Настольные игры XIX века

1 871



Сложно сказать, когда человечество открыло для себя настольные игры. Упоминание об игре как таковой можно встретить еще в древних записях и документах. В XIX столетии возникла теория игр: люди стали изучать стратегии для победы с помощью математического метода. Именно в эту историческую эпоху появилось множество настольных развлечений для детей и взрослых.

Одни из них дошли до нашего времени, другие были забыты….




Пузель

Первые пазлы появились в России в XIX столетии. Правда, называли их на немецкий манер – «пузель». Чаще всего на «пузелях» изображали детей, пейзажи сельской местности или виды Петербурга.

clip_image00113_thumb18
В "пузеле" было не больше ста деталей.

Современному человеку такие «пузеля» показались бы слишком простыми – в них было не больше ста деталей. С началом советской эпохи все пазлы исчезли из продажи, и традиция их сборки возродилась лишь в 90-х годах XX века.



Синопское сражение

После победы в Крымской войне в России стали пользоваться популярностью патриотические настольные игры. Одной из них была историческая игра «Синопское сражение».

clip_image004
"Синопское сражение" появилось после Крымской войны.

По правилам, первый игрок выступал за Россию, а второй – за Турцию. Соперники по очереди бросали кубик и шли к своей цели. На пути к победе их ждали кораблекрушения, вражеские пушки и шторм. Выигрывал тот, кто первым добирался до корабля противника.



Охота

В XIX веке все азартные люди очень любили играть в кости. Чтобы традиционная игра не надоедала, они умудрялись придумывать множество вариантов этого развлечения. Одной из самых распространенных версий была «Охота».

clip_image006
В "Охоте" загонщики побеждали кроликов и барсуков

Все игроки получали определенное количество марок – игровых денег. Часть из них ставили на кон. Игроки по очереди бросали кости и в зависимости от выпавшего числа попадали на ячейку игрового поля с изображением охотников или животных.

Реклама


Если игроку посчастливилось попасть на ячейку с загонщиком, скотником или охотничьей собакой, он получал несколько марок из общей ставки. Если же игрок оказывался на поле с изображением кролика, барсука или глухаря, он был вынужден платить марки в банк.

Всю сумму на кону получал тот игрок, который выкидывал «6:6».



Путешествие по России

В середине XIX века были распространены так называемые «игры-ходилки», где нужно было бросать кубик и продвигаться к финишу. Тогда же возникли игры на тему железной дороги.


Nastol_naja_igra_Puteshestvie_po_ROssii
В "Путешествии по России" надо было приехать из Одессы в Москву и обратно.

Одной из самых занимательных была игра «Путешествие по России». Перед игроками стояла задача совершить по железной дороге путешествие из Одессы в Москву и обратно. Свою дорогу игрок мог выбрать самостоятельно: можно было добраться до цели через Киев и Смоленск или через Харьков и Курск.

В начале каждый игрок получал по локомотиву, который передвигался по игровому полю в зависимости от количества очков на кубике.

По ходу путешествия игроки за марки покупали железнодорожные билеты и оплачивали путевые расходы. Кто быстрее вернется в Одессу – тот и победил.



Осада крепости

Игра в «Осаду» стала своеобразным продолжением обычных шашек. На поле располагались бумажные фигурки – три японца помещались в крепость, а 36 китайцев должны были ее захватить.


clip_image010
В "Осаде" китайцы пытались выманить японцев из крепости./em>

За ход можно было сделать передвижение на одну клетку только по красным линиям. Если за китайцем оказывалось пустое место, японец мог «съесть» его, как в шашках. Китайцы же не имели права «есть» своих противников.

Игра заканчивалась либо когда китайцы занимали места в крепости, либо когда японцы «съедали» всех нападавших.



Гусек

Излюбленной игрой школьников того времени был «Гусек». Для победы здесь было важно отличное знание таблицы умножения.

Игровое поле состояло из ячеек, в которых были написаны арифметические примеры, в которых нужно было умножить или поделить числа. Каждому игроку выдавалось 5 тысяч марок и «заставушка» - фишка.


Staraja igra 0_283fd_f8549136_L
Для победы в "Гуське" требовалось знание таблицы умножения.

Все по очереди бросали кости и делали ход. Попадая на ячейку с математической задачкой, нужно было сразу же сказать ответ: сколько будет 76:19 или 26×3.

Если ответ был правильным, игрок брал несколько марок из общей ставки – «пульки». Если школьник считал неверно, он платил марки на кон. Всю «пульку» срывал тот, кто выкидывал на костях точное число, необходимое для попадания в кассу.



Отгадчик

В игре «Отгадчик» могли принимать участие и дети, и взрослые. Первый игрок загадывал мужское имя, а второй показывал ему пронумерованные карточки, на которых было написано более 50 мужских имен.

clip_image014
"Отгадчик" выяснял имя, задуманное оппонентом.

Первый участник указывал карточки, на которых можно встретить загаданное имя. Отгадчик складывал их номера и смотрел в список, где каждому имени соответствовало какое-либо число. Так второй игрок выяснял, какое имя загадал его оппонент – Артамон, Феодул или Карп.



Игра наций

В этой игре участникам раздавали равное количество карт, на которых были написаны названия девяти разных национальностей и изображены женщины в народных костюмах. Всего же в колоде было по четыре карты каждого народа.

clip_image016
В "Игре наций" можно было примерять на барышню разные национальные костюмы.

Игроки клали карты на стол рубашкой вверх и по очереди переворачивали по одной карте. Когда на столе появлялись две одинаковые карты, их владельцы должны были быстро прокричать название страны, к которой принадлежал изображенный народ.

У кого быстрее это удавалось, тот забирал себе обе карты. Участник, у которого заканчивались все карты, выбывал из игры.

Реклама


Эта игра стала прообразом бумажных кукол со сменными нарядами: у каждого участника была табличка с нарисованным женским лицом, а во всех картах на месте лиц были сделаны прорези. Таким образом, игроки «примеряли» разные национальные костюмы на одну барышню.



Скачка с препятствиями

«Скачка с препятствиями» - не хитрая, но очень веселая и увлекательная игра. Здесь нужно играть за жокея, который стремится преодолеть все 100 ячеек игрового поля.

clip_image007[4]

Участники бросают кости и постепенно движутся к своей цели, но на каждой второй ячейке их подстерегает опасность. По ходу игры охотники принимают незадачливого жокея за тетерева и подстреливают его, из-за кустов появляется пудель и пугает лошадь, всадник попадает в трясину, теряет парик, слетает с лошади и попадает в другие передряги, которые затормаживают его продвижение.

На финальной ячейке победителя встречает надпись: «Наконец я преодолеваю препятствия и получаю приз. Вот он, знай наших!».



Самоделки

Открыть настольную игру можно было и в одиночку. Людям было не жалко потратить свое время за склеиванием бумажных макетов – «самоделок». Из бумаги нужно было вырезать и склеить архитектурное сооружение или целую композицию.

clip_image020
В XIX веке были популярны "самоделки" с макетами дворцов, соборов и площадей.

Среди популярных «самоделок» был Исаакиевский собор, Александровский сад, Мариинский театр, Петергофский вокзал и Адмиралтейская площадь.

На макете для вырезания были учтены все детали зданий: например, нужно было по отдельности вырезать и приклеивать каждую скульптуру, украшавшую Исаакиевский собор, а для получения Мариинского театра нужно было вырезать несколько десятков фрагментов крыши.

https://masterok.livejournal.c...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • любопытный экскурс, спасибо...было интересно :blush: :blush: