, люди легко верили всему, что им рассказывали по телевизору и легко поддавались на внушения и манипуляции — в том числе и на самовнушение. Насмотревшись передач о "невероятном" (которые в позднем СССР были чем-то новым), впечатлительные люди легко интерпретировали любые ночные стуки в доме (размерзание холодильника, шум воды в трубах) как присутствие "аномального", и их воображение тут же рисовало всякие "потусторонние" картины. У страха, как говорится, глаза велики.

Но есть во всём этом и ещё один очень интересный момент — насколько тесно совковое "потустороннее" было связано с убогой советской жизнью и являлось, фактически, её отражением. Итак, в сегодняшнем посте — рассказ про барабашек и убогое совковое "потусторонне". Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)





Откуда взялся барабашка.



Примерно во второй половине восьмидесятых годов на советском телевидении, а также в прессе "милостиво разрешили" говорить обо всяком "потустороннем" — не имеющих объяснения и загадочных случаях. Большинство случаев при тщательном разборе оказывались чем-то весьма банальным, но зрителям об этом чаще всего не сообщали — обычно страшные телевизионные истории не имели конца и оставляли зрителя с ощущением загадочной недосказанности. Особенно в этом усердствовала передача "Очевидное-невероятное" — которая ещё в семидесятые годы начала рассказывать про всякие Бермудские треугольники, а осенью 1988 года выпустила передачу про "барабашку" под названием "Кто там" — о том, как жительницы московского общежития в Лихоборах начали перестукиваться с "духом", который до этого швырял по воздуху тапки, а позже стал общаться стуками.

Реклама



Точно так же, как и Кашпировский, эта передача имела эффект разорвавшейся бомбы и, собственно, отлично выполнила свою задачу — отвлекла людей от реальных насущных проблем, вроде последствий Чернобыля, цинковых гробов из Афганистана и пустых полок в магазинах. Многие тут же начали видеть у себя на кухнях "барабашек" и прислушиваться к звукам из туалета, а некоторые даже присылали на передачи "фотографии" аномального — которые, впрочем, чаще всего оказывались банальным дефектом плёнки.

Лично мне кажется, что вся эта история с "барабашками" была запущена (параллельно с Кашпировским и Чумаком) специально, для отвлечения внимания людей от кризиса власти и всей советской системы. Само слово барабашка — калька с английского полтергейст, шумный дух — вероятнее всего, оно появилось не случайно (по сюжету передаче его якобы "придумали" студентки), а было специально переведено авторами передачи и адаптировано для русского уха. В пользу этой версии говорит и то, что с "барабашками" были тесно связаны и сеансы Чумака — в конце некоторых сеансов, помимо "заряжания воды", он предлагал также и "почистить биополе квартир", после чего делал загадочные пассы руками и делал внушение — "ну, теперь у вас всё в порядке".



Убогое советское «потустороннее».

В этом всём есть один очень смешной момент, о котором по-моему раньше не писал никто из исследователей совка. Если пристально посмотреть на совковое "потустороннее" — то оно окажется чрезвычайно смешным, мелким и тесно связанным с убогой и нищей советской жизнью. Советские "духи" оказывались такими же мелочными, склочными и мстительными крохоборами, как и большинство совков — они то плевали хозяевам квартиры в суп, то рисовали какую-нибудь бяку на дефицитных венгерских обоях, а то подкладывали в тазик с варящимся на зиму вареньем сырую грязную морковку. Самая сильная эмоция у контактирующих полтергейстом советских граждан — это страх уничтожения вещей.

Верхом невоспитанности советских барабашек было высыпание банки марганцовки в стоящую на плите выварку с бельём — страшное преступление, в результате которого ценное и дефицитное постельное бельё приходило в негодность. А "добрые" советские барабашки милостиво подсказывали, в каком углу говняной бесплатной хрущёвки можно найти забытые драные носки и под какой половицей лежат заначенная от жены синяя пятирублёвка на выпивку.

