Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Воины Северной Африки 1050-1350 годов

0 2928

Днем бодрствую, а ночью сплю в седле,
Неразлучим с рубашкою стальною,
Испытанной кольчугой боевой,
Сплетенною даудовой рукою.

Арабский поэт Абу-т-Тайиб ибн аль-Хусейн аль-Джуфи (915-965гг.)

Рыцари и рыцарство трёх веков. Последний раз материал о воинах указанного периода был опубликован на «ВО» 22.08.2019. С тех пор мы к этой теме не обращались. Этот материал был посвящен воинам Руси, зато теперь, следуя за нашим главным источником, монографией Дэвида Николя, мы отправимся в жаркую Африку и познакомимся с военным делом огромных территорий, которые в средние века считались христианскими (хотя иногда и чисто номинально!), а также и некоторых языческих районов, которые затем стали мусульманскими. Впрочем, и многие христианские регионы, о которых здесь пойдет речь, впоследствии также попали под влияние ислама.

Воины Северной Африки 1050-1350 годов
Воины-арабы пророка Мухаммеда: 1 – вождь отряда в кольчужном хауберке и кожаном чешуйчатом панцире, 2 – лучник-пехотинец, 3 – племенной вождь бедуинов. Рис. Ангуса Мак-Брайда
 

Воины Северной Африки и Судана – христиане…


Христиане или копты Египта, вероятно, составляли большинство населения этой страны на протяжении большей части средневековья и, вполне возможно, что их набирали в качестве моряков для службы в египетском флоте. Древняя римская и византийская провинция Африки, которая в основном состояла из современного Туниса плюс большая часть северной Ливии и Алжира, попала в VII веке под власть мусульман-арабов и стала их провинцией Ифрикия. Христианское сельское население здесь сохранилось, но сокращалось вплоть до XI столетия, а в городах христианское население сохранялось и впоследствии. Новообращенные христиане были зарегистрированы в тунисской армии еще в середине XII века. Так что процесс замены одной веры другой занял здесь несколько столетий.

К югу от Египта, в Нубии и северном Судане, христианские королевства сохраняли свою независимость в течение многих веков в основном потому, что их более могущественные исламские соседи не предпринимали серьезных попыток их покорить. Самыми крупными христианскими государствами здесь были Нобатия, в современной Суданской Нубии; Мукуррия в районе Донголы — царство «черных ноба» (нуба); и Мероэ, причем средневековые источники называли Мероэ – Алва или Алоа в районе современного Хартума. Дальше на юг и восток лежало христианское королевство Аксум, которое впоследствии стало известно как Эфиопия, и по сей день остается христианским. В IX веке Нубия и Алоа были объединены, но в XIII-ом в связи с упадком Нубии она вновь обрела независимость. А вот Мукуррия была завоевана мамлюками Египта в начале XIV века.


Пехота эпохи Омейядов (Омейяды — династия мусульманских халифов, которая была основана Муавией в 661 году. Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII века): 1 – «гвардеец» в двойном кольчужном доспехе, 2 – пехотинец, 3 – женщина-горожанка. Рис. Ангуса Мак-Брайда
 

«Большой лук» по-африкански


Интересно, что на всем протяжении эпохи Древнего мира и Средних веков «нубийцы», в состав которых входили тогда почти все жители христианского Судана, были известны как лучники, тогда как южное королевство Айва славилось своими лошадьми. Таковыми были и войска, состоявшие из нубийцев или суданцев на службе Салах ад-Дина (Саладина) и упоминались как лучники в XV веке. Большинство письменных источников указывают, что нубийские луки не были составными, а были простыми, делались из древесины акации и были сродни тем, которые использовались и в Древнем Египте. При этом их луки имели большие размеры и плетеную из травы тетиву. Интересно, что жители Южного Судана до сих пор носят на большом пальце кольцо и очень может быть, что это своеобразная память по утраченной суданской традиции стрельбы из лука.


Вооружение суданских воинов за века изменилось очень мало. В битве при Омдурмане англичане встретили воинов с мечами, копьями, в кольчугах и шлемах, хотя у некоторых и были кремневые ружья и трофейные винтовки. «Дервиши» атакуют! Рис. Дж. Рава

Христианские нубийские королевства контролировали большую часть территории от Нила до Красного моря, где жили различные языческие и мусульманские кочевые племена. Среди последних были биджа-бежа, которые сражались на верблюдах, вооруженные кожаными щитами и копьями. В полупустынных и степных районах на западе жили номинально христианские народы, в том числе племя ахади, находившееся под сюзеренитетом королевства Алва. Подобно языческим племенам к югу от Сахары, и расположенным дальше на западе, ахади использовали большие кожаные щиты, копья и мечи местного производства и носили стеганые мягкие доспехи.



Вот такими луками пользовались и английские лучники при Креси и Пуатье, и суданские лучники Саладина. Такие же луки были у них даже в XIX веке. (Венская оружейная палата)

Что касается Эфиопии, то со временем она стала явно более «африканской», но даже в XIV веке христиане центральной Эфиопии все еще описывались как сражавшиеся большими луками, мечами и копьями, в то время как эфиопы-мусульмане на юго-востоке страны описывались как легкая конница, обходившаяся без стремян. Примерно в то же время другие мусульманские эфиопы описывались современниками как лучники.


Конница Омейядов: 1 – «губернатор» Балха, 2 – всадник элитной конницы, 3 – легковооруженный всадник из Египта. Рис. Ангуса Мак-Брайда
 

По образцу исламских армий…


Проникновение ислама в Африку коренным образом изменило военное дело ее многих народов. Например, в государстве Канем-Борну, лежавшего по берегам озера Чад, его правитель Хуме (1085—1097) принял ислам во второй половине XI века, призвал к своему двору многих мусульманских ученых, а его сын не только дважды совершил паломничество в Мекку, но и создал конное войско, состоявшее сначала из арабских воинов, а затем из рабов, по образцу гуламов. Считается, что оно насчитывало 30 тысяч человек (скорее всего цифра эта преувеличена средневековыми авторами – В.Ш.). Это были всадники на лошадях, одетых в стеганые доспехи с копьями и щитами, то есть по сути – самая настоящая рыцарская конница.


Знаменитые «бенинские бронзы», свидетельствующие о большом мастерстве африканских литейщиков. Сколько раз объявляли их работой португальцев, пока металлографический анализ и находки археологов не доказали, что это работа местных африканских мастеров. В детстве видел рисунки этих головок в «Детской энциклопедии» и никогда не думал, что смогу увидеть их воочию. Так удивительно, словно старых знакомых встретил! (Венская оружейная палата)


Головы отлиты в технологии потерянной формы и пустые внутри. Не меньшего мастерства добивались африканцы и в обработке железа. (Венская оружейная палата)

Реклама



Сравнимую степень исламского военного влияния, хотя и на этот раз со стороны Северной Африки, можно было увидеть в некоторых районах Западной Африки, особенно в исламском султанате Мали XIV века. Здесь лучники и копейщики, как пешие, так и конные, составили основу армии. Все точно так же, как и собственно у арабов.


Конское и воинское снаряжение абиссинских (эфиопских) всадников XIX века. Именно с такими копьями и щитами из кожи носорога изобразил художник атаку суданской конницы на англичан в журнале «Нива» за 1899 год. Слева резной слоновий бивень с «рассказом о героических деяниях». (Венская оружейная палата)


Вот эта раскрашенная гравюра из «Нивы»!


А вот так военачальники в Эфиопии одевались! (Венская оружейная палата)
 

Египет про Фатимидах и Айюбидах


Что касается Египта и его географических границ в эпоху крестовых походов, то установить, что здесь происходило, в это время значительно проще, чем в большинстве других регионов, завоеванных мусульманами. С середины X века до 1171 года страной управляли халифы из династии Фатимидов. К середине XI века Фатимиды контролировали Египет, Сирию и большую часть Ливии и требовали сюзеренитета над Тунисом, Сицилией и Мальтой, а также частью Сирии. К концу века, тем не менее, их североафриканские владения вряд ли простирались дальше восточной части Ливии, в то время как в Сирии сократились до нескольких прибрежных городов, которые впоследствии у них один за другим отбили крестоносцы после нескольких лет упорной борьбы.

В 1171 году Фатимидов заменила суннитская династия Айюбидов, первым из которых был Салах ад-Дин (Саладин). Несмотря на то, что их власть распространялась в Африке на большую частью Ливии и на юг до Йемена, их основные интересы лежали в северо-восточном направлении. Здесь они столкнулись с государствами-крестоносцами в Палестине и Сирии, хотя им и удалось распространить свою власть вплоть до нынешней границы Ирана, в том числе в значительной части нынешней юго-восточной Турции. Однако в 1250 году в Египте и в части Сирии в результате военного переворота их заменили мамлюки, хотя айюбидские князья продолжали править некоторыми азиатскими провинциями после этого события в течение нескольких десятилетий.


Изображение «доброго коня». Манускрипт XIII века, посвященный искусству фурусийя Ахмада ибн Аджиб аль-Азджи. (Музей «Коллекция Дэвида» Копенгаген, Дания)

А затем мамлюки столкнулись с монгольским вторжением в Сирию. Монголы были отброшены только после отчаянного сражения при Айн-Джалуте, когда 3 сентября 1260 года их войско под командованием султана Кутуза и эмира Бейбарса встретилось с монгольским корпусом из армии Хулагу под командованием Китбука-нойона. Монголы тогда были разгромлены, а Китбука убит. Новая граница была установлена вдоль Евфрата. Это оставило территорию современного Ирака под контролем Великого хана, а мамлюки получили Хиджаз со священными городами всех мусульман, а также недавно завоеванную христианскую Нубию и северный Судан.


Иллюстрация из манускрипта Уолтера W.661, изображающая коня, покрытого попоной. Автор Ахмед ата-Таурзадэ. (Художественный музей Уолтерс, Балтимор)
 

Армия Фатимидов


Армия Фатимидов с X-го по середину XI-го веков состояла в основном из пехоты, поддерживаемой относительно небольшим количеством достаточно легковооруженной конницы. Стрельба из лука была в руках пехоты, а копья использовались как конницей, так и пехотой. Многие пехотинцы передвигались на верблюдах, что делала фатимидскую армию достаточно подвижной. Но вот что касается тяжелого вооружения, то с этим у них были проблемы. Хотя известно, что у них были свои элитные части из наемников, в частности турецкой конницы гуламов, конных лучников и черных африканских рабов. Местные силы в фатимидской Сирии, по-видимому, состояли в основном из городских ополченцев, служивших за плату бедуинов и любых доступных для найма войск восточного происхождения.


Тренировка мамлюка с копьем. Манускрипт 1500 г. (Музей «Коллекция Дэвида» Копенгаген, Дания)

В конце XI и начале XII-го веков власть оказалась в руках визиря Фатимидов Бадра аль-Джамалта и его сына аль-Афдаля, под руководством которых была проведена целая серия военных реформ. Доля профессиональных наемников и войск из рабов была увеличена. Вполне возможно, что они также увеличили количество всадников и обрядили элитные подразделения в доспехи. Тем не менее, джамалидские фатимиды по-прежнему опирались на традиционных пехотных лучников и вооруженную мечом и копьем конницу, использующих изощренную, но уже устаревшую тактику, которая существовала при мусульманских ранних халифах.

Реклама



Армия Фатимидов оставалась многонациональной, между различными этническими группами то и дело вспыхивали стычки.


Шаффрон мамлюков. (Лионский музей изобразительных искусств)
 

Армия Айюбидов


Военные изменения, которые произошли в результате прихода к власти Айюбидов, вполне возможно, были преувеличены. Салах ад-Дин опирался прежде всего на элитные части конницы, созданные еще во времена более поздней армии Фатимидов. Только в самом конце периода Айюбидов были предприняты усилия для создания унитарной армии с элитными подразделениями мамлюков, находившихся под непосредственным контролем султана.

