Главе Республики БашКОРТостан
Радию Фаритовичу Һабирову.
Губернатору Челябинской области
Алексею Леонидовичу Текслеру.
Главе города Магнитогорска
Бердникову Сергею Николаевичу.
Председателю Совета директоров, председателю комитета
по стратегическому планированию ПАО «ММК»
Виктору Филипповичу Рашникову
Члену Совета директоров, председателю Правления,
Генеральному директору ПАО «ММК»
Павлу Владимировичу Шиляеву
От директора «Музея археологических экспонатов»
дер. Теляшево Абзелиловского р-на БашКОРТостана
Галина Денислама Дарисламовича, проживающий,
по адресу: г. Магнитогорск.
Уважаемый Глава Республики БашКОРТостан Радий Фаритович Һабиров!
Уважаемый губернатор Челябинской области Алексей Леонидович Текслер!
Уважаемый Глава города Магнитогорска Бердников Сергей Николаевич!
Уважаемый Виктор Филиппович!
Уважаемый Павел Владимирович!
Рождение СОЗвездий Медведиц (Древность ЗЕМли МАГнитогорска)
Сегодня многие начали понимать, что, настоящая история народа, по факту, отражено именно в ЯЗыке самого народа. Это значит, сохраняя ЯЗык народа, мы сохраним и историю народа.
Сегодня, времена неграмотных краеведов, которые, не зная историю и язык коренного народа, как-то пытались писать историю народа, уходит безвозвратно.
Во времена неграмотных краеведов, наименования поселений, гор и местности, которых, они не в состоянии были объяснить, они свою неграмотность, списывали именам некоторых поселенцев.
Например, поселок под названием как «Агаповка» свое название получило от местности и возвышенности под названием как «Ағап» воспринимаемого ещё и как «Ағайрыҡ” (Тростниковый), где и произрастал один из видов камышового растения, которое, в глубокой древности, башҠОРТами использовались в риТУАЛьных целях.
У такой категории краеведов, самым модным было, свои наивные фантазии, списывать на рядовых представиТЕЛей коренного народа, у которых, они пытались как-то получить разъяснения по интересующим им названиям.
Например, гора под названием как «Ҡәҙим» (Древний, Старинный) Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН, где находится именно древний риТУАЛьный алтарь речке Аналыҡ, у МАГнитогорского краеведа Гончаровой Г. И. преобразилось в некое название как «КУЗьмин» с непонятной наивной детской трактовкой, как, мол, какой-то КУЗьма, то ли был там мельником, то ли ҠУҘнецом («ҠУҘ” с башк. означает как “ЖАР” и как “ГОРЯЧИЕ УГЛИ”, а уже под словом как “ҠУҘа» понимается как «УЗОР ИЗ МЕТАЛЛА»).
Это наглядный пример тому, что знания у такой категории краеведов, ниже знания, чем у рядового представиТЕЛя коренного народа края.
Далеко не будем ходить. У нас в Магнитогорске близ древнего поселения под названием как «Мөhәндис» (ОпределиТЕЛи местоположения ТЕЛ) бронзового века находится гора под названием как «Мохнатка», а на горе находится и древний лунно-солнечная ОБ-СЕРватория (СЕР-КӘш/СЕР-КО: в древности под этим именем знали башҠОРТов и первопредка УКРАинского народа), которая и дало свое название этой горе.
В грамотном произношении, название горы произносится как «Мөхнәт Ҡыр», вот отсюда и исказилось до неграмотного названия как «Мохнатка». Название как «Мөхнәт Ҡыр» буквально понимается как «Многофункциональный ОПределиТЕЛь пространства», то есть, понимается как «Лунно-солнечная ОБ-СЕРватория». Не случайно же персы башҠОРТов знали под названием как «СЕР-КӘш-әнә”, что в буквальном переводе понимается как «ХРАНИТЕЛИ ТАЙН ГРОБНИЦ/ ХРАМОВНИКИ».
В глубокой древности название как «Мөхнәт Ҡыр» башҠОРТы понимали и как «КҮП-ҠЫР», что буквально понимается как «МНОГОугольник».
Если мы ко всему будем подходить подобным образом, скоро, город МАГнитогорск останется и без питьевой воды, тем более, уже река Аналык, которым подполняется один из водозаборов города МАГнитогорска, уже подсох (2021 г.).
Также, подполняющий другой водозабор, река Большой Кизил, тоже подсох (2021 г.). Если обмелеет озеро Банное, подсохнет и речка Янгелька, тем более, река Инзер тоже подсох (2021 г.).
А вот когда начнутся карстовые обвалы, река Урал тоже исчезнет, вместе с ним исчезнет и ММК и город Магнитогорск.
Будет напрасным вложенный труд по благоустройству «Набережной» Главой города МАГнитогорска Бердниковым Сергеем Николаевичем.
Ведь, всему этому повлияли именно деятельность геологоразведочных работ и начатые разработки рудодобывающих компаний по добыче золота, меди и других полезных ископаемых на территории БашКОРТостана.
Дальше будет ещё хуже. По мере наводнений на Дальнем Востоке и в Европе, на Урале начнутся карстовые обвалы, а опусканием территории БашКОРТостана, подтапливаемые наводнениями воды Дальнего Востока и Европы, ринувшись на территорию опустившегося БашКОРТостана, за счёт вращения ЗЕМли, искусственный ландшафт БашКОРТостана (гидротехническое сооружение), начнёт качать воду десятки миллионов лет.
Продолжим. Если перенесёмся в район горы МАГнитная, между поселками Берёзка и Дмитрова, недалеко от улицы Бибишева, находится ОБ-СЕРватория под названием как «Ҡөнбайыш Ҡыр», где предки башКОРТов наблюдали и за заКАТом Солнца.
Вообще, МАГнитная гора, имеет прямое отношение и к ОБразованию башҠОРТского рода под названием как «КҮБә-ләк», имеющего десять родовых подразделений. Не случайно, название как «КҮБә-ләк», тесно увязывают с МАГнитной горой, так как, название как «КҮБә-ләк» в буквальном переводе и означает как «латники». То есть, они из руды горы Магнитной, изготавливали металлические доспехи. Не случайно же, покрытая мельчайшими чешуйками бабочка, тоже воспринимается у башКОРТов именно под словом как «КҮБә-ләк».
Даже слово как «ПОд-КОВа» образовалось на основе этих понятий и образована она двумя агглютинативными словами как «БОТ» (ножка/ БОТинки) и как «КҮБә» (латы), что буквально понимается как «ЛАТЫ ДЛЯ НОГ». Не случайно башкирское слово как «БОТ» (НОГА) в русском ЯЗыке используется и как приставка «ПОД» и, когда образует глаголы со значением, всегда там появляется необходимость ставить что-то на ножку (БОТ). То есть, там, где требуется применение: на какую ножку (БОТ) стаВИТь или двигать то или иное определение или действие? А вот предлог как «ПОД» (БОТ) тоже образовано от слова «БОТ», но имеет чисто ЯЗыческую ОСнову, где человек о-СОЗнает или действует о-СОЗнанно («ҪҮҘ»: буквально как «СЛОВО»).
Если перенесемся в район поселка НовоМАГнитного и подымимся на гору Киргизка (459 м.), там мы обнаружим место, от которого и пошло название горы. Согласно мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН, бог У-СИРгән (О-СИРис), взяв с неба (с СОЗвездия Бабая/ «БАБАЙ»: как «Святой Божий Ҡость») кУСок квадратной (КҮП-ҠЫР) глины, бросил глину вниз, от этой квадратной глины и родилась наша ЗЕМля. Вот почему, когда башҠОРТы оказывают коллективную помощь (ӨМӘ) соплеменнику, на это торжество, всегда приглашают уважаемого старца, послав ему кУСок квадратной глины (символ рождения нового).
Название горы как “Киргизка», в грамотном произношении произносится как «ҠЫР-хыҙ ҠЫР», вот отсюда и исказилось до неграмотного названия как «Киргиз-ка». Не случайно у башҠОРТов глина понимается под словом как «БАЛ-сыҡ».
А ведь согласно библейской легенде, бог Яхва, именно из глины (БАЛа-сыҡ) сотворил человека. В башҠОРТском ЯЗыке именно название глины как «БАЛа-сыҡ» и понимается как: « Младенец, выходи!» То есть, понимается как требование, чтоб «МЛАДЕНЕЦ ИМЕННО РОДИЛСЯ».
Действительно, на горе Киргиз-ка, на ОБнажённом скальной породе, вырублен, внушительного размера, знак, ОБозначающего роженицу при родах младенца, а весь комплекс знака выполнен на результат последствия от броска глины (БАЛа-сыҡ) вниз («АҪ»: понимается и как «повесить»).
Но, в правильном произношении, название Киргиз-ки как «ҠЫРхыҙ ҠЫР» содержит в себе и информацию о Шульгане (ГЕРМАфродит), который, испив «живой воды» из «источника жизни», превратился в СОЗвездие Большой Медведицы и таким способом ОБрел вечную жизнь, что и дало ему, в самый нужный момент, в облике нищего старика-пророка или странника Хыҙ-ЫРа, всегда приходить нуждающимся на помощь.
Не случайно у башҠОРТов «женская половая клетка» и «потомство» понимаются под словом как «ЫРыу», под словом «ЫРым» понимается как «лечебное средство», а под словом как «ЫРым-лау» понимается как «заговаривать, колдовать и лечить» (знахарскими средствами).
Не случайно же, роженицы на горе Киргиз-ка, в древности совершали омовения именно на знаке роженицы и младенца, там же принимались и роды. Сегодня, это место, пришлое население, превратило в дикую мусорную свалку.
Сегодня многие полагают, что название как «башКир», это искаженное от названия как «башҠОРТ». На самом деле, под названием как «башКир» понимается как «ПРАВИТЕЛЬ МИЛОСЕРДНЫХ» (Кир ВЕЛИкий, где под словом как «ВӘЛИ» у башКОРТов понимается как «правиТЕЛь» и как «СВЯтой человек»).
Не случайно же основаТЕЛь персидского государства носил имя как «Кир ВЕЛИкий» («башКИР»: как «СВЯтой милосердных»), который, основав первую столицу Персии, дал Столице Персии название своего рода, откуда он был родом, как «БАШарКОРт» (ПАСарГАРд/ ПАС-КАтир). По сей – день этот род БАШаровых существует в Абзелиловском районе БашКОРТостана.
БашКОРТы подразделялись по роду деяТЕЛьности и по условиям места своего проживания.
Например, лесные башКОРТы ОБычно строили риТУАЛьные ҠОРТы, а степные башКОРТы строили солнечные ОБ-СЕРватория. Не случайно, где мы находим в названиях гор, рек и местности определение как «ҠЫР», мы там обязательно обнаружим ОБ-СЕРваторию. Не случайно, именно те племена башҠОРТов, которые обитали в просторах древних ОБ-СЕРваторий, впоследствии, были восприняты как «ҠЫР-хыҙы» (КИРгизы), что буквально воспринимается как «сторона СОЗвездия ЕТЕгәнә (Шульгана).
Кстати, название речки Утәгән-ка (Утәгән ҠЫР), имеет тесную (риТУАЛьную) связь с названием СОЗвездий ЕТЕгән (Большая Медведица и Малая Медведица). Это уходит во времена, когда башҠОРТы в течение 10 тысяч лет практиковали обряд кремации усопших соплеменников.
Согласно свидеТЕЛьства эпоса башҠОРТского народа «Урал батыра», к СОЗвездие («ҪҮҘ»: буквально как «слово божье») Большой Медведицы, за место УРа-л батыра, улетел именно Шульган.
Шульган был царём Ш-у-МЕРского (А-МЕР-ИКа) царства, после его сМЕРти, Ш-у-МЕРским царством правил (2045 – 2037 г.г. до н. э.) его сын названного именем как «БОР-ЗӘН” (БӨР-ЙӘН). Не случайно же именно в Бурзянском районе БашКОРТостана находится и пещера под названием как “Шульган” (“КАПак”: как “фантастическое существо”, а под словом как “КАПлан” понимается как “ПАНтера”, как “леонард” и как “барс”). Так что правильным названием пещеры Шульган Таш является именно как “КАПак” и как “КАПлан”, но не как искажённое до неграмотного состояния как “КАПова”.
Вообще, если мы будем грамотно подходить к эпосу башҠОРТского народа «Урал батыр», мы непременно обнаружим, что в эпосе раскрываются моменты сотворения СОЗвездий («ҪҮҘ»: буквально как «божье слово»), чего мы не находим у древних греков. Не случайно же у древних греков наш Урал батыр превратился в Зевс-патера, у ИНд-УСов — в ДьяУС-питера, а у римлян — в Ю-питера.
Не надо этому удивляться, ведь грамматика и словарь трех тысяч эТРуских (ТУР-ша) надписей являются именно ТУРа-н-скими (Т-ОР-на/ ТУРи-А/ ТУРи-Ю/ ТУРа), а на найденных в одной гробнице на двух игральных костях, шесть (АЛты/ АЛтай) граней (КҮП-ҠЫР) которых намечены словами (ҪҮҘ), идентичны первым шести(АЛты/ АЛтай) цифрам АЛт-айской ветви Т-УРк-ской ЯЗыковой («ЯҘ” буквально как “ПИШИ”) семьи.
Если будем рассматривать греческий ЯЗык, греческий ЯЗык, как албанский и армянский ЯЗыки, в своем регионе является ЯЗыком-«сиротой», то есть не имеет родственных ЯЗыков.
Если перенесемся во времена АРГо-навтов, имя дяди Ясона, царя (СЕР) Стромболи, Эола (Йола), с башҠОРТского ЯЗыка переводится как «ОБрядовый», то есть б-УКвально («УКы»: как «Учи») как «приверженец ОБычаев и ОБрядов». Имя же самого Ясона как «Ясон» (Ясин), с башҠОРТского ЯЗыка означает как «отходная», то есть, Ясон, был изгнан дядей и, чтоб вернуть расположение дяди, Ясону пришлось снарядить эту экспедицию.
Название корабля (ҡороп) как «АРҒо» (ЫРҒы) с башҠОРТского ЯЗыка переводится как «стремительный», а с греческого — как «быстрый». Не случайно же, в древности, породистых верховых лошадей, предки башҠОРТов, воспринимали под словом как «АРҒы-маҡ».
Если мы проследим весь путь АРҒо-навтов и, через какие лишения они прошли, непременно, на ОСнове названия корабля «АРҒо», впоследствии, могли появиться и такие слова как появились в башҠОРТском ЯЗыке: АРҙ (страна), АРм-ан (порыв), АРҙ-у (желание), АРа-у (искать), АРа (расстояние, промежуток), АРт-ыу (нагружать), АРы-у (изнуряться), АРҙ-ан (СОЗ-вездия Псов), АРҡ-ысаҡ (СОЗ-вездие Орион), АРа-л (небольшой ос-тров), АРм-ыт (отрог), АРа-м (гарем), АРс-ый (личная охрана), АРа-з (ссора), АРт-ыш (можжевельник) АРб-аусы (ворожея), АРт-аҡ (чудище), АРа (родовое подразделение башҠОРТов потомков АРҒо-навтов) и т. д.
В пантеон римлян и греков отрывки эпоса «Урал батыр» принесли предки башҠОРТов, которых, местное население восприняли как полубогов и как защитников-охранителей Зевс-патера (Урал батыра). Позднее, ҠОРТами (К-УРе-Т-ами) на ОС-трове ҠоРТ (КРиТ), стали называть жрецов Зевс-патера (УРа-л батыра) и РЕи (РӘи-лә).
Родиной своих правиТЕЛей и богов, ШуМЕРы (Ҡ-УРд-ы) считали именно горные районы Южного Урала с его лошадьми, коровами и крепостями. Не случайно, египтяне (К-ЕМи, Мы Сыр, Мисор, ХЕМи), жиТЕЛей ОС-ТРОВа ҠоРТ (КРиТ) знали под древним Т-УРа-н-ским словом как «ҠЕП-чу» («КӨП-шә”: как “Ҡ-УРа-й”/ КИП-чаҡ/ ҠЫП-саҡ/ КОВ-чег/ «ҠЫУ-ыш” с башк. как “ПОЛЫЙ изнутри”, а “ҠЫУ-ан»: как «ЖАРкий и СУХОЙ»). Именно под таким названием как «край К-УРа-я» (КӨП-шә/ КЕП-чу), в древности и был известен Бурзянский (БОР-ЗЭН/ БӨР-ЙӘН) район Республики БашҠОРТоСТАНа.
Кстати, упрощённо воспринимаемое образно флективное слово как «ОС-ТРОВ» образовалось от агглютинативно воспринимаемых разумом башКОРТских слов как «ОС», понимающегося как «ВЕРШИНА», и слиянием слова как «ТоРОу» понимающегося как «СТОЯЩИЙ».
То есть, воспринимаемые разумом слова как «ОС» («ОС»: как «ВЕРШИНА») и как «ТоРОу» («ТРОв»: как «СТОЯЩИЙ») упростили в образное восприятие слиянием двух понятий слов как «ОС-ТРОв» (ОС-ТоРОУ).
Название пещеры Шульган Таш предками башКОРТов воспринималось и под названием как «КАП» в понимании как «УБЕЖИЩЕ» и как «УКРы-тие» древних охотников, произносимого и как «ҠАП-ау» в понимании как «Убежище охотников», которое, естественно, когда территория БашКОРТоСТАНа находилась при экваториальной зоне, охранялось и фантастическими существами (ҠАП-аҡ), пантерами и леопардами (ҠАП-лан).
В то время, одни племена занимались ловлей рыб, другие - собирательством.
В ненастную погоду и на ночлег предки башКОРТов УКРы-вались (КАП) в пещере (МӘМЕРЙӘ), где как под панцирем ЧЕРЕПахи (КӨП-әш), находясь в УКРЫ-тии среди соплеменников (ӘКРә-бә/ УКРа-ина//СЕР-КО/ СЕР-КӘш: ЧЕР-КАс-ская обл.), начинали играть на К-УРа-е (К-УРа/ Т-УРа/ Т-УРа-н/ Т-УРи-А/ Т-УРи-Ю/ ТРо-я) сделанного из ТРубчатого растения воспринимаемого как “КӨП-шә” (КЕП-чу).
Естественно, в такой момент игры на К-УРА-е среди соплеменников (ӘКРа-бә/ УКРа-ина), пещера, воспринимаемого как “КӨП-шә” (КЕП-чу), должно было охраняться некими таинственными существами в образе фантастического существа как «ҠАП-аҡ” (БАП-ак).
В период же, когда территория БашКОРТоСТАНа находилась в приэкваториальной зоне, пещера должна была охраняться пантерами и леопардами воспринимаемых в то время предками башКОРТов под словом как «ҠАП-лан» (пантера, леопард), а когда территория БашКОРТоСТАНа ушла из при экваториальной зоны, находящееся в пещере КАМенное изваяние, стало восприниматься уже в образе некоего ҠОРТа (ВОЛ-к/ ВОЛ/ ВОЛ-ак/ БУЛ-ак/ БУ-ға/БҮ-ре). По сей - день у местных башҠОРТов сохраняется мифологема о диве, в образе окаменевшей фантастической соБАҠи (ЭТсе, КЕПчу).
Согласно же эпоса башҠОРТского народа «Урал батыр», родной брат Урал батыра, Шульган (ГЕРМАфродит/ вот почему у ГЕРМАнцев женская логика), тоже становится дивом и, впоследствии, за место Урал батыра, возносится на небо и превращается не в образ соБАҠи, а превращается в СОЗ-вездие Большой Медведицы. То есть, оба названия пещеры как «Шульган» и как «ҠАП-ау» указывают именно на один и тот же источник.
Согласно же мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН (комплекс гор Ятыш-Атас города Магнитогорска), беременная ҠИЛ-ЕН-сәҡ превращается в Большую Медведицу (Оло ЕТЕгән) и рождает там Малую Медведицу (Ҡесе ЕТЕгән).
Получается, У-СИРгән (О-СИРис) от СОЗвездия БАБАЯ (ГИады) берет квадратную (КҮП-ҠЫР) глину (БАЛа-сыҡ) и бросает ее вниз, где от ҠЫРхыҙ ҠЫР (Киргиз-ка), эта квадратная глина, уже в образе человека, возносится на небо как Большая Медведица и, эта глина (БАЛа-сыҡ), уже там рождает Малую Медведицу.
Все это говорит о том, что наша планета является именно каким-то перевалочным пунктом.
Если будем рассматривать нашу солнечную систему, все планеты нашей солнечной системе, кроме спутницы нашей планеты, имеют эллиптическую орБИТу.
Чтоб наша планета двигалась вокруг Солнца по идеальному кругу, как движется спутница нашей планеты, необходимо, на противоположной стороне Солнца, к нашей ЗЕМле, БАЛанСИРующее ТЕЛо, которое, должно двигаться именно синхронно нашей планете и, естественно, должно находиться именно на противоположной, к нашей планете, стороне Солнца.
Если это так, согласно мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН, получается, что наша планета является искусственно СОЗданным творением У-СИРгәнә (О-СИРиса), но, возникает один вопрос – «Брошенная им квадратная глина родила скольких планет?».
У квадрата-то, четыре (дҮРт) угла. Получается, два (тайна слова «ИКӘҮ/ г-ЕКӘҮ») угла ОСтались в нашей солнечной системе, а согласно башҠОРТского эпоса «Урал батыр» и мифологеме башҠОРТов о комплексе гор Ятыш-Атас города МАГнитогорска, в область СОЗвездий Медведиц, переместились Шульган (ГЕРМАфродит) и ҠИЛ-ЕН-сәҡ, где, у беременной ҠИЛ-ЕН-сәҡ, рождается и Малая Медведица. То есть, ҠИЛ-ЕН-сәҡ, это тот же и ГЕРМАфродит Шульган.
Получается, тут какое-то высвобождение внутреннего цикла Линейного Времени на безвременность мира физического, то есть - как “КҮП-ҠЫР” (МНОГОугольник).
ДРЕВНИЕ ПОГЛОТИТЕЛИ АНОМАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ
В продолжение темы «Древность ЗЕМли МАГнитогорска»
Зададимся вопросом: «Почему, именно бог У-СИРгән (О-СИРис), а не богиня, именно в руки взял и, именно квадратную глину (БАЛа-сыҡ)?». И: «почему, когда башҠОРТы оказывают коллективную помощь «ӨМә» соплеменнику, на это торжество, всегда приглашают уважаемого старца, послав ему кусок именно квадратной глины?».
По свойству, глина, материал пластичный и, если глину разминать, происходит превращение работы в некую энергию.
Подобное мы можем наблюдать и на Солнце, где, работа сил гравитации переходит в кинетическую энергию. Когда же мы начинаем глину разминать, из глины начинают высвобождаться некие газы. Подобное мы можем наблюдать и на Солнце, где, с ростом кинетической энергии, растет и давление газа. Если мы глину начнем разминать непрерывно, начнет расти и температура.
Теперь рассмотрим: «Почему бог У-СИРгән (О-СИРис) в руки взял именно квадратную глину?».
Известно, основным химическим элементом на Солнце является водород, который, в процессе термоядерной реакции, превращается в гелий (Не).
У водорода ЧЕТЫРЕ отдельных ядра атома, представляющих собой, положительно заряженные элементарные частицы (протоны). Гелий же состоит из ДВУХ протонов и ДВУХ нейтронов. Нейтроны, это нейтральные (незаряженные) частицы. При термоядерной реакции именно ЧЕТЫРЕ протона соединяются и образуют ядро атома гелия.
Вот почему в мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН, бог У-СИРгән (О-СИРис), в руки берет именно квадратную (водород) глину и бросает (термоядерная реакция) вниз. Так что в мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН повествуется именно момент сотворения самого Солнца.
Если рассчитать скорость расхода энергии Солнца за год за счет излучения, получается, что Солнце, благодаря гравитационной энергии, светить уже около 30 миллионов лет. По принятым же оценкам, возраст ЗЕМли составляет почти 4,5 миллиарда лет, по данным же геофизиков, возраст ЗЕМли составляет почти 10 миллиарда лет. Получается, ЗЕМля намного старше самого Солнца. Так что, наши лжеученые, возраст Солнца «подогнали» именно под возраст ЗЕМли.
Вот прочему у башКОРТов в древности праздновался именно «День ЗЕМли» и день «ЗЕМного Времени» (ЗАМан/ ЗАМ-ЗАМ/ ЗАМъяд).
Так что бог У-СИРгән (О-СИРис) с СОЗвездия БАБАЯ (Гиады) взял (метеоритное железо) материал именно для сотворения самого Солнца, а с СОЗвездия СИР-и-уса (Большого Пса) транспортировал ЗЕМлю со всеми живущими на ней существами. И эта транспортировка ЗЕМли длилась порядком 50 миллионов лет. Вот почему число 50 в башҠОРТском ЯЗыке произносится как «ИЛле», что буквально понимается как «с родиной» и как «толпа людей» (именно движущаяся в одном направлении). То есть, бог У-СИРгән (О-СИРис) с СОЗвездия СИР-и-уса к нашему будущему Солнцу транспортировал ЗЕМлю уже с людьми.
Именно отрезок времени в 50 миллионов лет никак не отражен в летописи биосферы нашей ЗЕМли.
Биосфера ЗЕМли уже существует более 3,8 миллиарда лет. В мировом океане за 33 дня обновляется вся его масса. На суше этот процесс происходит примерно за 14 лет. Обновление же всего живого вещества ЗЕМли происходит в среднем за восемь лет. А обновление фитомассы происходит каждый день.
Когда затрагиваем тему коллективной помощи башҠОРТов под определением как «ӨМә», сразу же возникает вопрос: «Каким способом к Солнцу транспортировалась наша ЗЕМля от СОЗвездия СИР-и-уса?». Ответ на этот вопрос кроется в слове как «ӨМ-бөл» (с-ӨМө-кәй).
Согласна определения слова, с СОЗ-вездия СИР-и-уса, наша ЗЕМля, выводилась имитацией движений в воронке, то есть, по спирали (1+8=9). По той же схеме спирали уводилась и к нашей солнечной системе. Не случайно, имя райского ворон-ого коня, на котором пророк Мухаммед вознесся на небо, в буквальном переводе и означает как ворон-ка (Бораҡ, Борғаҡ). Так что, не на пустом месте образовалось башҠОРТского слово как«ӨМ-мәт» в понимании как «последователь» и как «народ», также, и слово как «ӨМ-өт» в понимании как «надежда».
Естественно, без спутницы нашей ЗЕМли, Луны, и планеты Венеры, такой проект, просто был бы не осуществим.
Согласно мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН, наша ЗЕМля, нашу солнечную систему достигла в период СОЗвездия Девы (С-ӨМ-бәлә). Так что не на пустом месте возникло понимание башҠОРТского слова как «с-ӨМ-бәлә» в значении как «с бездны беды» (первоокеана).
Сегодня планета Венера находится в режиме «ожидания» (ҠОН-СЕРвации), это значит, когда наступит «конец света», наша ЗЕМля будет выведена с нашей солнечной системы в другую солнечную систему. Из всего этого следует, что ЗЕМля, служит неким инкуБАТором, в котором нуждается какое-то ГАЛАктическое сообщество.
Согласно мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН, там, где были их предки, у молодых был свой «ЕГЕТтәр» мир, который был и большим. У мира «ЕГЕТтәр» был еще мир, обе мира, можно было обойти только за пятьдесят «СИРаҡ йыл» (голенно лет).
В древности, у башҠОРТов, существовал и праздник под названием как «СИРаҡ йылы», посвященный мерцающей звезде под названием как “Быҙыҡ Йүнәкәй» (Мерцающий Пес). С тех давних времен до наших дней дошло и название селения под названием как «Йүнәкәй» (Еникеево) и название речки под названием как «Биҙгәк» (Бизгинды). Обе эти названия соседствуют с хребтом (ҠЫР) под названием как «ҠотанТАУ» (Кутантау) в переводе означающего как «Гора-Вампир» (Сейда). Не случайно хребет ҠотанТАУ соседствует именно с речкой под названием как “Биҙгәк» буквально означающего как «молярийная, лихорадная». Ведь, все это имеет прямое отношение к Солнцу.
Там же протекает и Малый Кизил. Малый Кизил и Большой Кизил вместе образуют Ҡыҙау (Лукошко). Вот отсюда и пошло название рек как Ҡыҙ-ау-йыл, сокращенно как Ҡыҙ-ыл, по берегам которых, стояли, в большей части, липовые менгиры ҠЫҘау с нанесенными на них знаками тамги родов. Все они олицетворяли те или иные СОЗвездия, например, СОЗвездие Беҙенкәй (Большая Медведица).
Продолжим. На этот праздник все обувались в галоши, в древности, в своеобразные БАШ-МАҠи. Так что не на пустом месте сформировалось башҠОРТское слово как «МӘК-түб» означающего как «послание».
В Абзелиловском районе Республики БашҠОРТоСТАН этот праздник «самой яркой звезде Пса» (СИР-и-усу) проходил у хребта под названием как «Өлкәр ҠЫР» (Хребет Стожары) у подножия под названием как «Быҙыҡ» (Мерцающий) возле большого скального скульптурного изваяния СоБАКи (Большого Пса) посвящённого и Созвездие Зайца (КУЙ-ЯНсык).
Этот монументальный археологический экспонат строго ориентирован именно на СОЗвездие Большого Пса (СИР-и-уса). Этот праздник известен и как «Баҙыҡ», но, этот праздник проводили в период зимнего солнцестояния в течении СОРока самых морозных дней, когда, на ночном небосводе, подымалось СОЗвездие Большого Пса (СИР-и-уса).
Обычно, перед закатом солнца, возле скульптурного изваяния Большого Пса, одетые в специальные теплые штаны йыйнаҡ (арҙаҡлы), садились молодые юноши (ЕГЕТтәр). Такая церемония называлась «ултырым ыШТАН» (сиднем сидящие ШТАНы). В их обязанности входило, первым увидеть появление СОЗвездия Большого Пса. Тот, кто первым заметил СОЗвездие Большого Пса, тот и получал титул «Звезды Глаза» (Күҙ Йондоҙо).
Продолжим. Рядом с миром «ЕГЕТтәр» был и мир женщин под названием как «ОрҒҮМ-ЕР», которая была больше чем мир «ЕГЕТтәр». Вообще, обустройство быта башҠОРТов была обустроена по тому же принципу, что повествуется и в мифологеме. В древности, у башҠОРТа, одним домом считались группа домов, где, каждый дом имел свое предназначение, например: дом каждой жены, дом приема пищи, дом приема гостей и т. д.
В древности, у подножия хребта Өлкәр Ҡыр, недалеко от монументального археологического экспоната Большого Пса (Оло Арлана, Оло Арҙана), где нанесены метки как «ӨСәү», башҠОРТы проводили праздник под названием как “ОрҒҮМ-ЕР» (Женское Время).
В башҠОРТском ЯЗыке определение как «Ор» применяется, если хотят обозначить именно что-то женское.
Продолжим. Этот праздник приходился на летнее солнцестояние.
Праздник начинали с наступления жаркого периода лета, и длился праздник сОрОК (ОрҒҮМ-ЕР) дней и, эти сОрОК (Женское ОКо) дней именовались как «ӘМей йәй» днями, что буквально понимается как «сиськи лета». У мужчин, обычно этот период лета значился как «Солнце женщин» или как «солнышко». Не случайно у башҠОРТов есть поговорка: «СтоЖАРы на горизонте, в воде кОровы».
В тот период времени, кОровы заходили в близлежащие водоемы, где, к их соскам, пристраивались и некоторые виды рыб, что и способствовало к увеличению удоев. Вот отсюда и пошло название как «ӘМей йәйе» (соски лета).
Не случайно, СОЗвездие Пса, у башҠОРТов понимается и под словом как «Йүнәкәй» (Пес).
Согласно мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН, из квадратного йүрғәк, были сотворены икәү йүрғәк (г-ИКАУ), одна из которых, оторвавшись, испачкалась и опустилась как «йәҙәк». Не случайно у башКОРТов один из видов помощи голодающим определено под словом как «йәҙәк».
Согласно мифологеме, чтоб очистить и восполнить йәҙәк, требуется жертвоприношение hАУа, дающая жизнь, дождем. Не случайно в башҠОРТском ЯЗыке сформировались такие слова как: «hАУиә» как «преисподняя, ад», «hАУым» как «нитка на три вдевания в иголочку» и «hАУыт» как «латы» (күбә).
Не случайно мы подошли к слову как «КҮБә», так как, одно из названий СОЗвездия Пса, у башҠОРТов понимается и под словом как «КҮБә-к» (Пес,Со-БАКа).
Согласно мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН, Йүнәкәй (СОЗвездие Пса) стремится достичь Йәҙәк (ЗЕМлю), так как, Йәҙәк у Йүнәкәй, является его женской душой. Не случайно у башҠОРТов под словом как «йән» понимается как «душа».
Именно в стремлении этом, Йүнәкәй стремится принять облик как «КҮБә-к», под которой hАУа (погода) и стремится его удержать на небе. Но, для того, чтоб души воссоединились, hАУа требует жертвоприношения. Вот тут-то и возникает вопрос. Не случайно же под словом как «hАУа-п» башҠОРТы воспринимают как «вопрос», а под словом как «hӘҮ-ер» воспринимают СОЗвездие «ТЕЛьца», с головы (БАШ-МАҠ) которого (СОЗвездия БАБАЙ) У-СИРгән и получил исходный материал (метеоритное железо) для нашего Солнца (МӘК-түб: - «послание»).
То есть, в ходе звездной эволюции, процессы сжатия и расширения чередуются вновь и вновь, достигнув температуры, достаточного, для начала термоядерной реакции с новым топливом: гелий, углерод, кислород, неон, кремний, железо.
Теперь пора спуститься и на грешную ЗЕМлю Йәҙәк.
Когда в мифологеме башҠОРТов Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН говорится, что hАУа (погода) требует жертвоприношения, не надо это понимать буквально, хотя, каждый понимает это на уровень именно своего СОЗнания. К тому же, в городе Магнитогорске, имеются и множества примеров.
В одно время по «Магнитогорскому «Времечко» (ТВ - ИН) хотели «раскрутить» звание «народный краевед», но, что-то у них не сраслось. Потом, этого человека (Быданова С. Г.), в конце марта 2006 года, в картинной галерее, хотели «раскрутить» перед краеведами города Магнитогорска на уровне доктора исторических наук Геннадия Борисовича Здановича, но, у краеведов города, это не вызвало столь уж большого интереса. Даже как-то пытались его «раскрутить» и со страниц городской газеты «Магнитогорский рабочий» на странице 7 в номере 59 — 60 за 31.03.06 года, и тут что-то пошло не так. Тогда, в городе Магнитогорске, уже на уровне «Башкирской и татарской библиотеки», что находится по проспекту Карла Маркса 117, корпус 2, для его «раскрутки» не постеснялись даже пригласить и видных башкирских историков, краеведов и филологов, где он, на основе моих рисунков, начал излагать свои голословные фантазии. Уж было более не обдуманным то, что он название горы Пугачева, начал увязывать с модельным словом, естественно, это развеселило присутствующих, многим пришлось даже выйти и на улицу.
Вот что может получиться, когда, не зная ЯЗык коренного народа, пытаешься всех переубедить, что модельное слово, это и есть название горы. Сами посудите. Этот человек в монументальном археологическом экспонате времен неолита, усмотрев элемент чуба, настойчиво начинал доказывать, что это именно ҠАҘаҡ с чубом. Или же, в экспонате времен неолита у него начал проглядывается какой-то образ Иисуса Христа и он тут же начал доказывать, что это ни что иное, как образ самого Иисуса Христа.
Если все это пытаются «раскрутить» именно через СМИ, тогда я уже не удивляюсь, что наше летосчисление, должно было, - согласно принятым древним правилам и канонам, которая не расходится и с научными данными, - исчисляться именно с 17 апреля 6 года до нашей эры, а исчисляется именно с того абстрактного периода времени, что не соответствует действиТЕЛьности.
В декабре месяце 2009 года узнал, что у учиТЕЛя школы-2 Лекарчука Владимира Васильевича, он забрал, составленного мною ҠАРТу комплекса гор Ятыш-Атас, где мною были пронумерованы и уКАЗАны точные места нахождений монументальных археологических экспонатов. Вопрос: «Для какого «сюрприза» ему понадобилась эта ҠАРТа комплекса гор Ятыш-Атас?».
Карты комплекса гор Ятыш-Атас мною переданы краеведу Галине Ивановне Гончаровой и краеведу педагогу-методисту Ольге Александровне Гакиной.
Вообще, одним из первооткрывателей комплекса гор Ятыш-Атас, я бы назвал Дюрягину Галину Николаевну, так как именно она более полно раскрыла именно саму сущность комплекса гор Ятыш-Атас в публикации «Немного о гороскопе города».
Когда разрабатывал и составлял топографическую ҠАРТу комплекса гор Ятыш-Атас, нумерацию каждого из объектов на ҠАРТе делал согласно риТУАЛьного их значения и назначения и, последоваТЕЛьности их риТУАЛьного исполнения. То есть, ҠАРТа рассчитана для грамотных краеведов, которые, обладая определенным багажом знаний, без труда и ошибок, будут ориентироваться по ҠАРТе.
Ведь, такой большой объем информации комплекса гор Ятыш-Атас, можно, сжато, вместить только подобным способом передачи информации. Например: цифра 8 (ҮР) и 29 (ҮР) на комплексе - СЕЙДОвые, где СЕЙДОвая цифра 29 в сумме определяет число 11 (б-ҮР-е), которым и указывается алтарь.
Разница же от цифр 8 и 11 выдает разницу в цифре 3, которым и объясняется риТУАЛ. Общая сумма цифр 8 и 29 выдает цифру 19, которым и дается риТУАЛ, а общая сумма от цифры 19 выдает цифру 10, где и показаны риТУАЛьные церемонии. Цифры 8 (ҮР) и 29 (ҮР) имеют и свои СЕЙДОвые предназначения как «ҮР», которым подтверждается алтарь 11 под определением как «б-ҮР-е» (МАГнитная б-УР-я).
Или же, возьмем цифру 76 (ЙӘН-ҮБ), в сумме дающего цифру 13 (б-ҮР-е) покровителя, а цифра 13 выдает цифру 4 (д-ҮР-т) алтаря для подношений покровиТЕЛю. Видом подношений является «т-АУ-ана», которым объясняется и сам объект подношений как «Матери Места», а слово как «йән-ҮБ» (76) дает саму сущность поклонения «ЙӘН» (душе) и степень причастия как «ҮБ» (УБ-е-ждать, целовать).
Вот какой пласт древнейшей истории коренного народа края всплывает, когда мы к краеведению подходим более грамотными. О степени грамотности краеведения края мы можем судить и по сложившимся представлениям о коренном народе края.
Одним словом, риТУАЛьные ҠОРТы, риТУАЛьные церемонии, алтари и т. д. являются только «кухней по приготовлению блюд». Чтоб более понятно было, мне придется раскрыть кое-какие секреты.
Так как предки башҠОРТов были напрямую связаны именно «кухней приготовлений блюд», в башҠОРТском ЯЗыке, естественно, отразилось это и в словах как: СЕЙ (огрех), СЕЙ (не спелый), СЕЙҙә (поглотитель аномальной энергии), СЫУаҡ (солнцепек), СЫЙғыс, СЫУаҡ (линия, изъян), СӨЙҙә (пригвозди/ СЕЙда) и т. д.
Для того, чтобы как-то понять и оСОЗнать саму сущность возникновения этих экспонатов как 8 (ҮР), 29 (ЙӘН ҮР-УР-е), 16 (определитель высоты подъема Солнца), 17 (солнечная об-СЕРватория) и 18 (ЗЕМная ОСь), которых, согласно их значимости и письма камней, я пронумеровал и нанес на ҠАРТу комплекса гор Ятыш-Атас, нам придется, в первую очередь, понять и природу излучения солнечных пятен. Да! Да! Все риТУАЛьные церемонии и алтари имеют еще и прямую связь именно с явлениями на Солнце.
Известно, что человек, как и биомасса ЗЕМли, в большей части, состоит из воды. Многих удивит, если скажу, что и на Солнце, именно в самой сердцевине спектра излучения солнечных пятен, тоже имеется вода, но, только в молекулярной форме. Именно эти молекулы воды, нашу ЗЕМлю, достигают через 1- 2 дня после гигантских огненных выбросов на Солнце, часть которых, проламывая защиту ЗЕМли, попадают на поверхность нашей планеты.
Но, все же, большая часть солнечной радиации, накапливаясь в экваториальной части околоЗЕМной орБИТы, попадают на поверхность нашей планеты, уже в виде разрядов молний. То есть, накопленная энергия, преобразуясь, отражается целенаправленно. Так что, общепринятое учение, как «кругооборот воды в природе», требует переосмысления.
Для биомассы ЗЕМли, самым губиТЕЛьным являются те молекулы воды, которые, именно проламывают защиту нашей планеты, Именно эти неспелые (СЕЙ) скитальцы (СӘЙях) молекул воды, предки башҠОРТов, не только старались пригвоздить (СӨЙҙәу) их для целенаправленной переработки (СЫЙма), но и старались их дозировано отразить (СӨЙөү).
Эти отражаТЕЛи способны отразить и ҠОСмические лучи высоких энергий сверхновых взрывов, которые, например, могут произойти, примерно, скажем, на расстоянии 100 световых лет. Именно они могут разрушить весь защитный слой нашей планеты. Так что, риТУЛьные ҠОРТы, риТУАЛьные церемонии и комплексы алтарей, под собой имеют более серьезные ОСновы.
Например, на комплексе гор Ятыш-Атас города МАГнитогорска, точки под номерами 8 и 29, являются СЕЙ-ДАми. То есть, предназначены именно для поглощения аномальной энергии Солнца. А точка под номером 18 является отражаТЕЛем (СӨЙ-өү) перепроизведённой энергии. Точки же под номерами 16 и 17 говорят, именно какую аномальную энергию, когда и как, поглощают СЕЙДОвые точки. Обычно, это можно узнать и по знакам СЫЙғыс.
Согласно знакам СЫЙғыс комплекса гор Ятыш-Атас города МАГнитогорска, СЕЙДОвые точки 8 и 29 предназначены на поглощения аномальной энергии Солнца из областей активного возбуждения. А вот СЕЙДОвые точки горного хребта Тынас Ҡыр Абзелиловского района Республики БашҠОРТоСТАН предназначены именно на поглощения энергий активного возбуждения разных гелиографических широт Солнца.
Что же касается горного хребта Котантау (Гора-Вампир), этот горный хребет предназначен для поглощения энергий «черного СИЯния». Но, данный хребет, эту энергию не перепроизводит, а только аккумулирует в озерах, водами которых и подпитывается речка Биҙгәк (Бизгинды), в результате чего, гибнет рыба и дичь, что и является причиной вспышек разного рода эпидемий. Это говорит, что, СЕЙДОвых точек, на хребте Котантау - нет. У древних, для их сооружения, просто - «руки не дошли».
Теперь пора перейти и к «кухне приготовления блюд».
Когда смотрим на ҠАРТу комплекса гор Ятыш-Атас города МАГнитогорска и, мысленно представим, что мы стоим на СЕЙДОвой точке 29. Когда, от СЕЙДОвой точки 29, мы повернемся к СЕЙДОвой точке 8, по ПРАВУЮ руку, мы заметим точку 30 (Указывающий камень) на расстоянии 176 метров. Если мы будем по этой ОСевой линии следовать и дальше, на расстоянии 448 метра натолкнемся и на точку 32 (Обиталище пророка), которая и будет изначальной точкой риТУАЛьных церемоний риТУАЛьным ҠОРТам.
Когда, по этой ОСевой линии, мы проложим ОСевую линию по ЛЕВУЮ руку, на расстояние 116 метров от СЕЙДОвой точки 29, мы натолкнемся на роботоподобный рисунок открытой головы, готового, к поглощению аномальной энергии.
От ОСевой линии, под углом 45 градусов от СЕЙДОвой точки 29, на расстоянии 65 метров, находится и другой рисунок, у которого, ЛЕВОЕ полушарие загружено. На ОСевой линии этих ДВУХ рисунков, на расстоянии 244 метра от рисунка открытой головы, находится точка 18 (ЗЕМная ОСь).
На ОСевом линии ПРАВОЙ руки, на расстоянии 65 метров от СЕЙДОвой точки 29, находится рисунок под названием как «ҠАРҒА», смотрящим, на роботоподобный рисунок открытой головы. То есть, все эти рисунки показывают саму суть поглощения аномальной энергии.
Не случайно же, башҠОРТские женщины, в подобных риТУАЛьных ҠОРТах, на природе, проводят весенние обрядовые игры под названием как «Ҡарға бутҡахы» (Ҡарға туйы). Когда башҠОРТы говорят: «ҠАРА ҡарғыш» (черное, злое проклятие), не надо это понимать бУКвально, так как, в то время, это понималось как «черное СИЯние» (МАГнитная б-УР-я).
Обычно, все здравницы, дома отдыха и лечебные источники, находятся именно в тех районах, где и находятся риТУАЛьные ҠОРТы с СЕЙДОвыми точками.
Казалось бы, что тут такого, когда, на пожараопасных квадроциклах, разрушая все на своем пути, рассекают по склонам горных хребтов близлежащих здравниц и лечебных источников Республики БашҠОРТоСТАН. Но, итог другой, наш город МАГнитогорск, начинает испытывать нехватку именно питьевой воды. Старики были правы, когда говорили: «Цивилизация погибнет от нашей необразованности, или же, от нашего религиозного фанатизма».
Вот почему реки Большой Кизил, Аналык и Инзер, уже подсохли, а когда начнутся карстовые обвалы, исчезнет и река УРа-л. Последствия, для города и ММК – очевидны.
Я, обладая определёнными наделёнными знаниями, могу всё это остановить, но, этого делать не буду, не наделён такими правами.
Продолжим. Чтоб, более понятным было, скажу, когда в мифологеме говорится, что бог СОЗдавал ЗЕМлю, это не надо понимать буквально, тут имеется в виду, что бог СОЗдавал именно условия, на ОСнове которого, и будет развиваться ЗЕМная цивилизация. То есть, все это, заранее заложена именно твОРцом.
Так что, если мы что-то разрушаем (риТУАЛьные ҠОРТы, СЕЙДОвые точки и т. д.), тем самым мы приближаем и ҠОНец нашей цивилизации. Например, в одно время подверглись разрушениям несколько генетических «капсул Времени». Хорошо что, не было тронуто ОСнование ҠАПсулы, отвечающего, за оттенок цвета кожи.
Но, разрушенного хватило, чтоб, именно у представиТЕЛей данного оттенка цвета кожи, дети стали рождаться с патологическими отклонениями. Естественно, разрушиТЕЛи несут наКАЗАния (слово «КАЗА», это арабское слово, означает как «РЕШЕНИЕ СУДА»), так как, каждая ҠАПсула, имеет и степени наКАЗАний тем, по вине которых и подверглось разрушению.
Если, тему возьмем масштабней, и тут наши современники отличились. Казалось бы, что тут такого, египетские (Мы Сыр, Мисор, Кеми, Хеми) пирамиды (әhрам) как пирамиды, а гигантские стаТУи острова Рапануа (Пасхи), стаТУи как стаТУи. Именно эти ДВЕ (тайна слова «ИКӘУ, г-ЕКӘҮ») точки на поверхности ЗЕМли и отвечают за наклон планетарной ОСи Северного полушария ЗЕМли.
Сегодня, степень разрушения египетских пирамид, стаТУй и стаТУй острова РАПАНуа («РАПАН» с башк. как «рубленые» стаТУи), находятся на одном уровне.
Например, каким разрушениям подвергаются памятники Египта, это отражается природными явлениями в Океании.
Если же, Южный полюс, окажется на месте нынешнего Северного полюса, тогда, за наклон планетарной оси ЗЕМли, отвечать будут точки находящиеся в районе Саргассового моря и Австралийского континента.
Такая раскладка смены полюсов, ничего хорошего не дает, даже и надежды к возникновению какого-либо цивилизованного общества. Даже закладки генетических «капсул Времени», ничего не изменит. Если же, возврат полюсов не произойдет, в будущем, на поверхности ЗЕМли мы можем наблюдать ту же картину, что и на Марсе.
Сегодня, наклон ОСи ЗЕМли составляет 23,4 градуса. Чтоб, за год, одинаковое количество солнечной энергии поступало ко всем точкам ЗЕМной поверхности, наклон ОСи ЗЕМли должно составлять 53,4 градуса. ПлосКОСть ОР-БИТы, при таком наклоне ОСи ЗЕМли в 53,4 градуса, как раз приходится именно на точку 18 (ЗЕМная ОСь: 1+8=9: переход) комплекса гор Ятыш-Атас города МАГнитогорска. Для Марса, этот наклон должен составить 54 градуса.
06.09.2021 г. ИсследоваТЕЛь: Галин Денис-лам Дарис-лам-ович.
Л.Н. Савинов Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН, Уфа leonid.savinov.98@mail.ru ПОСЕЛЕНИЕ ТЕЛЯШЕВО-4 В ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ КРЫКТЫ (ЮЖНЫЙ УРАЛ): РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 2020 ГОДА В 2020 г. археологическая экспедиция ИИЯЛ УФИЦ РАН продолжала исследования в Абзелиловском районе Башкортостана (восточные предгорья Южного Урала, 30 км к С–З от г. Магнитогорск). Разведочные работы охватили территорию с максимальными размерами 10×4 км и были направлены на обследование полосы предгорий между восточным подножьем хребта Крыкты и западным краем озерной системы Банное – Сабакты – Карабалыкты. Зафиксировано значительное количество (около 40) различных археологических объектов – стоянок, поселений, местонахождений, курганов и курганных могильников, а также поселенческих и погребальных памятников XVIII–XIX вв. Работы предшествующего времени (1960–1970-е годы, Г.Н. Матюшин) в этом районе ставили целью выявление и изучение памятников вдоль береговой линии озер. В 2005 г. экспедиция ИИЯЛ УФИЦ РАН провела обследование территории «Курортного района Якты-Куль» площадью 110 кв. км, в результате чего впервые были получены данные о наличии археологических объектов не только на берегах озер Банное (Якты-Куль), Сабакты и Карабалыкты (Котов, Савельев, 2007. С. 12). Разведочные изыскания 2020 г. стали прямым продолжением исследований 2005 г. Одним из очень показательных объектов, выявленных в 2020 г., является поселение Теляшево-4, расположенное на низкой надпойменной террасе левого берега р. Аналык, в основном под огородами одноименной деревни. Высота террасы над широкой частично заболоченной поймой – не более 1–1,5 м, общая высота над уровнем моря – 475 м, что на 120–200 м ниже окружающих возвышенностей, покрытых петрофитной степной растительностью. Вершины собственно хребта Крыкты находятся в 5–6 км западнее, наибольшая из них на данном участке достигает 1027,5 мБС, т.е. на 550 м выше места расположения описываемого памятника. Судя по сборам подъемного материала, размеры поселения составляют около 170–200 × 60–80 м, т.е., его площадь не менее 10000 кв. м. Находки 2020 г. на поверхности (всего 184 ед.) представлены каменными изделиями неолита – энеолита (19 ед.), керамикой эпохи бронзы (114 ед.), раннего железа (1 ед.) и находками Нового времени (2 ед.), а также достаточно значительным количеством колотых костей животных. Помимо этого, огромное количество находок происходит из частного археологического музея, в который ежегодно поступает практически все, найденное при обработке земли на ближайших двух – трех огородах. На площадке памятника в 2020 г. были заложены два разведочных шурфа (размеры 1×1 м). Шурф № 1 расположен в северной части террасы на огороде, на месте основного количества находок подъемного материала. Из-за постоянной распашки и сборов местными жителями материал здесь неполон и переотложен. В заполнении шурфа обнаружены немногочисленные кремневые отщепы и орудия неолита – энеолита, в том числе наконечник стрелы суртандинской культуры (ближайшая аналогия – стоянка Карабалыкты-7) (Матюшин. 1982. С. 183. Рис 77), фрагменты керамики эпохи бронзы и Нового времени. Шурф № 2 заложен в 110 м к В, на более низком участке террасы, ближе к р. Аналык. Территория не распахивалась. Глубина шурфа 50 см. В нем найдена исключительно керамика эпохи бронзы. В целом материал с поселения Теляшево-4 (как подъемный, так и находки из шурфов) представлен изделиями неолита – энеолита, керамикой алакульской культуры эпохи поздней бронзы, XVI–XIII вв. до н.э. (Рафикова, Федоров, 2017. С. 15. Рис. 9), гамаюнской культуры X–IV вв. до н.э. (Борзунов, 1982. С.78) и раннесарматской культуры (Cавельев, 2019. С. 43) (рис. 1).
Исходя из статистического анализа артефактов и их стратиграфического расположения, можно утверждать, что на обследованной территории существовали стоянка финального этапа эпохи камня, долговременное поселение эпохи поздней бронзы и стоянка эпохи раннего железа, функционировавшая, очевидно, в течение двух периодов и связанная с двумя разными группами населения (гамаюнской и раннесерматской культур). Памятник Теляшево-4 является первым поселением эпохи бронзы, выявленным в районе озерной системы Банное – Сабакты – Карабалыкты. Он важен также тем, что это первая уверенно зафиксированная стоянка оседлого лесного населения (гамаюнская культура) и кочевников (раннесарматская культура) раннего железного века за пределами береговой линии озерной системы. Результаты исследования поселения Теляшево-4 свидетельствуют, что предгорные долины хребта Ирендык – Крыкты могут быть перспективными для поиска памятников неолита – энеолита, эпохи бронзы и раннего железа. Борзунов В.А., 1982. Археологические исследования севера Евразии // Вопросы археологии Урала. № 16. С. 78–112. Котов В.Г., Савельев Н.С., 2007. Энеолитическая стоянка Сабакты-8 в Башкирском Зауралье // Уфимский археологический вестник. № 6–7. С. 12–18. Матюшин Г.Н., 1982. Энеолит Южного Урала: лесостепь и степь. М.: Наука. 328 с. Савельев Н.С., 2019. О южной границе лесных и лесостепных культур на Урале в I тысячелетии до н.э. // Поволжская археология. № 1 (19). С. 114 – 129. Рафикова Я.В., Федоров В.К., 2017. Курганы Южного Зауралья. Кн. 1. Учалинский и Абзелиловский районы Республики Башкортостан. Уфа: Китап. 244 c.
Оценили 0 человек
0 кармы