Светлое будущее и беспросветное настоящее...

9 759

Кто про что, а я про фантастику. Времена меняются. Меняются и вкусы читающей публики. Особенно в таких жанрах, как фантастика, являющаяся истинной литературой мечты. Какие времена – такая и мечта.

Вспомнить Жуля нашего Верна – он писал в исторический период, когда человечество только начинало распробовать терпкие и сытные плоды прогресса и науки, делало первые робкие шаги в поле чудес Техносферы. Воздушные шары, полет на спутник Земли в снаряде. Всякие Наутилусы с Помпилиусами – или нет, Помпилиус из другого жанра…

Технократический мир начинает приобретать более-менее ясные черты в начале двадцатого века, и тяжелой походкой командора входит в литературу Герберт Уэллс с завораживающими, но уже и пугающими образами будущего. «Когда спящий проснется», «Машина времени» - страх и вместе с тем надежда перед грядущим.

Дальше – социалистическая революция, освоение космического пространства, новые энергии, супертехнологии, похожие на магию. Корабли бороздят просторы космоса. По обе стороны океана и железной стены царят романтические и светлые настроения. Звездный Путь, Полдень двадцать второго века. Широкое шоссе проложено в светлое будущее. И через пару тысяч лет маячит холодный, но вместе с тем завораживающий мир «Туманности Андромеды».

Широкие пути заканчиваются на пороге двадцать первого века - как обрезает. И тянутся окольные темные тропы, где что ни шаг – то колдобина. Цивилизацию начинает лихорадить. Космос не оправдывает надежд – человечество так стремилось к открытию новых земель, к борьбе с природой, с чудовищами, поиску братьев по разуму. Пока же мы имеем мертвую Луну, безжизненный холодный Марс, разогретую, как микроволновка, Венеру. Ну где повод для надежд и оптимизма?

Да и после социальных потрясений, войн, родившихся и тут же обрушившихся надежд, человечество ступило в какое-то болото. Там живут хищные гаджеты и информационные технологии, погружающие людей в какие-то наркотические иллюзии и ампутирующие высшие функции сознания вирусными Тик-Токами и Инстраграммами. Стремительно происходит деморализация человечества, разрушение нравственных и религиозных устоев, и слово парад все больше относится не к гусарам и уланам, а к геям. Трещат границы, системы безопасности, душит перенаселение, рушится экология, идет массовое переселение диковатого и активного третьего мира в закостеневший и утративший волю к жизни мир первый. Исчерпание ресурсов – они уже не в состоянии прокормить почти десять миллиардов человек, которые хотят жрать от пуза, но не хотят работать. Страх перед грядущей эрой, когда человека выбьет из всех ниш пресловутый Искусственный Интеллект. Какое-то мутное и чуждое получается грядущее. Оно пугает. И бьет по носу запах сгущающейся грозы.

Вот и пишут фантасты про так ожидаемый народными массами и уже приобретающий конкретные контуры Апокалипсис. Про информационные технологии в опусах Постапа, всякие компигрушки в безграмотной писанине ЛитРПГ. И, конечно, уход от реальности в архаику – всякие попаданцы с заветной целью переиграть прошлое, сказочные миры, боярки и прочее. Человек будто кричит в голос – заберите меня отсюда, этот мир пугает. Я хочу в сказку, в виртуал, к черту на рога, но только не здесь. Хотя, справедливости ради, материально обыватель никогда не жил лучше, чем сейчас. Но слишком уж зыбкая почва, на которой он стоит – с утраченными традициями, с изменением самой сути общества и людей.

Сейчас почти не встретишь более-менее интересной научной и футуристической фантастики. Хотя моделирование будущего и есть главная задача фантастической литературы. Но как-то слабо с моделированием получается. Раньше лучше с будущим было – и у коммунистов, и у буржуев. Притом как с литературным, так и с реальным.

Главная беда в этом самом моделировании – умственная леность и читателя, и литератора. Фантастика изначально грешила линейной экстраполяцией. Когда тупо берутся существующие тенденции и прямой линией проводятся в будущее. То есть сегодня миллион тонн алюминия выплавляем, а в светлом будущем через сто лет – десять миллионов. А через тысячу – все сто. Поэтому будущее у социал-оптимистов получалось такое же, только лучше, а у пессимистов – похожее на настоящее, только хуже.

И в фантастических опусах про будущее можно было отлично увидеть, кому что не хватает. Вон, у древних греков в светлом будущем все будут равны, все будет по справедливости, и даже последний землепашец будет иметь по два раба. У Стругацких в двадцать втором веке так и написано – каждый имеет уютный домик с участком в пять соток и с доставкой еды, а также киберами уборщиками – заменителями гастарбайтеров. В «Через тернии к заездам» будущее – это такой уютный коттеджик на берегу моря, на фоне вечной квартирной и продовольственной проблемы Советского Союза, ну и всякие космические корабли – куда же без них, кто за романтику отвечает. У Хайнлайна – ужасы перенаселения и деградация биосферы.

Но экстраполяция – это еще куда ни шло. Хоть какие-то модели. Сегодняшний фантаст таким вообще не озабочивается. Он просто берет современный мир, точь-в-точь копирует его, расширяя до размеров Галактики. Летишь тысячу световых лет на корабле, непонятно как работающем, но обязательно заполненном жидким топливом – каким, интересно. А в пункте назначения все то же самое – корпорации, социальное неравенство, торгаши, банки, полиция и таможня. И обязательное дно общества, где собираются маргиналы, и элита из всяких денежных тузов, олигархов и подлых политиканов.

То есть цивилизация, овладевшая гигантскими энергиями, сегодня невообразимыми, которые требуются для прыжка через световые годы, остается все тем же мерзким тесным мирком лавочников, воришек, политиканов, приземленных обывателей. Везде шикарные небоскребы и трущобы. Рудники, где работают несчастные шахтёры. Деньги, нищета, богатство. И, главное – везде есть бар, где главный герой просто обязан дать по физиономии зарвавшимся аборигенам.

В общем, вместо Люберец – Альфа Кассиопея. Вместо Африки – Гамма Волопаса. Расстояния большие, а так - все то же. Даже технологии не слишком отличаются. Только компьютеры чуть побольше, да дроны чуть поменьше. И совершенно непонятно, откуда и взялись средства передвижения по Вселенной, нарушающие все мыслимые и немыслимые физические уложения.

То есть в таком творчестве мы видим ни что иное, как Конец Истории по Фукуяме, считавшем, что на Западе построено настолько идеальное общество, что оно воцарилось на миллионы лет, и его нисколько не нужно поправлять и совершенствовать. Крестьяне при барине, барин при крестьянах – просто красота неописуемая. Болото, в котором находится человечество – оно навсегда. Даже когда мы покорим Галактику, там будут те же мелкие страстишки, те же товарно-денежные и корпоративные отношения, то же человеческое скотство. Оставь надежду всяк, сюда входящий.

Кстати, западная фантастика все же время от времени пытается нащупать образ будущего. Но получается еще хуже, чем экстраполяция и копирование. Взять распиаренного не по заслугам Уотса - он описывает космическое будущее, где хочется удавиться от космической тоски. «Пространство» - вроде оптимистический план освоения космоса, но какое же там процветает свинство – и в средние века не снилось. Какой-то феодализм с рабовладением, притом достаточно логичный, ибо с такой скотиной, как человек, иначе не выходит – это красной нитью проходит…

Понятно, что фантастическая литература в основном развлекательная. Шибко умных в ней не любят. Читателю хочется что-то узнаваемое, и какой-нибудь Черкизон на Альфе-Центавра его вполне устраивает. Всякие умствования и сложные построения народ не поймет, так как и писатель, и читатель у нас массовый, а скорость движения массы равна скорости самого медленного ее элемента

Но ведь это диагноз. Мы разучились мечтать и стремиться к небесам. Мы хотим зарыться в норы. И нас пугает будущее, мигающее тревожно лампочкой Апокалипсиса и деградации.

В общем, современные писатели фантасты – идейные дети Фукуямы. Мир для них закостенел. И вместе с этим стал унылой доской для вечных игр в шашки и Чапаева – до шахмат не дотягивают.

А что до будущего – никому еще не удалось предсказать его, потому что оно творится из качественных скачков, меняющих все. Ни один писатель не предсказал появившегося прямо за считанные годы информационного общества с Интернетом и измененной реальностью. Никто не может предсказать качественного скачка, потому как им нет аналогов в прошлом. Но мечтать и строить модели необходимо. Этим мы отличаемся от животных. И это гарантия того, что человечество будет развиваться.

Мы живы, пока мы восходим вверх. И пока в нас живут бес и ангел, толкающие нас к вершинам и заставляющие мечтать…

Ну и рекламирую мою книги про странное будущее в космических безднах…

«Бои космического значения»

https://author.today/work/99943

Заодно серия про счастливое и не очень будущее в параллельных мирах

«Эффект Манделы»

https://author.today/work/series/22938

И про нестандартного попаданца. Старый большевик, попав в иной мир боярки и изумившись его от его подлости, устраивает там революцию.

Серия

«Полк орков имени товарища Сталина»  

https://author.today/work/series/38699

Статья не про литературоведение, а про фсе на свете…

Кого успели купить в Госдуме? Агенты вражеской разведки названы по именам

Кого успели купить в Госдуме? Агенты вражеской разведки названы по именамКого успели купить в Госдуме? Агенты вражеской разведки названы по именам. Журналист Владимир Хомяков в своей ст...

О приёме Украины в НАТО

Сейчас много говорят о возможном (или невозможном) приёме Украины в НАТО. Зеленский утверждает, что только приём Украины в НАТО может стать достойной гарантией безопасности, компенсирую...

Академические итоги войны России с НАТО

Вряд ли надо кому-то доказывать, что так называемая СВО на Украине, задумывавшаяся как ограниченная по масштабу и срокам операция, по факту вылилась в войну России с НАТО на украинской ...

Обсудить
  • :thumbsup:
    • Azad
    • 17 февраля 13:51
    это твоё будущее. другого не будет. — А какой сегодня день? — Спросила Мику, придерживая, сидящего впереди нее на лошади Ису. Алиса пожала плечами. — С утра вроде Пасха была. Мику помахала рукой, собравшимся на тротуаре людям, встречавшим отряд цветами. — Радуйтесь, люди! Двойной праздник сегодня! Едущая рядом на варге Нюра показала пальцем на висящее на столбе тело в дорогом костюме и одной туфле, засмеялась. — Красиво ведь висит. Жалко не я подвесила. Данька кивнул. — Да еще за шею. Добрый у нас народ. Подъехавший к Мику Костя почесал затылок. — Маша, а вот скажи. За каким хером, ты его за собой возишь? Он же мертвый. Только людей пугаешь… Наверное. Сзади, за лошадью Мику, за ноги было привязано обнаженное мужское тело с разбитой головой. За ним по асфальту тянулась серо-красная полоса. Мику обернулась. — А что, он сдох уже? Тогда неинтересно. Обрезать надо. Ульянка захохотала. — Микусинька, ты как маленькая. Это же как дохлую крысу на веревочке в детстве таскать. Та нахмурилась. — Никаких крыс я не таскала. Я их может боюсь. Апач, обрежь веревку, а то смешно им, видите ли.
  • Развитие фантастики отражает общее взросление. Массовая литература появилась лишь тогда, когда возник массовый спрос инфантилов на эскапизм и желание одним махом решить все проблемы - спрос на волшебную палочку. Или с помощью чудо-техники, или с помощью какой-то социальной инженерии, типа коммунизьма. Но потихоньку выяснилось банальное - "у верблюда два горба, потому что жизнь - борьба", и что баобабы проблем-нежданчиков нужно пропалывать ежедневно, иначе они разорвут планету маленького Прынца. Сейчас идёт тяжёлый процесс истребления инфантилов. Одни взрослеют, другие дохнут на фронте, третьи дохнут от наркоты и туберкулёза на зоне и в разборках между собой. И есть общее правило: как только человек взрослеет и научается видеть и принимать реальность такой, какой она, айгентлихь, и есть, он перестаёт читать всякую фантастическую хню, потому что перестаёт мечтать, а научается планировать. И я вот не знаю, у автора сего поста детство из сраки уже совсем вытекло или ещё там осталось?
  • Фантастика - это попытки выковырять из генетической памяти настоящее прошлое высокоразвитых космических цивилизаций, которые опустились до того уровня, который мы сегодня наблюдаем на планете. Полная деградация и упадок. Технологии ниже плинтуса - но генетическую память не пропьёшь. Ну а картинка очень к месту: когда наука исчезла - то биоэнергетические способности белых людей начали называть магией и колдовством и началось целенаправленное истребление людей, обладающих биоэнергетическими способностями. Когда начнёт возрождаться настоящая наука и появятся настоящие знания - всёй так называемой " магии и колдовству" найдётся вполне реальное научное объяснение, которое, позже воплотятся в запредельные для нашего нынешнего понимания,технологии.
  • Фантастика и реальность Хотел написать обстоятельную статью на затронутую тему, но передумал - меня ведь всё равно не публикуют. Поэтому самое главное. Цитата "В общем, современные писатели фантасты – идейные дети Фукуямы. Мир для них закостенел. И вместе с этим стал унылой доской для вечных игр в шашки и Чапаева – до шахмат не дотягивают. А что до будущего – никому еще не удалось предсказать его, потому что оно творится из качественных скачков, меняющих все. Ни один писатель не предсказал появившегося прямо за считанные годы информационного общества с Интернетом и измененной реальностью." На это могу сказать одно: сам автор, если брать по большому счёту, идейный ребёнок Фукуямы. Мир для него в определённом смысле тоже закостенел - в смысле движения по выбранному пути развития человечества. А путь этот - доминантно-потребительский, т. е. и практически каждый индивид, и цивилизация в целом живут ради того, чтобы потреблять. И считают этот путь единственно правильным, и не могут помыслить другого. Поэтому и фантастика, как форма прогноза, страдает этой немочью и по этой причине стала такой уродливой. Меня спросят: а что взамен? Развитие человечества подчиняется двум конфликтующим тенденциям - и в этом источник всех наших проблем. Точнее, не в этом, а в неспособности понять ситуацию. Автор с умным видом морозит глупости, например, в хаотичности скачков развития, "меняющих всё". Да не может быть такого, в принципе, иначе мир не мог бы порождать организованные структуры, в том числе такие, как автор, вместе со всеми фекалиями не только в кишечнике, но и в голове. Человечество является подсистемой самой сложной для нас системы – Вселенная, которая управляется глубинным законом. Этому закону подчиняется всё, ну вумники, в том числе (или в первую очередь) земные академики, эти зазнайки-дармоеды на зарплате, изобрели свой закон, якобы управляющий человеческим мирком, и на этом зарабатывают В гиперсистеме "вселенная" каждой подсистеме (а иначе и быть не может), обозначено своё место и роль в развитии ЦЕЛОГО, которую лишь нужно понять, но сейчас это сделать некому. И прёмся мы по пути, который обозначили ещё мохнатые наши предки - по доминантно-потребительскому, с соответствующей конкуренцией, порождающей передел, и, в конечном счёте, приводящей в бездонное потребительское болото – где мы и пребываем сейчас. Пока. Не минула эта инфекция и культуру СССР, и его фантастику – просто это не поняли. Потому что сравнивать было не с чем. Фантастика в СССР привлекательна идеей социальной справедливости, т. е. потребитель там – коллективный: общество с справедливой системой распределения, хотя главной сути это не меняет: счастье в потреблении, в достатке – чем больше, тем лучше. Хотя у человечества есть высокая цель в Мироздании – участвовать в дальнейшем развитии Вселенной. Что вовсе не отменяет необходимости оптимального потребления. Главного тезиса дураков, знающих буквы: а что ты предлагаешь, не потреблять? А не могут "эти" уразуметь, что потребление должно служить чему-то, чтобы цивилизация не превратилась в колонию жруще-срущих насекомых. Двуногих, что сути не меняет. Автор пеняет, что "ни один писатель не предсказал появившегося прямо за считанные годы информационного общества с Интернетом и измененной реальностью". Да сделано намного больше! Есть идея целой новой науки – Единой науки, это СВФ – системно-вакуумная физика. Которая не просто предсказывает, а капитально обосновывает полноценную альтернативу существующему губительному вектору развития, а описание позитивных изменений при этом займёт очень много места. Так что всё есть, и давно. И, как говорится, нечего пенять. Но автор, да и многие другие дубоголовые, включая академиков, видят только то, что им привычно. И закономерно гробят своё же будущее. И в этим смысле автор даже до шашек не дотягивает. И ещё немного о фантастике. Скажем, Лукьяненко и Бессонов – прекрасные фантасты, такие миры создают, очень тщательная работа. Но, по большому счёту, они лишь тщательно экстраполируют настоящее в будущее, вместе с его проблемами. Никакой мировоззренческой альтернативы – и, скажем честно, альтернативы для познания и конструктивного развития. Поэтому и предложенные автором книги я даже заглядывать не стал – не интересно…