Прикосновение к древностям Крыма

41 1720


Всем доброго времени суток!

Хотя со временем сейчас как-то не очень, но не поделиться фотографиями и впечатлениями от одной поездки просто не могу.

Представляю вам фотографии с одного, на первый и поверхностный взгляд, вроде бы вполне обычного пейзажа горного Крыма, со всеми привычными атрибутами – резкой сменой рельефа от пологих спусков/подъёмов и до крутых обрывов, распадков и ущелий. И не менее резкой переменной горной флоры – тут и 20-ти метровые сосны, высаженные в советский период, вековые можжевельники, кряжистые, низкорослые дубы, и другое – от высоких деревьев на ровных участках и перекрученных ветрами на открытых, и на крутых склонах. Не говоря уже об разнообразных кустарниках.

Но только на первый взгляд пейзаж обычный, а на самом деле, как исторически повсеместно повелось на этой древней земле, ведь здесь, куда не кинь взгляд, куда не вступит нога на какой-нибудь кусочек земли, не факт, что не обнаружится, что это место не связано с чем-то весьма исторически занимательным.

Поднявшись на возвышенность, вдруг подошли к резко открывшемуся взору обрыву.

А впереди показалась вершина, которая и являлась целью этой вылазки на природу.



И называется эта гора- Ай-Тодор-Бурун.

«Ай-Тодор» — «Ай»- искаженное греческое «агиос»- святой, «Святой Тодор» (балканское имя, аналоги – Теодор, Феодор, Федор), «бурун» — в переводе с тюркских языков «нос», или «мыс», т.е. любая выдающаяся часть чего-либо.

Полностью название Ай-Тодор-Бурун может быть переведено как «мыс Святого Федора».

Холм имеет лесистые склоны, с севера спускающиеся к реке, а с юго-запада и юго-востока — к урочищу Алсу.

На месте урочища Алсу, сейчас очень маленькое село, которое после 1948-го года переименовано в Морозовку.

Из ВИКИ :

Алсу — древнее поселение юго-западного Крыма, основанное, видимо, как и окрестные сёла, примерно в середине IV века, или, по мнению некоторых историков, гораздо раньше (IV—III век до н. э.), потомками готов и алан, смешавшихся с местным населением. Примерно с XII века Алсу, как и все окрестные поселения, входило в состав христианского княжества Феодоро (по мнению других историков — могло входить в состав Чембальского консульства Капитанства Готия. Считается, что Чоргунский (Бибиковский) исар XIII—XV веков (название — по фамилии археолога Бибикова, впервые исследовавшего и описавшего памятник, расположенный примерно в 2 километрах южнее села, был феодальным замком, в вотчину которого, во времена Мангупского княжества, входило селение. После падения в 1475 году Мангупа, деревня, вместе со всеми землями княжества, вошла в состав Мангупского кадылыка Кефинского эялета Османской империи.


Маленькое отступление – в Крыму обычная история, когда одинаковое название имеют несколько объектов, так как древние не особо напрягались фантазией, давая названия. Так дело обстоит и с Ай-Тодором, помимо Ай-Тодор-Бурун, на который мы взбирались, в Крыму есть тёзки:

1 - Самый известный - это мыс Ай-Тодор в Мисхоре со знаменитым Ласточкиным гнездом на макушке.
2 - Мыс Ай-Тодор над с. Малое Садовое, где пещерный монастырь Челтер-Коба, в Бахчисарайском районе, в Куйбышевской долине.
3 - Возвышенность Ай-Тодор с остатками средневекового укрепления к северу от поселка Малый Маяк, что под Алуштой.
4 - Река Ай-Тодорка, протекающая по долине, которая тоже Ай-Тодорская. В юго-западном Крыму, к востоку от с. Терновки, тоже под Севастополем.

Виды просто сказочные – лесистые склоны, красивый вид  Чернореченского каньона, но сам каньон с этой точки весь не виден.


Справа - Кара-Куш-Кая



Вдалеке виднеется Ставропигиальная обитель преподобного Паисия Величковского. Построена и действует недавно - с начала нулевых.


А гора Чирка-Баир с недостроенным в 80-х годах ЗКП ЧФ, вырытым в горе на глубине более сорока метров (это только толщина скалы сверху, а там вниз ещё много этажей вниз самого объекта), в укровские времена пришедший в запустение и частичную разруху, в 90-х разграбленный металлоломщиками. Видны оба входа.


Это вентиляционная шахта.


Насколько я слышал - сейчас флот решил под что-то пристроить пустующее хозяйство.


Но вернёмся к древностям.

А ещё площадка на вершине горы/холмы/возвышенности (кто как только не называет), помимо названия Ай-Тодор-Бурун, в научной литературе называется Бибиковский исар с пещерой Мурзак-Коба. 

Вот она, эта пещера.

Хотя мы сначала поднимались наверх на Бибиковский исар, а потом уже спускались к пещере, но, пожалуй, начну описание в обратном порядке, с пещеры, как более древнего объекта.

Следы древних людей в Крыму присутствуют повсеместно, что подтверждают отдельные находки.

С древних времён, когда ледники отступали на север, а за ним откочевывали привычные к холодам животные, а древние люди постепенно тоже веками шли за ледниками, для освоения новых территорий.

Неандерталец («человек умелый») появился на Крымском полуострове около ста тысяч лет назад.

Обнаруживались предметы, в виде кремниевых скребков, рубил, каменных топоров. Но некоторые предметы датируются более древними периодами, поэтому учёные предполагают, что эти орудия труда принадлежали питекантропу («человеку выпрямленному»), который пришел в Крым из Северной Африки 800 тысяч лет назад.

Стоянку людей каменного века обнаружили под одним из скальных навесов на окраине Бахчисарая, где люди появились, как минимум, 40-50 тысяч лет назад.

В Крыму открыты 15 стоянок древних людей, из них несколько — в восточной части. Самая древняя из таких пещер, под карнизом высокого плоскогорья над рекой Зуя, называется Киик-Коба (Пещера дикаря). В 1924 году обнаружили здесь следы жизни древнего человека: кремневые орудия, золу доисторических костров, кости животных. Этим находкам 100-150 тысяч лет.

В 1879 году близ села Мазанка (северо-восточнее Симферополя) обнаружили еще одну пещерную стоянку людей древнекаменного века — «Волчий грот». На территории России это был первый памятник времен древнего палеолита. Палеолит — древний каменный век. Это время эволюции от питекантропа до кроманьонца. датировал стоянку 100 тыс. лет до н.э. Современные историки несколько уменьшили этот срок, но все равно: Волчий грот представляет собой обиталище людей среднего каменного столетия, там точно проживали неандертальцы. Исследователи полагают, что он был временной охотничьей стоянкой и мастерской по кременной обработке. Кроме вещей из камня, в нем отыскали остатки костров и немало костных останков различных животных.

Позже следы неандертальцев нашли недалеко от Судака, в Новом Свете, у мыса Меганом.

Кроманьонцы (по названию грота Кро Маньон во Франции) — люди современного типа. Они жили в Европе 35-8 тысяч лет назад.

Кроманьонцы в Крыму

Первые в Западном Крыму стоянки человека разумного – кроманьонца – относятся к эпохе мезолита. Люди той поры делали кремневые резцы, ножи, скребки, шили костяными иглами одежду из шкур. Они уже изобрели гарпун, лук и стрелы, приручили собак и на охоту часто выходили по одному или небольшими группами, учась выслеживать и подстерегать дичь. Мужчины охотились и били острогой рыбу в реках и море. Женщины выполняли домашнюю работу – готовили, шили, ухаживали за детьми, приручали принесенных из лесу детенышей диких животных. Так в хозяйстве появились коровы, овцы, козы, лошади, собаки, домашние кошки.

Источник-1,  Источник-2 . 

Ну вот мы и подошли к исторической справе о пещере Мурзак-Коба, и Почему Бибиковский исар так называется.

Урочище Алсу

Земля Крыма имеет высокую честь являться одной из древнейших колыбелей человечества, современной цивилизации. Здесь оно провело свое детство и юность.

Вспоминаются портреты из учебника истории пятого класса: брутальный мужчина и молодая женщина в бусах из звериных зубов. Недавно мы узнали, что эти первобытные люди жили совсем рядышком, у Чёрной речки.

Вслед за хмурым неандертальцем в позднем палеолите в Крыму 40-10 тыс. лет назад появляется кроманьонец. Он носит звучное латинское имя Homo sapiens sapiens, несущее в себе как бы удвоенную мудрость. Это ко многому обязывает, и одним из её первых проявлений было изобретение лука и стрел. Наконечник стрелы составляли несколько микролитов - обработанных кремниевых пластинок. При точном попадании они наносили животному глубокие, несовместимые с жизнью раны, а иногда пробивали насквозь. Теперь охотничья добыча становится более разнообразной - кабан, косуля, олень, рысь. Промысел мелких животных и птиц делает охоту более стабильным источником пищи, чего не было в эпоху загонного лова мамонтов и шерстистых носорогов. Охота становится делом индивидуальным, что имеет далеко идущие последствия. Возникают личные хозяйства, где содержатся для откорма вначале детёныши диких зверей, затем домашний скот (в Крыму это вначале был верный пёс, затем свинья). Полноводные и глубокие в то время реки позволяли людям питаться рыбой ценных пород. Они ловили лосося, вырезуба, судака, форель. Обитателям стоянки Мурзак-Коба в реке Чёрной попался сом длиной 172 см. Такой улов делает честь рыбакам позднего палеолита!

В 1936 году археолог С. Н. Бибиков и антрополог Е. В. Жиров обнаружили в Мурзак-Кобе погребение мужчины 40-45 лет и женщины 20-25 лет. Их костяки лежали вытянуто головами на восток. Правая рука мужчины заходила под левую руку женщины, что говорит об одновременности захоронений. В черепе мужчины застрял осколок кремня. Вероятно, он погиб насильственной смертью. Тогда, возможно, убийство молодой женщины было ритуальным. Для совершения захоронений не выкопали могилу, умерших просто засыпали камнями. Когда же люди на какое-то время покинули стоянку, хищники потревожили захоронение. Вернувшиеся соплеменники положили ещё несколько рядов камня и забросали их землёй.

Облик древнего охотника мало чем отличался от нашего. Портретная реконструкция, выполненная антропологом-скульптором М. М. Герасимовым, показала, что внешний облик людей из этой пещеры дает представление о типичных чертах лица кроманьонца конца древнекаменного века.

Оставим ненадолго древних сапиенсов и скажем несколько слов о профессоре Герасимове, благодаря которому мы сегодня можем увидеть документальные портреты людей давно ушедших эпох. Михаил Михайлович Герасимов - выдающийся учёный, антрополог, скульптор и археолог, создатель метода портретной реконструкции лица по черепу, автор многочисленных графических и скульптурных портретов древних людей и исторических деятелей. Именно благодаря Герасимову антропология привлекла внимание тысяч людей, от нее далёких.

Итак, реконструкция Герасимова позволила воссоздать облик крымчан той эпохи. «Наш» кроманьонец был крупным мужчиной со средней ширины лбом и мощным надбровьем, что отнюдь не придавало лицу примитивности, но подчеркивало его силу. Он имел глубоко сидящие глаза, широкий рот и тяжелый подбородок. Узкий высокий нос был красив по своим очертаниям. Посадка головы прямая, гордая, шея и плечи сильные. Голова женщины удивляет гармоничностью своих черт. Высокий крутой лоб с хорошо выраженным надбровьем, тонкий со слабой горбинкой нос, большие миндалевидные глаза, широкий овал лица, красиво очерченные рот и подбородок. Эта красивая женщина обладала руками с узкой кистью и длинными пальцами (кроме мизинцев, которые были изуродованы прижизненной ампутацией). 

В некоторых пещерах Западной Европы тоже найдены кости рук без фаланг на пальцах. После открытия в Мурзак-Кобе появились основания утверждать, что отсутствие фаланг - не случайность или болезнь, а следствие какого-то обряда, например, инициализации, когда девушек подвергали разным болезненным процедурам, чтобы перевести их в класс взрослых женщин.

Сергей Бибиков, академик и большая величина в научном мире, а в 30-е годы просто молодой исследователь, влюблённый в археологию, открыл в этом красивом месте ещё один значительный памятник - Чоргуньский исар. По имени учёного-первоисследователя его часто называют Бибиковский исар. Обычно замок датируют 14-15 вв., хотя в подъёмном материале были найдены и обломки сосудов 4-7 вв. и даже бронзовая херсонесская монета 4 в. до н.э. Замок стоял на горе, как раз над пещерой кроманьонцев. Вершина горы, как циркулем, очерчена дугой стены. Местами стена сохранилась до трёх метров. Внутри укрепления к стенам примыкают постройки. Сложены они из грубо обитых кусков известняка на извести с примесью речной гальки и крупного песка. Вероятно, это был замок феодала, владельца окрестных долин. Очевидно, что жизнь его оборвалась не позднее 1475 г., когда Крым захватили турки.

Источник-3

Фото не моё, из статьи 2010-го года.


А вот как она выглядит сейчас:









Даже у кроманьонцев были шикарные виды из своих жилищ, не то что у большинства нас сегодняшних. 


Отзывы в инете о посещении стоянок древнего человека в Крыму, туристы как правило не пишут – в основном это неказистые пещеры и гроты, они не броски, но это и понятно – за прошедшие тысячелетия разрушительное влияние времени неизбежно.

Мы тоже кроманьонцами себя не почувствовали, хотя и старались. Но видно плохо старались. Возможно виной тому наше разгильдяйство – с собой не взяли луки и стрелы, копья, шкуры для переодевания.