В девяностые годы вышла книга Игоря Винокурова под названием "Ужас" — фактически рассказывающая о десятках случаях такого советского "полтергейста", который вёл себя как мерзотный сосед по коммунальной кухне — то дефицитные обои поджигал, то полированную румынскую мебель портил, то падлюка украл шнурки единственных ботинок, а то вонючую луковицу в сковородку с картошкой подложил. Хоть бы почистил, гад:




Книга полна таких историй, рассказанных совершенно серьёзно — о дефицитном мыле, кощунственно засунутом полтергейстом в немытый унитаз, о коварно сожжённых модных болониевых куртках и о двух бутылках дефицитной водки, которые полтергейст милостиво разрешил выпить в день рождения дочки Наташи.

Что интересно — сам автор книги не замечал всей убогой мелочности проделок советского полтергейста (смешных и нелепых для "потусторонней силы"), а для борьбы с ним предлагал завязывать какие-то ниточки и ходить по дому со свечкой — что тщательно проделывал коллега автора и по совместительству борцун с советским полтергейстом по фамилии Шлядинский, который обладал также и магической сверхспособностью колоть жопой орехи зажигать руками лампочки:




Словом, в советском "потустороннем" проявлялся тот же самый убогий совок, что и в жизни. И это говорит только об одном — что на самом деле это было никакое не "потустороннее", а обычное порождение убогого и серого советского мышления, которое конструировало всё "непознанное" по собственному образу и подобию.

Реклама






Бездна, которая смотрит в тебя. Вместо эпилога.



В заключительном разделе поста хочется вспомнить про одно американское кино, снятое примерно в те же годы, на котороры в СССР пришёлся пик популярности всего "непознанного". В восьмидесятые годы в США вышел популярный фильм "Охотники за привидениями", который тоже рассказывал о чём-то "непознанном" и который по сути на примере "непознанного" показывал модель здорового общества — после столкновения с каким-то неизвестным вызовом ("паронормальными явлениями") саморегулирующееся свободное общество рождает команду специалистов — которая снимает офис, раскручивается в свободных СМИ и начинает помогать людям, зарабатывя при этом деньги. В итоге довольными остаются все — "охотники за привидениями" зарабатывают деньги и славу, общество очищается от "полтергейста" — и все довольны.

Совковый же "полтергейст" и всё, что происходило вокруг него был такой же убогий, серый и нищий, как и всё остальное в СССР — малейшее отступление на шаг в сторону от пропагандистских доктрин марксизма-ленинизма порождало полный умственный коллапс, советские "духи" швырялись гнилой картошкой, подсыпали булавки в макароны и скандалили на коммунальных кухнях, а нищие советские "охотники за привидениями" только и могли, что ходить кругами с волшебной ниткой вокруг ободранной табуретки на фоне полированного серванта.

Правильно говорят — глядя в бездну, помни что бездна смотрит в тебя. Ты видишь в ней лишь своё отражение.

https://maxim-nm.livejournal.c...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :sweat_smile: :sweat_smile: :sweat_smile: :thumbsup:
    • arush
    • 12 октября 2019 г. 18:24
    :-1:
  • Прикольная статья, только злая получилась. Может к ней злой дух руку или что у него там приложил.
  • Я так понял, что отличие советского "барабашки" от современного, что он убогий как вся советская жизнь. :wink: А вот почему "совок" был убогим не понятно. У автора уже аксиома, что совок был убог и не счастлив. И шумный дух был таким же. А вот в лихие 90 ые, видимо шумный дух попрятался, боялся видимо дикого капитализма, приватизации и бандюков. :wink: Безусловно, НЛО и другие проявления потустороннего мира были и в СССР, но вот технической возможности рассказать и показать его было меньше. Но автору это не интересно. А так, ничего статья получилась, про "грязный и убогий совок" средней паршивости. :wink: :blush:
  • Статья могла бы получиться интересной, если бы автор не оказался так убог.