Вербовка в армию при айюбидах отличалась тем, что первоначально они полагались главным образом на курдов или туркменов, а затем все больше на мамлюков турецкого происхождения. Арабы играли второстепенную роль, а иранцы — еще меньшую, в то время как армяне, берберы и чернокожие вскоре после захвата власти Саладином исчезли из его армии очень быстро.


Сирийская либо турецкая кольчуга XVI века. Более ранние кольчуги чрезвычайная редкость. Вес 9869 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Мамлюкский султанат Египта и Сирии был военным государством, созданным в значительной степени на благо армии. И эта армия была, вероятно, наиболее эффективной из всех, что были созданы в средневековье в Северной Африке и Передней Азии, и стала той моделью, на основе которой впоследствии была создана еще более эффективная османская армия. Его организация была сложной и даже «современной» в некоторых отношениях, с высоким уровнем дисциплины. Большая часть мамлюков в армии Айюбидов происходила из рабов… из южной России или западных степей. Их покупали, потом соответственным образом готовили и тренировали. Значительное количество монгольских беженцев также поступило на службу к Айюбидам, что позволило им получить бесценный опыт ведения войны против монголов и их приспешников. В войсках Айюбидов было и много курдов, однако они были в основном были размещены в Сирии и по сравнению с рабами-мамлюками были не столь… популярны.


Индийская или иранская кольчуга начала XIX века. Выполнена в основном из стальных колец с надписью, вплетенной из латунных и медных колец. Она включает в себя «Молитву Али», которая часто использовалась для защиты от опасности. Поэтому такая кольчуга предназначалась для обеспечения как физической, так и духовной защиты. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
 

«Тяжело в ученье, легко в походе!»


Одной из самых замечательных особенностей армии мамлюков была продуманная система тренировок личного состава, основанная на опыте Византии. Мамлюки уделяли большое внимание стрельбе из лука, фехтованию и упражнениям с копьем, а также совершенствованию искусства верховой езды, известного как фурусийя. Регулярно проводились конные игры с копьем и кольцом, конное поло, скачки, всадники в обязательно порядке учились стрелять из лука с коня.


Топор телохранителей мамлюкских султанов, конец XV в. (Венская оружейная палата)

В отличие от османов, мамлюки также относительно быстро осознали выгоды от огнестрельного оружия и рано начали его применять. Некоторые виды пушек упоминаются в 1342 и 1352 годах, хотя первые неоспоримые упоминания датируются серединой 1360-х годов. Скорее всего это была легкая артиллерия и, возможно, примитивные виды ручного огнестрельного оружия.

P. S. Позднее на месте Канем-Борну (а названо это государство так потому, что сначала было Канем, а затем Борну) возник султанат Багирми (Бегхарми) и там тоже была конница в стеганках и с очень странными копьями. Хотя и не на всех рисунках они такие. О данном же изображении сообщается, что оно сделано по описанию Диксона Денема, побывавшего в Багирми в 1823 г.


Всадник Багирми по описанию Диксона Денема.

Использованная литература
1. Nicolle, D. The Military Technology of Classical Islam (Ph.D.thesis, Edinburgh University, 1982).
2. Nicolle, D. Yarmyk 630 AD. The muslim conguest of Syria. L.: Osprey (Campaign series № 31), 1994.
3. Nicolle, D. The Armies of Islam 7th – 11th centuries. L.: Osprey (Men-at-arms series № 125). 1982.
4. Nicolle, D. Armies of the Caliphates 862 – 1098. L.: Osprey (Men-at-arms series №320), 1998.
5. Nicolle D. Saracen Faris 1050-1250 AD. L.: Osprey (Warrior series № 10), 1994.
6. Heath, I. Armies of the Middle Age. Volume 1,2 Worthing, Sussex. Flexiprint ltd. 1984.
7. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 2.
8. Шпаковский, В.О. Рыцари Востока. М.: Поматур, 2002.


Продолжение следует…

 

https://topwar.ru/163381-voiny...

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...