По пути к месту крепости, на северо-западном склоне горы открылся вид на село Черноречье, а вдалеке на Инкерман.


Чоргунская башня 16-го века в Черноречье (бывшее Чоргунь).



Любители эзотерики выложили спиральный лабиринт.

Бибиковский исар – это остатки крепости, жизнь в которой началась с начала 2-го века нашей эры, в виде дозорного поста римлян, с годами/веками расстраивалась и обустраивалась, и закончилась в 15-м веке с приходом турок.

Крепость была относительно небольшой, с живописными видами «из окон».






От шикарнейших видов захватывает дух, а цикады "орут" так, что даже не слышно звуков журчания Черной речки, которая как раз течёт внизу. Да что там речка - даже гул ветра частично заглушают.

А запах чистейшего воздуха, насыщенного горными травами и терпким можжевельником, вызывает жадное желание надышаться впрок. 






По центру и правее - Морозовка. 









Крепости, каковой она была изначально при возникновении, сегодня, в смысле останков зданий и строений, практически не осталось. Остались только местами наружные стены. 






Если мысленно убрать выросшие деревья за последние столетия около стены, то видно в разные стороны достаточно далеко. Место явно выбрано не случайно.



Парочка не моих фото этой стены.



Как повелось - в укровские времена дикие копатели тут тоже побывали.



На месте исара то тут, то там массово лежат черепки из обожжённой глины, причём заметна разница применения способов обжига – равномерно по всей толщине, с плотной почти однородной структурой и толщиной черепков, что говорит о средних веках, а у более древних всё наоборот – обжиг только по наружным поверхностям, толщина разная даже на одном черепке, не так тщательно готовили материал, о чём говорит вкрапления в глину других пород. Но это неудивительно – целых 14 веков проживания на одном месте.


Всё это не может не навевать размышления о бренности бытия, о развития человечества во времени.

Когда турки захватили Крым в 15-м веке, то они отличились неистовым разрушением древних христианских храмов, как ещё построенных римлянами, так и более поздних - православных Мангупского княжества (княжества Феодора), не ограничиваясь закрытием и изгнанием священников.

На месте, где был древний, небольшой христианский храм, который строили ещё римляне, современники выложили из камней крест. Когда храм начинали строить, во втором веке или позже - точно неизвестно, так как от него ничего не осталось, кроме исторических свидетельств.


Но и названия просто так не даются - Ай-Тодор-Бурун - мыс Святого Федора, вызывает некоторые предположения. Такие названия географических мест обычно указывают на нахождение в прошлом на данной местности монастыря или церкви, в данном случае посвященной Св. Федору. Монастырь вряд ли, ибо на то нет никаких ни археологических, ни исторических свидетельств в рукописях тех времён (а монастыри однозначно упоминались), ни возможности физически расположить монастырь на такой небольшой территории горы совместно с дозорным пунктом, а вот какой-то небольшой храм в любом случае был.

Возможно, этот храм так и назывался. А возможно это я натягиваю сову названия горы на глобус останков древнего храма.

В первом веке, в Скифию состоялась миссия несения веры  святым апостолом Андреем, проповедовавшего для греков, тавров, сарматов и скифов христианскую веру.

В ряде городов и поселений были греческие колонии, в предгорьях и примыкающих к ним землям – скифы (но это условное обобщение учеными нескольких родственных народностей), в степных – тавры и сарматы. В портовых-торговых городах был смешанный национальный состав.

А когда через 30 лет, сосланный императором священномученик Климент Римский (впоследствии канонизируемый святым, и кстати, основавший в первом веке на территории современной России самый древний христианский монастырь в Инкермане под Севастополем), прибыл в Инкерман, то только в одном этом небольшом поселении его встретила христианская община более двух тысяч человек.

Но даже, если предположить, что храм построили не во втором веке, когда все усилия римлян, были направлены на строительство и обустройство этой крепости, а в третьем веке, когда римляне строили для себя храмы и часовеньки, да и не только римляне, но и местный люд строили вовсю, так как к этому времени, были уже немалой частью верующими христианами в Скифии, то 12 веков – это очень много, даже очень-очень много, для того, чтобы место было «намолено».

Вот такие размышления могут вызывать древние места.
А могут и не вызывать.
Смотря с каким настроением в такие места приходить.


Берегите себя, сохраняйте здоровье и всем хорошим людям хорошего настроения.



30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • "...питеконтопы.." - дык вины туточкы!
  • Спасибо за прекрасное путешествие! Обожаю Крым!
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Великолепно! :clap: :clap: :clap: