Бременские чудовища и чудовищная халтура...

23 1865

Посмотрел на днях очередную нетленку российского кинематографа. Ну как посмотрел… Продремал где-то половину фильма, на вторую половину душевного заряда уже не хватило. Того, что все же рассмотрел, выныривая из сладкой дремы, думаю, хватит, чтобы не уподобляться знаменитому «Пастернака не читал, но осуждаю». Видел достаточно, чтобы пафосно осуждать и пламенно обличать.

Называется это произведение «Бременские музыканты». Знакомо, не правда ли? Хорошо знакомо. Притом со светлого советского детства.

Думаю, не стоит пережёвывать очевидное. И так всем ясно, как Божий день, что нынешние, прикормленные Министерством культуры и Фондом кино киноделы, неспособные в массе своей создать нечто интересное и оригинальное, как за последний спасательный круг цепляются за великие советские культурные достижения. И, как правило, повторяют не успех своих предшественников, а подтверждают старую поговорку – не в свои сани не садись. Ну или «а вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» - это больше подходит к обсуждаемому и осуждаемому кино.

Все эти дикие ремейки типа «Кавказской пленницы» и «Служебного романа» достигли даже некого величия в своей дешевой убогости. Или всякие продолжения «Иронии судьбы», оригинал которой, кстати, тоже не является образцом высокого и гуманного искусства, но хоть сделан была на высочайшем режиссерском уровне.

Желание киноделов с молодецким посвистом проехаться в рай на известном советском мультфильме, который наизусть знало большинство населения Советского Союза, имеет в основе своей, думаю, одну, но пламенную страсть – срубить по легкому бабло. Пила для попила, топор для рубки бабла – это такие инструменты, за бритвенной остротой которых современные киношники следят бережно и с придыханием. Так что, помолясь Мамоне и принеся ей в алтарную жертву остатки совести, взялись они со всем прилежанием за любимое дело – культурный вандализм в отношении былых достижений культуры.

В какой-то мере срубить бабло получилось. Вроде бы фильм вышел кассовым, и множество народу зарулило на привычное название, чтобы потом смачно и со вкусом плеваться на косоруких бракоделов, от которых житья не стало и в искусстве, и на производстве.

На выходе получился удивительный коктейль. Тут и индийское кино с танцами с бубном и песнями. И тюремный роман с кознями бандитов и ментов. И немножко комедии времен немого кино. Почему немого? Потому что смеяться над происходящим на экране можно только выключив звук, ибо озвученные шутки на редкость тупы и беспомощны. Впрочем, изящно смеяться наше кино разучилось давно – спасибо КВН, Камеди Клаб и кокаиновому Кварталу 95 с их пошлым сортирным юмором.

Подробно расписывать современную и тщательно углубленную версию «Музыкантов» лень, да и не стоит, потому как ничего интересного в сюжет творцы не привнесли. Посыпали феерическое и легкое старое повествование изрядной долей специй из слез, надрыва, несчастного детства. С первых минут сбили настрой на легкое времяпровождение и подготовили зрителя к душераздирающей истории с трагедиями и мучениями.

Живет такой мальчик с пальчик. Играет на гитаре, поет и пляшет, радует маму – больше радовать некого, потому как за каким-то чертом они нашли пристанище в отдалении от цивилизации и занимаются всякой фигней, типа выживания в условиях холодных зим и отсутствия городов и поселков поблизости.

Кстати, мамашину роль исполняет известная на весь мир и Вселенную отважная исследовательница космических бездн Пергидроль, или Перисильд – все время путаюсь в фамилии. Это та самая, что пустила под откос карьеру известного пиарщика Рогозина – проект с полетом актрисульки в космос оказался на проверку возмутительным и наказуемым.

Не знаю, как в других фильмах, но в этом она играет просто фантастически… Ну, в смысле, фантастически бездарно. Корчит неубедительные эмоции на холеном лице фальшивой пейзанки. Что-то говорит, но больше расцеловывает мальчонку и треплет его по вихрам, механически, как ткачиха пряжу.

Раньше так играли запойные артисты, решившие устроить от безденежья чес на детских утренниках и страшно страдающие от неопохмела. Мол, дети наивные, им и так сойдет. Главное, отыграть побыстрее и бегом в магазин за бутылкой портвейна «777».

К счастью, надолго астронавтка на экране не задерживается. Идет на озеро, где успешно проваливается под лед – чего ее туда понесло, спрашивается, до таких годов дожила, должна знать, что весной нельзя по льду шататься. Мальчонка отправляется бомжевать с гитарой и петь в переходах – точнее в замках.

Тут необходимо отметить, что большинство артистов играет в фильме на удивление бездарно. Особенно молодежь. Чему их в учат в институтах? Что Станиславский был занудной и слишком много хотел, талдыча про вживаемость в роли? На фига вживаться, примеривать на себя героя, тратить нервы понапрасну, если текст можно просто прочесть и срубить по легкому гринов. Ох и простачки были эти древние великие реликты, все голосили «Не верю!» А на деле все же просто – сверкнул смазливым лицом, выдал монотонно реплику, взял деньги, иди дальше по жизни легко, насвистывая под нос «Отныне я звезда по имени Солнце». В общем, молодняк в фильме – тупиковая ветвь артистической эволюции. Как всегда, вытягивает немножко старая актерская школа. Хабенский неплохо играет сыщика. Король тоже нормальный. Остальные – гасите иллюминацию, опускайте занавес.

Дальше сюжет из драмы европейской семьи отшельников типа Лыковых превращается в драму криминальную – о тяготах противоправной деятельности и жестокости криминального мира. Играя на гитаре, мальчонка быстро связывается с ворами. И начинает, как говорят блатные, колотить понты. То есть собирать своей неземной игрой публику, чтобы та разевала рты, а в это время карманники пылесосят карманы. Все по заветам лучших воров в законе.

Естественно, мелкий мальчонка попадается. Братва сматывается, и теперь музыкант должен ответить за прегрешения всей шайки. В общем, малолетку беспредельные судьи запирают на десять лет в тюрягу, откуда он выходит уже взрослым.

Дальше какая-то коряво слепленная история про знакомство с музыкальными зверями, песенные конкурсы, разбойников, сбежавшую принцессу, гениального сыщика. Вроде где-то и почти то же самое, что в знаменитом мультике, но все такое переслоённое, такое пережёванное, что ничего, кроме желания поспать еще часов двенадцать, сюжетные ходы не будят. Персонажи никакой симпатии не вызывают. Трубадур – эдакий красавчик, мажор в десятом поколении, до безобразия нарцистичный. Такими после червончика от «хозяина» не откидываются. Никакой драмы от загубленного детства. Одна напористая наглость.

Принцесса больше смахивает на представительницу нелегкого женского труда на петербургском экономическом форуме. Только слишком истерична, неубедительна, да и вообще какая-то заноза – притом не как в мультике – целительная, типа иглоукалывания, а просто нарыв в пальце.

Звери… Ну что тут сказать. Да, много достигли спецэффекты со времен знаменитого плюшевого кота в «Мастере и Маргарите». Если бы я такое увидел в детстве, то стал бы заикаться, как и миллионы других детсадовцев. Нынешнему поколению, взросшему на Голливуде, такое, конечно, не грозит, но все равно детей жалко. Они же должны расти с приятным, пушистым и прекрасным - всякими котиками и прочими восхитительными зверушками. А что мы тут видим? Воистину адские твари, огромные, шерстистые, непонятные и угрожающие. Какие-то последствия глобальной экологической катастрофы, плоды противоестественной любви чернобыльских сталкеров с мутировавшей фауной.

То, что фильм дрянь - это факт, который в доказательствах не нуждается – достаточно посмотреть пару минут. Песенки, местами вроде ничего, хотя, конечно, не Анофриев. Вот и все. Но хотелось бы сказать о другом. Некоторые люди рождены, чтоб сказку сделать пошлой былью. И это выходит далеко за грани искусства и прорывается в окружающую среду, в ритмичную поступь обыденного бытия.

Нынешние киноделы, притом не только у нас, но и за рубежом, полностью разучились ощущать сказку. А сделать из мультфильма с его специфическим, неестественным, но очень выразительным, творческим пространством, игровой фильм – вообще задача очень трудная, мало кому доступная. Никто и не хотел. Надо же рубить бабло и пилить бюджет.

Сказка – это особая реальность. Ее нельзя описывать и снимать в привычной логике драм-мелодрам и боевиков. Это другой мир. Порой лишенный логики, порой несуразный, но всегда жутко интересный. Это мир эмоций, архетипов, скрытых смыслов и очень редко прямолинейной житейской логики.

Если снять того же колобка не в разрезе сказочного пространства, а в стиле грубого реализма. Показать, как бабка в магазине за мукой стоит в очереди, обсуждает с продавщицами, как ей лучше пирог спечь. Ищет в Интернете рецепт. Приготавливает. Все это полно бытовых подробностей. И вдруг: «Стоять, бабка, я колобок!» Вот тебе и наркоманский глюк. Потому как реальность реальная и сказочная просто несовместимы.

Ох, как умели раньше наши режиссеры создавать эту сказочную реальность. С минимальными техническими средствами. И получались потрясающие фильмы Роу. И мультики, типа «Бременских музыкантов». Или «Карлсона», идею мотора которого в реальной реальности любой более-менее приличный инженер зарубит сразу. Но ведь летал Карлсон. И Ванька превращался в медведя. И много еще чего было в той сказочной жизни русского народа.

И мультики, и сказка – это искусство допущений. В сказочном мире допущений очень много - ковры самолеты и лампы Алладина, говорящие звери и щуки. И герои, вполне органично живущие среди этих реалий. Это сейчас принято писать фэнтези, создавая трактаты о природе магии, ее использовании, притом с дикими подробностями и с эмоциями справочника по геометрии. И правильно – фэнтези не сказка, а натягивание носка на Эйфелеву башню. В сказке ничего не нуждается в обосновании. Ее пространство удивительно и органично, как квантовая механика. И оно работает.

В мире таких сказочных допущений Лиса Алиса и Кот Базилио в исполнении Санаевой и Быкова смотрятся именно наглыми аферистами в виде лисы и кота. И волк в «Красной шапочке», которого играет Басов – это не недоразумение из искусственной шерсти и не компграфика, а именно матерый волчище. Вот истинное искусство допущений.


А сегодня… Разучились проникать в пространство сказки. Смотрел за последнее время несколько попыток. Что-то там про Емелю и волшебную щуку, где все подробно и дотошно объяснено – откуда взялась рыбина, чем занималась, ее семейное положение, и как он с Емелькой жить стала, аки с мужем. Как-то деревянно, скучно, в рамках нашей тягучей реальности, только какой-то наркоманской.

Мне кажется, что тут дело не только в убогости наших киноделов. Во всем мире теряется связь с заполненными эмоциями и изначальной истиной сказочными и мифологическими пространствами. Они тысячи лет играли огромную роль в формировании и социума, и личности. Это было поле духа. Сегодня же мечущийся дух лишний. Сегодня все стандартизируется. Мечтатели и странники по другим мирам не нужны. Нужны квалифицированные потребители, о которых мечтал при свечах долгими бессонными ночами недоброй памяти министр образования Фурсенко. А максимум, куда пускают потребителя – это в блокбастер про человека-мотылька и в рекламный ролик, где говорящая стиральная машина орет агрессивно: «Купи меня». Вроде в этих роликах тоже сказочные персонажи нового века, но нет внутреннего содержания, один потребительский пир нищего духа. Это не наш родной колобок, отголосок древних космологических верований и мифов, а просто стиральная машина, которая требует, чтобы ее купили. Но виртуальная реальность приучает и не к такому, так что человек может сказать – ничего удивительного, такое бывает. Надо покупать.

Сейчас готовится массовый вброс желчи… Тьфу, не о том. Массовый выпуск еще нескольких пересказов старых советских сказок. Кто видел ролики, говорят, будет еще хуже. Ну что же, поглядим. Сквозь дрему, переходящую в сладкий сон…

Заодно рекламирую свои произведения, сказки для очень взрослых, отголоски иных пространств.

О тайнах Востока и предыдущих цивилизациях и о русском спецназе в Азии.

Илья Рясной. «Артефакты и Инициаторы».

https://author.today/work/353638

О параллельных мирах

«Эффект Манделы».

https://author.today/work/series/22938

И о звездных войнах в предалекой Галактике

«Бои космического значения»

https://author.today/work/99943


Кавур, Хрущёв, светлое будущее и "украинская нация"

Как только какой-то политик в каком-либо уголке планеты озаботится нацбилдингом, он сразу начинает цитировать графа Камилло Бенсо ди Кавура (премьера Сардинии, ставшего первым премьером...

Обсудить
  • "плоды противоестественной любви чернобыльских сталкеров с мутировавшей фауной..." Сталкеров не обижайте. Эти - плоды любви всей вертикали околокиношной тусовки. Панин не даст соврать! :laughing:
  • Учитывая масштабы и усердие испаскуживания всего самого лучшего из советского наследия кино складывается впечатление, что перед нынешними креаклами стоит конкретная задача. Достаточно сравнить советский фильм "Экипаж" и тот убогий киновысер под тем же названием, сотворённый в "новой патриотической" России. А учитывая высокий рейтинг этого говна на "Кинопоиске", то могу поздравить творцов культуры из Кремля - дебилизация пипла прошла успешно.
  • "Сейчас готовится массовый вброс желчи… Тьфу, не о том. Массовый выпуск еще нескольких пересказов старых советских сказок" Армяшки при кино спешат порубить бабла, пока Белоусов не добрался до культуры. :laughing:
  • :thumbsup:
  • Автор, ты ещё "летучий корабль" посмотри ))) Вот где разгул галлюциногенов и тяжёлых препаратов :joy: :joy: