Царский Крестный ход: 28-ой день пути. Курган.

1 2542

9 июля 2018 года крестоходцев принимал город Курган.

В Кафедральном Соборе Александра Невского был отслужен молебен.

Вы, конечно, спросите, что за удивительное название - Курган. Его подарило селению древнее захоронение III-IV веков. То была могила могущественного вождя скифо-сарматского племени эпохи раннего железа.

Когда в 1960 году погребение раскопали, взгляду археологов открылась могильная яма и место для костра, огнём которого пытались выгнать из покойного злых духов. Тогда же выяснилось, что могилу грабили шесть раз, а впервые - сразу после похорон. Ничего ценного, и даже самих останков покойного, в ней в двадцатом столетии уже не нашли.

На этом же месте производили захоронения ещё три тысячи лет назад, в эпоху бронзового века. Среди обнаруженных вещей - бронзовые топоры, кинжалы, шилья, браслеты, бусы, множество глиняных сосудов.

Вот по кургану селение до 1738 года и величали Царёвым Городищем.

Академик Г.Ф. Миллер, путешествуя по Сибири в 1733-1743 гг., сообщал: «Слобода Царёво Городище поселена жителями в 1635 году над рекою Тоболом..."

На самом же деле, русские жили здесь уже в середине 16 века.

Курган же исчез с лица земли в прошлом столетии, когда в 60-е годы ретивому хозяйственнику пришла в голову мысль пустить в дело черноземную землю древнего насыпного сооружения. Уникальный исторический памятник просто срыли бульдозерами.

А ведь в конце XVIII века Царёв Курган был местом народного гулянья в праздник Пресвятой Троицы. Здесь водили хороводы, боролись, устраивали разные игры. Более зажиточные люди разбивали шатры на самой вершине Царёва Кургана.

В этот же день совершался Крестный ход. В часовне на берегу Тобола брали образ Пресвятой Троицы и переносили его в церковь деревни Курганской, где проходила всенощная служба. На другой день, после Литургии, икона относилась обратно.

За свою историю город много раз разорялся кочевниками и выгорал дотла, а потом, подобно птице Фениксу, возрождался.

Курган. Ярмарочная продажа сухой рыбы.

Понятно, что в 18 столетии Курган был военной крепостью.

Жители города активно участвовали в Отечественной войне 1812 года.

Да и во время Гражданской власть в Кургане несколько раз переходила из рук в руки. Город, хоть и расположен в Зауралье, не стоял в стороне от основных событий российской истории.

В первые годы Великой Отечественной в город прибыли эвакуированные предприятия и около ста пятидесяти тысяч беженцев. Здесь были организованы пять госпиталей. Город выпустил свыше 1000 пилотов для пополнения лётного состава ВВС Красной армии.

В 1942 в Курган прибыло Сталинградское военное танковое училище. Оно подготовило для фронта более двух тысяч офицеров-танкистов.

Уже 22 июня 1941 на митинге было заявлено, что жители города будут работать и по воскресеньям, чтобы заработанные в этот день деньги передать в Фонд Обороны СССР. 

На строительство Александро-Невского Кафедрального собора курганцы собирали деньги всем миром. Он должен был стать третьим храмом города. Собор был основан в память Императора Александра III, отца Страстотерпца Николая Второго.

В 1902 году собор освятили, а в 1929 закрыли.

Однако в нём хранится и сегодня немало подлинных православных Святынь.

Например, икона «Спас Нерукотворный», написанная в XIX веке и почитающаяся в Кургане Чудотворной.

Она принадлежала Протоиерею Григорию Пономарёву, пережившему гонения, репрессии, заключения в концлагере, много пострадавшему и отмеченному особой Божией Благодатью.

Образ «Спас Нерукотворный» являлся его домашней иконой, семейной реликвией, доставшейся ему от отца  - Преподобномученика Архимандрита Ардалиона.

В Екатеринбурге семье Пономарёвых довелось принимать у себя дома Праведного Иоанна Кронштадтского, когда он приехал на три дня на Урал в 1905 году.

Несмотря на возраст (Старцу Иоанну было тогда семьдесят шесть лет), он каждый день совершал утреню и Литургию в одном из городских храмов, где ему сослужил отец Александр Пономарёв. Отец Иоанн благословил всех членов его семьи, и это благословение они помнили всю жизнь.

Революция застала отца Александра в Шадринске, близ Кургана. А надо сказать, что Гражданская война в Шадринском районе сопровождалась особыми зверствами по отношению к священнослужителям. Убивали в первую очередь ревностных и хорошо образованных пастырей.

4 января 1937 года батюшку арестовали в Невьянске. Дело было сфабриковано, и в 1939 году следователи сами были арестованы. Двоих из них обвинили в преступных методах ведения следствия и приговорили в 1941 году к высшей мере наказания - расстрелу.

Во время допроса они дали такие показания: "провокационным путём искусственно" они создали "контрреволюционную повстанческую организацию в количестве ста двадцати четырёх человек из церковников и духовенства под названием ОЖБСБ".

Составили план восстания, и даже захвата Челябинска, сочинили контрреволюционную листовку. В результате этой провокации из ста двадцати четырёх человек, арестованных по делу, девяносто восемь были приговорены к расстрелу, а остальные - к лишению свободы на длительные сроки.

О. Александра, который после смерти жены принял монашество, отправили в Ухтинско-Печорский лагерь. Заключённые занимались разведкой и добычей нефти, газа, радия, угля и асфальтитов, лесозаготовками и другими тяжёлыми работами.

Начальником лагеря был очень жестокий человек - Я. М. Иоссем-Мороз, который за превышение власти в 1929 году даже был судим, приговорён к семи годам лишения свободы и исключен из ВКП(б).

Летом 1937 года отца Ардалиона перевели в Воркутинский исправительно-трудовой лагерь. Здесь он и умер от истощения 29 июля 1938 года. После смерти его сына, Протоиерея Григория Пономарева, родственница и передала икону "Спаса Нерукотворного" в дар Александро-Невскому кафедральному собору Кургана.

Другая Святыня храма - икона Божией Матери "Целительница".  Она прославилась многими исцелениями страждущих, в том числе - от онкологических заболеваний. Икона писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре в конце девятнадцатого столетия.

Сюжетом для образа послужило предание из сочинений Святителя Димитрия Ростовского. Некий Викентий Бульвиненский, клирик Невернинской церкви, очень любил молится и особо чтил Царицу Небесную. Когда тяжело заболел, он увидел, что на его слова откликнулся Ангел-Хранитель. Тот молил Пресвятую Богородицу об исцелении страждущего. Она и Явилась, чтобы больной смог выздороветь.

В Александро-Невском кафедральном соборе икона появилась в начале 1990-х годов. Она была в ветхом состоянии. Перед иконой постоянно служились молебны, и на глазах у священнослужителей и прихожан произошло постепенное её обновление. Потемневшее изображение посветлело, проступили надписи, раскрывающие историю Чудесного исцеления Викентия.

Когда хозяин иконы вернулся в город из длительной командировки, он вознегодовал, решив, что образ отреставрировали. Но, узнав, что человеческая рука его не коснулась, оставил икону храму. Ежедневно к образу Божией Матери «Целительница» притекает множество людей, и каждого Она слышит и принимает под Свой Святой омофор.

Находится в соборе и точная копия главной Святыни Зауралья, Чудотворной "Казанской-Чимеевской" иконы Божией Матери.

Оригинал образа был найдена детьми, игравшими на берегу ручья, в первой половине XVIII века в Чимеевской слободе, расположенной в 90 верстах от Кургана.

По свидетельству очевидцев, икона приплыла по реке Нияп, притоку Тобола. Подобно Иверской иконе Божией Матери, подобно другим, Чудом явленным образам, она плыла вертикально, да к тому же, против течения.

Взгляд больших добрых газ Божией Матери обжёг собравшихся на берегу людей Невещественным Светом. Дети побежали за священником, явилось всё село. Икону бережно достали из воды и торжественно перенесли в сельский храм. С годами образ стал целью паломничества огромного количества верующих.

Второе его Чудесное обретение произошло после пожара 5 ноября 1770 года, когда полностью сгорел деревянный храм, не тронув только Чудотворную икону.

Ребёнок, забредший на пепелище, споткнулся и, разгребая пепел, увидел Чудом сохранившийся в огне образ.

А в Богоявленском соборе г. Кургана хранится Чудотворный образ Святителя Николая, прозванный "Утятским".

В 1749 году он был принесён в Утятскую слободу водою речки Серебрянки - одного из рукавов Тобола. Её увидела местная жительница Синклитикия, которая пришла на Серебрянку чистить рыбу. Почти у самого берега она заметила на воде широкую тёмную доску, потянулась за ней, но доска отплыла. Пытаясь взять её, женщина вошла в воду, но доска снова отплыла.

Синклитикия вышла из реки, но, почувствовав на себе взгляд, оглянулась. Из-под речного песка и тины на неё смотрели… глаза! Они были словно живыми. Синклитикия объявила об этом священникам и народу. Доску вытащили, омыли - так перед людьми явился Чудесный житийный образ Святителя Николая.

После революции Святыня понесла немало страданий. В 1922 году храм разорили, над Чудотворной иконой надругались – прицельно стреляли из духового ружья в глаза Святителя. Искромсали его серебряную ризу. Икона едва избежала полного уничтожения. Председатель сельсовета тайно, ночью принёс её одним верующим супругам.

В сентябре 1960 они попытались передать образ в действующую Свято-Духовскую церковь посёлка Рябково, города Кургана, но её отобрали уполномоченные сельсовета. На годы спрятали на полку в каком-то амбаре, потом передали в краеведческий музей села Утятское.

В 1989 году музей был ограблен. Но большую и тяжёлую икону воры не смогли вынести. Снова надругались над ней: расцарапали.

Уже в наши дни икону отреставрировали и в 2016 году передали новому Богоявленскому собору Кургана. 

Чудотворная явленная икона Божией Матери «Одигитрия» Югская (1615 г.).

В этом же храме пребывает образ Царицы Небесной "Югской". В на­ча­ле ХVII ве­ка Стар­цу-Схи­мо­на­ху Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, Пре­по­доб­но­му До­ро­фею. было Явление Бо­го­ро­ди­цы. Царица Небесная велела ему взять Ее об­раз в ука­зан­ном Ею ме­сте и от­не­сти его в Яро­слав­скую епар­хии, чтобы спасти там от нашествия шведов.

Игу­ме­ну мо­на­сты­ря, не со­гла­шав­ше­му­ся от­пу­стить ико­ну, Богородица Явилась во сне и тоже приказала ис­пол­нить Её во­лю.

Икона сама и определила место своего нового пребывания. Когда в дороге Ста­рец До­ро­фей оста­но­вил­ся от­дох­нуть, ико­на встала на дереве и не пожелала с него сниматься. Здесь Схимонах по­стро­ил хи­жи­ну и остал­ся жить возле Свя­ты­ни. Весть о при­хо­де молитвенника быст­ро рас­про­стра­нять­ся по окрест­ным сёлам. От образа со­вер­шались ис­це­ле­ния. Так было положено начало новому монастырю.

Пре­по­доб­ный скон­чал­ся в 1622 го­ду. Пат­ри­ар­х Фила­ре­т (Романов), отец царя Михаила Федоровича, бла­го­сло­вил ос­но­ва­ние на ре­ке Юг оби­те­ли с цер­ко­вью в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Монастырь ста­ли называть Юг­ским. В 1654 го­ду за­ступ­ле­ни­ем Бо­го­ма­те­ри в тех ме­стах пре­кра­ти­лась рас­про­стра­нив­ша­я­ся мо­ро­вая яз­ва.

В соборе можно увидеть и уникальный житийный образ Преподобного Сергия Радонежского, написанный в 2014 г. ярославскими мастерами в память 700-летия со дня рождения Игумена Земли Русской.

Кроме того, в соборе можно поклониться и самой древней в России иконе Божией Матери «Неувядаемый Цвет», написанной в XVII веке.

Образ всегда пользовался у прихожан особым почитанием и считался Чудотворным. В храме, где до прихода в Курган долгое время находился, служил священник Александр Никольский, отец Священномученика Андроника, Архиепископа Пермского. Несомненно, Святитель-Мученик изливал пред этой иконой свои молитвы.

17 июня 1918 года Священномученик Андроник был арестован. В ночь на 20 июня чекисты вывезли Архиепископа в окрестности Перми, заставили его вырыть себе могилу и лечь в неё. Несколько раз выстрелили в Мученика и забросали его землёй.

А наши крестоходцы, помолившись в г. Кургане, вновь засобирались в дорогу. Напоминаем вам, что Крестный ход идёт на народные пожертвования.

Номер карты для перечисления пожертвований через приложение СБЕРБАНК-ОНЛАЙН или БАНКОМАТ (СБЕРБАНК, МИР):

2202 2001 2163 1350

Либо через мобильный банк по номеру 914 030 1966

Для безналичных перечислений:

Владелец: Александр Михайлович Ермаков (координатор маршрута)

Номер счета: 40817810236000172333

Наименование банка получателя: ОТДЕЛЕНИЕ N8645 СБЕРБАНКА РОССИИ Г.МАГАДАН

БИК: 044442607

Корр. счёт: 30101810300000000607

ИНН: 7707083893

КПП: 410102001

Перечисления на Яндекс кошелёк по ссылке:

А одна из Заповедей Нагорной Проповеди Христа призывает нас к милости: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5, 7)  А это значит, что за нашу милость, особенно к паломникам, стремящимся на молитву к Святыням Церкви, Господь может отпустить нам и наши застаралые, нераскаянные грехи.

"Господь нас сводит одного с другим, прижимает одного к другому, спасает одного посредством другого," - говорил Архимандрит Серафим (Розенберг).

Этот Крестный ход сводит нас с его участниками. Возблагодарим же за это Бога....


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • :person_with_pouting_face: :thumbsup: