- Я дракон, - объявляет супергерой гордо.
- Да вижу, что ящерица, - вздыхает грустно другой герой.
Человек существо многогранное и многоуровневое. Из животной основы, которая формировалась сотни миллионов лет, в нем живет и реликтовый ящер, заставляющий бросаться на любой кусок жратвы – реальной или воображаемой. И обезьяна, которую толкает на подвиги бес сластолюбия – иди, возьми самку, размножься. Кипит в нем, рептилии, древняя ярость хищника – убей, растопчи, стань единственной жабой в вонючем канализационном стоке, бери все, до чего дотянешься зубами. И ленивая инертность травоядного – стой на месте, жуй траву, все само по себе образуется. Все эти древние пласты упакованы плотно в нашем подсознании, и всплывают наверх эгоизмом, социопатией, алчностью и агрессией, а также равнодушием ко всем проблемам, кроме твоих собственных.
Но есть и нечто высшее, что нам спущено из далекого будущего согласия, гармонии, Вселенского Разума и взаимопомощи. Это способность творить, героизм, любовь, коллективизм, доблесть и внутреннее ощущение Вечности, величия Вселенной и ее Создателя.
Все эти противоположные, но все же единые, ипостаси перемешивается в нас в диких коктейлях и дают то, что мы наблюдаем – историю цивилизации, ее взлеты и падения, моральное и духовное совершенствование человека или его изничтожение с трансформацией в холоднокровную жабу.
Так что человек – существо и божественное, и реликтовое. Между подсознанием и сверхсознанием мечется разум, логический и оценивающий, тщетно пытающийся осознать себя, реальность и не знающий, куда приткнуться.
Одним из важнейших инструментов этого осознания является культура. И целью человеческой культуры всегда было не столько зеркальное отражение действительности в ее красоте и ужасе, сколько поиск и раздувание этих самых искорок огня – всего высшего, гармоничного, красивого. И доброго. Потому что иначе человеческая цивилизация вообще теряет смысл – уж лучше в пещеры или в болото, булькать вместе с жабами.
Культура – это неотъемлемая часть человека разумного. Она есть элитарная, быдляческая, массовая, узкая. Но Культура всегда стремилась к идеалу, ибо ее противоположность - черная культура, получила название Антикультуры, ведущей людей по пути разрушения, по пути торжества реликтовой части их существа, фактически, к тотальной деградации.
Конечно, большинству населения на высочайшие изысканные образцы культуры было всегда наплевать. Битлы и Киркоров массам куда ближе Баха и Мусоргского. Но ведь и масскультура – отражение каких-то глубинных настроений, тенденций, наших прямых или запутанных путей, основ развития общественного организма и его отдельных крохотных клеточек - то есть нас, человеков и человечков.
Интересно с этой точки зрения разбирать будоражащие массы образцы масскультуры. Тогда видны как на ладони тенденции развития социума, общественные запросы. Именно поэтому я столько накатал рецензий на фильмы и книги – не из-за того, что я киновед и литературовед, и хоть что-то в этом понимаю, а потому, что в этих творениях отлично видно, кто мы есть и куда нас ведут.
В последнее время все четче прослеживается тенденция глобального крена в сторону именно Антикультуры. То есть тешится тот самый реликтовый ящер, который хочет владеть, жрать и совокупляться. В западном кино засилье сверхлюдей - всем по сусалам, я царь! Нездоровое стремление к лидерству любой ценой, уничтожение городов, людей, противостояние со злом, которое ничем не отличается от добра. Наше немногим лучше, хотя по старой традиции все еще пытаемся вещать о высоком и вечном, но почему-то это высокое связано все больше с антисоветчиной и русофобией. Произвело на меня впечатление сообщение, что Жигунов из пятидесяти режиссеров не нашел ни одного, кто снял бы фильм о СВО. Зато доходы с проката нашей антисоветской поделки «Мастер и Маргарита» во Франции отлично идут на помощь ВСУ.
Антикультура просто воем воет, оповещая, что человечество просто желает освинячиться. При этом в рамках этой Антикультуры мы видим поразительные образцы лицемерия и мастерства подмены понятий.
Литература. Не беру «Большую», даже «огроменную литературу» типа Зулейхи, которые открывает глаза на ГУЛАГ, ущербность татарского и русского народа, а также на ничтожность страны Россия и окрестностей. Тьфу, каждую статью эту нечисть поминаю! Но запала она мне в душу – как можно такую графоманию, русофобскую гадость впарить такому количеству читателей и зрителей и еще огрести за это премию от Правительства РФ? Да, мастерство не пропьешь. И тут еще видим просто чудеса двоемыслия наших родных кукловодов – с одной стороны СВО, гордость за Великую Отечественную войну, за нашу историю, с другой – Зулейха, кино про архипелаги ГУЛАГи и происки НКВД, хруст окаменевшей французской булки о которую давно крошится эмаль зубов.
Берем обычную попсу. Мою любимую фантастику.
Чего в моде? Бояръ-аниме и фэнтези. Ну, с фэнтезями все ясно – чистый эскапизм, уход от неуютной реальности с войнами, кредитами и вечным прессингом окружающей среды в тепленькую влажную сказку, где ты волшебник, у тебя есть единорог и принцессы, и все тебе кланяются. Срубил голову черному властелину – и все отлично. И не надо подниматься в шесть утра на работу, чтобы свести концы с концами и съесть свой бутербродик с маслицем. Не надо унижаться перед начальством и прятаться от мобилизации через Верхний Ларс. Весь мир у твоих нечищенных ботинок, только успевай его пинать.
С бояркой все интереснее. В большинстве книг вольно или невольно культивируется та самая дремучая часть души человека. Борьба за первенство любой ценой. Потоки крови. С каким-то придыханием авторы пишут о сословном неравенстве. Их герои – князья, бояре, колдуны, для которых весь народ или мусор, или букашки, о котором «хорошие дворяне» заботятся, а плохие его давят. Не скажу, что доброе и хорошее не проскальзывает. Но ни у кого из авторов не вызывает сомнения, что такое положение нормальное.
Отлично помню, что при СССР говорили тем, кто нахрапист и пытается проехаться на чужом горбу, за чужой счет, эгоистам и хамам: «Мы господ в семнадцатом году вывели». Ну или буржуев.
И это не просто оборот речи. Это констатация факта – в 1917 году сословные различия, где одним с детства все пути открыты, сыто, пьяно, пьем Чинзано, а другие с голоду дохнут и корячатся в земле, как многие поколения их предков, были порушены. Появились стремительные скоростные социальные лифты. Конечно, много было и утрачено в культуре, образовании, даже морали. Но гораздо больше приобретено. Страна рванула вверх неимоверными темпами. И, что интересно, как только сословные преграды были построены вновь, как только стали обосабливаться номенклатурщики, посчитав себя голубыми кровями – все рухнуло к чертям. И сейчас эти нарождающиеся наши «элитарные» сословия – бомба замедленного действия. Они неизменно приводят к застою, окостенению и деградации.
В самом же популярном на сегодня виде литературы – тиражи там запредельные, кроют как бык овцу все остальные направления - на сегодня именно сословные различия преподносятся или как величайшее благо, или как фатальная неизбежность. Огромное множество наших сограждан, когда выдаётся минута спокойствия, тянется к электронной книжке и в вожделении погружается в манящий мир благородных дворян, дуэлей за дворянскую честь, нещадных порок кнутом на конюшне народа-быдла, который благородным жить мешает.
Там редко встречаются упоминания о высокой морали, долге перед человечеством и страной. Там все посвящено одному – процветанию своего клана, для чего нужно убить всех конкурентов. Конкуренты, конечно, злы и аморальны. Герой человечен и благороден. Все, как положено в данном виде литературы. Но суть одна – все делается лишь для того, чтобы твой клан, семья и ближний круг нажились, поднялись на недосягаемую высоту и рулили всем. Справедливость? Ну, конечно. Локальная. Для себя, клана и близких. Явно не для всех, потому как сословия.
Интересы государства, народа – ох, конечно они очень важны, но так, на периферии. Главное – клан. Ничего не напоминает? И никого из нашей реальности? У нас и за рубежом. А если напоминает, то не имеем ли мы дело не с безобидными виршами, а с целенаправленной трансформацией общественного сознания?
А что, просыпаешься однажды и слышишь – боярский клан Грефа объявил войну княжескому роду Чубайса и примкнувшего к нему барона Дерибаски за контроль над активами «Роснано».
Понятно, что это всего лишь лёгкое времяпровождение за такой литературой, чтобы расслабиться. А чтобы расслабиться надо, чтобы в книге было все весело, сюжетно, романтично. Нет большего удовольствия для холопа, чем читать и сплетничать про вожделенную жизнь господ, которой так хочется пожить хоть немного, хоть в мечтах.
Да и легче захватывающий приключенческий сюжет в этом жанре строить – злодеи, благородные герои, шпаги, колдовство, орки с троллями. А еще любит народ традиционные рыцарские и прочие подобные романы. Вон, до дыр мы зачитывали «Трех мушкетеров» - про четырех веселых, отважных и бесшабашных убийц, уголовников, коррупционеров, подонков и предателей Франции.
А тут подоспели традиции японского аниме, которые завоевало умы наших соотечественников со скоростью лесного пожара, и это горение не тушится никакими способами. Все эти романтические личности с супервозможностями, все эти кланы, самураи и прочая фигня – почему-то страшно привлекают нашего человека.
Есть в нашей боярке и черты так любимых широкими массами не одну тысячу лет сиротских историй, типа Диккенса, про несчастных бродяжек, оказывающихся родовитыми аристократами и показывающими Кузькину мать всем, кто их не ценил и задевал. И затуманивается у читателя взгляд, и думает он – а вот мне бы так. Раз – и аристократ со дворцом. А то корячишься за ипотеку, света белого не видишь.
Читается все это, как правило, легко. Книги выпускают сериями уже по полсотни штук, да еще разветвляются. Все это жвачка, мексиканский сериал, Рабыня Изаура с пропиской в Санта Барбаре. Проводить время за таким чтивом можно до бесконечности. И не замечать, что ты медленно пропитываешься этими идеями – меленькими, подленькими, неказистыми, но постепенно проникающими в сознание и отвоевывающими там плацдармы. Имеется такое свойство в масскультуре – с одной стороны она несерьезная, но последствия для мировоззрения бывает значительными при длительном употреблении однотипных «таблеток».
Вот так незаметно, с детства, люди приучаются жить в круге понятий, где считается нормальным, что одним дано все, а другим кукиш с маслом, потому что ты не из этого круга. И большинство людей однажды понимают, что они именно из нижнего круга, которым не светит ничего. А так хочется. И единственный способ вырваться из него – это прочитать новую боярку, где ты будешь себя самоидентифицировать с крутым героем, полным родовой магии стихий, величия, благородства и высоких титулов, открывающим ногой дверь к королям.
Очень редко встречается в этом типе литературы осуждение такого мироустройства. Бывает, конечно. Так же как и нравственно выверенные книжки – тоже встречаются. Но основной тенденции это не отменяет – народ тянется к неправедным моделям общественного устройства, что видно по популярности данного направления. Потому как так интереснее. Прикольнее. Легче. И потому как народ видит себя наверху в грезах и мечтах.
Такая популярность – это не просто дань моде и желание «чегой-то почитать», потому как «что-то почитать» - для этого написана куча куда более достойных и интересных книжек. Это следствие каких-то глубинных общественных запросов, предпочтений и перекосов. И это, как ни крути, тревожит.
Наслушался в наушниках в последнее время эту боярку. Потому как привык к аудиокнигам, и слушать больше нечего – ни твердой НФ, ни хорошей мистики, ни мудрых книг про жизнь. Только русская классика, которой я неизмеримо рад – потому что лучше ничего не писали и неизвестно, напишут ли. И еще бурный поток этой боярки с фэнтезюхами и попаданцами в тело Петра Третьего.
В общем, решил сам написать боярку. Больше для прикола. Заодно осмотреть, как она зайдёт публике, выросший на историях о победе на магических мечах князя Уродина над боярином Подонковым.
Почему в тела наследника боярского рода попадают все какие-то спецназовцы, черные колдуны и маги стихий? А зашлем мы туда профессионального революционера. Который сперва будет в полном одурении от гнусности сословного общества, которое наша Земля даже в худшие времена не знала. А потом займется революциями и переворотами. И будет всем счастье.
Написано в лучших штампах жанра – магия, бароны, обедневшие роды. Просто эта машина заезжает не туда, в неизъезженную степь…
Итак, кому интересно
Илья Рясной «Барон с партбилетом».
https://author.today/work/3949...
Оценили 9 человек
17 кармы