Царский Крестный ход. 29-ый день пути. Челябинск.

1 2057

10 июля 2018 года наши крестоходцы прошли на автомашинах из города Курган до Челябинска, это 270 км, и вновь оказались на Богослужении. На этот раз - в храме Александра Невского.

Храм этот вырос из часовни, поставленной в память о Небесном Покровителе убиенного террористами Императора Александра Второго - Благоверного Князя Александра Невского.

Происходило устроение нового храма в то время, когда захолустный городок Челябинск быстро удвоил своё население благодаря построенной здесь железной дороги, связавшей его с Москвой. Не случайно на гербе города был изображён навьюченный верблюд.

А благодаря Императору Александру Третьему отменён ранее предложенный проект железной дороги, которая должна была проходить через Казань, Екатеринбург и Тюмень, оставляя Челябинск в стороне.

Когда роль города заметно выросла, в авторы проекта нового собора был приглашён не кто-нибудь, а архитектор с мировым именем, Александр Никанорович Померанцев, построивший московские торговые ряды и храм Александра Невского в Москве, разрушенный в 1952 году. Собор в Челябинске задумывался в новом "русско-византийском стиле".

Часть денег на его построение дал Император-Страстотерпец Николай Второй.

А меж тем в 1736 году Челябинск рассматривали прежде всего как военную крепость на Востоке России. В 1774-ом она выдержала осаду пугачёвцев, хотя в феврале 1775 они взяли её. К XX веку Челябинск стал одним из крупнейших торговых центров Урала. Его называли даже Зауральским Чикаго.

Сегодня трудно сказать, кто дал ему столь не привычное для русского уха название. Потомки первопоселенцев считали, что крепость Челяба восходит к башкирскому слову, переводившемуся как ведро. Место, на котором стоит Челябинск, действительно представляет собой ведро-образную котловину.

Но, возможно, Челябинскую крепость назвали по деревне Селяба, стоявшей на реке Селябке.

У тюркских народов было заведено называть реки по именам владельцев тех вотчинных земель, где они протекали. Челеби напоминает имя Челубей.

Челибиром звали одного из батыров, служивших черниговским князьям.

Как бы там ни было, в 1748 году в Челябинске заложен первый каменный православный храм.

Город разрастался, и в 1908-ом в составе Оренбургской епархии было учреждено Челябинское викариатство.

И первым викарным Архиереем с титулом «Епископ Челябинский» стал Владыка Дионисий (Сосновский).

Надо отметить, что многие священники этого духовно поднимавшегося края попали под колесо истории и окончили свою жизнь Мученически. Это же относится и к Епископу Дионисию. Сначала он жил под Оренбургом, в Успенском Макарьевском монастыре, потом - в Челябинске. А когда  в 1914 году его перевели служить в Молдавию, он вынужден был бежать из неё в Россию: в Первую мировую бессарабские земли были оккупированы Румынией.

В дороге он был казнён большевиками на станции Вятка, близ Киева, 4 февраля 1918 года. Ныне он считается Святым Мучеником Русской Православной Церкви Заграницей.

Епископ Иона (Покровский; 1888-1925) был годы Первой мировой военным священником-добровольцем. Его, выходца из крестьян, сироту, духовно вскормил монастырь Оптина пустынь. Юноша проходил иноческие послушания под руководством духоносных Старцев, Преподобных Анатолия (Младшего) и Иосифа Оптинских.

Отец Иона принял участие в знаменитом Брусиловском пропрыве. Уже тогда он производил неизгладимое впечатление своей скромностью и духовностью, красноречием и желанием служить Богу, Царю и Отечеству.

После развала армии он был арестован большевиками как "опасный контрреволюционер", но ему удалось бежать из заключения, и он прибыл в Пермь, где был вновь пойман, избит, искалечен и в одной рубашке брошен в тюрьму. Вместе с другими его отправили в вагоне для перевозки скота, а затем на пароходе по реке Тавде в Тюмень, на суд некоего Верховного Трибунала. На шестой день пути заключённых освободили "белые".

В 1919 году О. Иона стал Благочинным одного из "белых" корпусов на Южном Урале, а потом и главным священником в армии атамана Дутова. Отступал вместе с белогвардейцами и оказался в Китае. Отступление проходило тяжело: без запасов провианта и фуража, с преодолением перевала Кара Сарык. Это был сложный путь, когда то и дело приходилось хвататься руками с ободранной кожей за выступы обледенелых скал и редкий кустарник, чтобы не сорваться в пропасть с головокружительных высот Памира. Остаткам дутовцев удалось спуститься в Синьцзян, Китайский Туркестан.

В чужой стране о. Иона основал приют для сирот и аптеку, которая бесплатно раздавала лекарства неимущим. Выступил он и как миссионер, обращавший ко Христу и русских беженцев, и китайцев. В организованной по его инициативе местной семинарии учились многие китайские юноши, а он преподавал Закон Божий.

Основал О. Иона и среднюю 10-классную школу с ремесленным уклоном. Здесь получили образование 497 детей обоего пола без различия национальности и вероисповедания, причём беднейшие учились бесплатно.

В 1925 году он стал Епископом Ханькоуским. Но к сожалению, тяжело заболел ангиной. От споласкивания горла керосином у Владыки произошло заражение крови.

Он знал, что смерть близка, и у его постели собирались самые близкие духовные ученики. В час смерти Владыка облачился в епитрахиль и поручи Преподобного Амвросия Оптинского и попросил похоронить его за алтарем храма. Ему было всего 36 лет.

Старец Амвросий Оптинский.

В ночь кончины, 20 октября 1925 года, произошёл Чудесный случай. Новопреставленный Святитель явился в сонном видении отроку Николаю, страдавшему много лет болезнью ног и потому жившему почти в полной в неподвижности. Святитель сказал мальчику: «На... возьми мои ноги, они мне больше не нужны, а свои – отдай мне». Ребёнок проснулся здоровым.

Многие Чудеса произошли и после кончины Владыки, по молитве, обращённой к нему. Вышел целый сборник на эту тему.

Когда в Китае настала эпоха устремленности к коммунизму, начались гонения на русских и Православие. В 1964 году Иннокентиевский собор, за алтарем которого похоронили Владыку, китайские власти взорвали. Мощи Святителя оказались потерянными. Но память о нём не угасла, и 13 сентября 1996 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви канонизировал Владыку-Чудотворца.

Трагическая судьба была и у Протоиерея Михаила Громогласова (1863-1918), настоятеля собора в Верхнеуральске. В течение своей жизни он отстроил, открыл и оборудовал 29 школ и 2 гимназии, в которых учились до 3000 человек - в посёлках, станицах, уездном городе. Открыл он и тюремную церковь в Верхнеуральске.

При большевиках отец Михаил не участвовал в политической борьбе, но по ложному доносу был арестован, ранен, сидел в заключении. Он и в тюрьме продолжал вести церковную службу. В это время его дом и гимназия были разграблены.

Казнили о. Михаила как заложника, по приказу комиссара Н. Иванова. Батюшку и 17 именитых верхнеуральцев, среди которых были бывший городской голова Пётр Полосин, войсковой старшина Пётр Воротовов, казачья семья Прокопьевых: муж, жена и 14-летний сын, директор реального училища Михаил Ершов; мещане Иосиф Мансуров, Митрофан Тарасов, Самсон Иванов, Николай Чипилёв, Степан Васильев и ещё несколко человек - вывезли на Тирлянский завод и расстреляли недалеко от села Наурузово (Башкирия) в безымянном долу. Это была месть за убитого в бою с казаками матроса И. Тяжельникова.

Перед казнью отец Михаил благословил всех смертников и сам мужественно принял её, продолжая читать молитву. Убитых раздели и сбросили в ров, тела присыпали землей. Тогда это место получило название Буржуй Узяк («Буржуйский дол»).

Через 5 дней убитых удалось перезахоронить на городском кладбище Верхнеуральска. Пока эта могила не найдена. М.Д. Громогласов погиб на 56-м году жизни, у него остались 9 детей, двое из которых избрали путь церковного служения. Ныне о. Михаил признан Святым Мучеником.

Убит в Гражданскую войну без суда и следствия и Священномученик Александр Миропольский (1843-1918). Он тоже, как и Протоиерей Михаил, был миссионером, обратил в христианство немало татар и башкир. Возраст его приближался к 70 годам, но он неустанно ездил по Пермской губернии. Учил вере, крестил, нёс проповедь среди мусульман.

В 1918 году в посёлок Каслинский завод, где он служил, пришёл "красный" отряд. Cвященника схватили, избивали тесаком и в ближайшую же ночь расстреляли вместе со о. Петром Смородинцевым и несколькими жителями. В 2002 году канонизирован.

Погибший вместе с ним Священномученик Пётр Смородинцев (1866-1918) происходил из семьи священнослужителя.

Икона Каслинских Новомучеников: о.о. Александра Миропольского, Петра Беляева (1875-1918), Петра Смородинцева.

Священномученик Пётр Беляев  

Сподобился Крестных страданий и Преподобномученик Гавриил Гур (1898-1937).

Сын крестьянина Минской губернии, он ушёл в монастырь в самые трудные для Церкви времена, в 1918 году, и подвизался до закрытия одной из челябинских обителей в 1922 году.

Три года жил на Святом Афоне. В России по доносу попа-расстриги был арестован, и не раз. Был в лагерях. По доносу же псаломщика сельского храма снова подвергся аресту за "антисоветские настроения", хотя к новой власти относился лояльно.

17 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Гавриила к расстрелу за "контрреволюционную фашистскую агитацию и распространение слухов о голоде". Приговор приведён в исполнение 19 ноября на полигоне Бутово под Москвой. Погребен в безвестной общей могиле. А 12 марта 2002 года причислен к Лику Святых Новомучеников. 

1920-30-е годы стали для Челябинской Епархии временем жестоких гонений.

Да и в Александро-Невском соборе служба шла только до 1930 года. После закрытия  храма сняты главы с крестами и шатёр колокольни, росписи на стенах были замазаны краской.

Возвращение храма Русской православной Церкви произошло совсем недавно и было связано с митингами и протестами местных жителей.

В 1873 году на городском кладбище началось строительство храма в честь особо почитаемого на Урале Симеона Верхотурского Чудотворца.

К началу революции в Челябинске было 17 церквей и строилась 18-ая. Но к 1 марта 1930 года осталось всего 4. Среди них - Симеоновская церковь.

К 1937 году она была уже единственной в городе, где шла служба. В 30-х годах многие челябинские священники были расстреляны.

Сегодня храм вновь открыт, в нём можно помолиться перед теми Святынями, которые были сохранены нашим народом, несмотря на все гонения верующих.

Икона Пресвятой Троицы, например, содержит в себе частицу Маврийского Дуба - Дуба Авраама, дерева, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Самого Бога. «Явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного». Три Ангела, которых приветил Авраам, и были Пресвятой Троицей. 

А в Распятии Господа есть частица Животворящего Креста, то есть, того Креста, на Котором Господь принял Мученическую Смерть.

Как мы уже сказали, на Урале особо чтут Праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского), потому и в Одигидриевском Богородицком женском монастыре Челябинска, как Святыню, берегут его икону с частицей его Святых Мощей.

Монастырь открыт в Челябинске в 1862 году, он жил в течение 58 лет.

В обители жили более 360 насельниц. Здесь работали школа, приют для девочек и больница. Закрытие монастыря произошло в 1920-е годы. Возрождён в 2015 году.

Пра­вед­ный Си­ме­он был сыном бла­го­род­ных ро­ди­те­лей. Появился на свет в на­ча­ле XVII ве­ка. Он пре­зрел  мир­ские по­че­сти и уда­лил­ся из Рос­сии за Урал, при­быв в Вер­хо­турскую об­ласть.

Вер­хо­ту­рье был из­ве­стен как бойкое тор­го­вое ме­сто, и потому Симеон оста­но­вил­ся в се­ле Мер­ку­шине, ко­то­рое от­сто­я­ло от города на пять­де­сят вёрст. Здесь было потише, поспокойнее.

Са­мая при­ро­да ме­ста рас­по­ла­га­ла к Бо­го­мыс­лию и от­шель­ни­че­ским тру­дам. Ве­ли­че­ствен­ные кед­ры, гро­мад­ные ели, ска­ли­стые уте­сы. Праведный стран­ни­ком хо­дил по окрест­ным сёлам и де­рев­ням или уеди­нял­ся на бе­ре­гах ре­ки Ту­ры, пре­да­ва­ясь раз­лич­ным По­дви­гам.

Он не хо­тел, чтобы ру­ки его оста­ва­лись празд­ны­ми, и сам снис­ки­вал се­бе про­пи­та­ние. За­ни­мал­ся ши­тьем шуб с на­шив­ка­ми, удил рыбу.

Си­ме­он от­ли­чал­ся пол­ной нес­тя­жа­тель­но­стью. Потому ра­бо­тал ещё бесплатно и в до­мах раз­ных кре­стьян.

Крайне воз­дер­жанный, он от­ли­чал­ся чи­сто­той не толь­ко те­лес­ной, но и ду­шев­ной, ко всем пи­тал лю­бовь нели­це­мер­ную.

Нестеров М. В. Праведный Симеон Верхотурский

Ещё не до­жив до ста­ро­сти, он с ве­рою ото­шёл к Гос­по­ду око­ло 1642 года. Чест­ное те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в Мер­ку­шине, неда­ле­ко от церк­ви во имя Свя­то­го Ми­ха­и­ла, Ар­хи­ст­ра­ти­га Сил Небес­ных.

Немно­гое из­ве­стно о его Подвиж­ни­че­стве. Но ясно свидетельствуют об этом многочисленные ис­це­ле­ния, ко­то­рые обиль­но ис­те­ка­ют от его Мо­щей уже бо­лее трёх сто­ле­тий.

Он обратил на себя внимание в 1692 году, когда за­ме­ти­ли, что его гроб сам стал под­ни­мать­ся из зем­ли. Все бы­ли по­ра­же­ны этим, но ещё бо­лее удивились, ко­гда сквозь щели в дос­ках уви­де­ли нетлен­ные остан­ки.

В то вре­мя один во­е­во­да, Ан­то­ний Са­ве­лов, дол­жен был ехать в Нер­чинск. А его слу­га впал в тя­жёлый недуг: всё те­ло его рас­сла­бло, так что он не мог хо­дить. В до­ро­ге Гри­го­рию сде­ла­лось ху­же. Путь их ле­жал через Вер­хо­ту­рье. Здесь Гри­го­рий узнал от мест­ных жи­те­лей о Мо­щах но­во­яв­лен­но­го Пра­вед­ни­ка и стал раз­мыш­лять: «Быть мо­жет, Гос­подь и мне по­даст ис­це­ле­ние по мо­лит­вам Сво­е­го но­во­яв­лен­но­го Угод­ни­ка».

Он взял зем­ли с гро­ба, об­тёр ею своё те­ло и тот­час по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым.

Заметили и то, что са­м гроб был но­вым, хо­тя, по рас­ска­за­ми мест­ных жи­те­лей, на­хо­дил­ся в зем­ле уже бо­лее пя­ти­де­ся­ти лет.

Митрополиту То­боль­скому Иг­на­тию было во сне открыто имя Праведника. Трижды услышал он: «Си­мео­ном зо­вут его».

Икона Прокопия Устюжского и Симеона Верхотурского.

Ве­ли­кой ра­до­стью ис­пол­нил­ся Прео­свя­щен­ны, когда проснул­ся. Он по­нял, что Ви­де­ние бы­ло Свы­ше.

12 сен­тяб­ря 1704 года, тор­же­ствен­но и с по­до­ба­ю­щим бла­го­го­ве­ни­ем, бы­ло со­вер­ше­но пе­ре­не­се­ние чест­ных Мо­щей Угод­ни­ка Бо­жия, ко­то­рый с тех пор стал име­но­вать­ся Вер­хо­тур­ским.

Нема­ло бы­ло тогда нестро­е­ний в Си­бир­ской стране. В 1709 г. ле­том баш­ки­ры на­па­ли на Ба­га­ря­тин­скую сло­бо­ду, ра­зо­ри­ли её и взя­ли в плен мест­но­го свя­щен­ни­ка Пет­ра вме­сте с сы­ном его Иере­ми­ей.

Ко­чев­ни­ки, свя­зав несчастных, в те­че­ние трёх дней вез­ли их в свои улу­сы. При­быв на озе­ро Че­бар­куле­во, они оста­но­ви­лись на ноч­лег. Свя­щен­ник быст­ро впал в сон, и вдруг ему Яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и по­ве­ле­ла, чтобы он для осво­бож­де­ния от пле­на обе­щал по­кло­нить­ся в Вер­хо­ту­рье Мо­щам Пра­вед­но­го Си­мео­на и схо­дил бы в се­ло Ни­роб для по­кло­не­ния иконе Свя­ти­те­ля и Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая.

Свя­щен­ник про­бу­дил­ся, стал мо­лить­ся Гос­по­ду Бо­гу и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, воз­но­сил  мо­ле­ния и слав­но­му Чу­до­твор­цу Си­мео­ну, дав обет ис­пол­нить всё, что по­ве­ле­ла ему Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца.

И вдруг ре­мен­ные пу­ты на плен­ни­ках осла­бе­ва­ют и спа­да­ют с них са­ми со­бою. Осво­бож­ден­ные, свя­щен­ник вме­сте с сы­ном бегут.

Пра­вед­ный Си­ме­он яв­лял­ся без­воз­мезд­ным це­ли­те­лем да­же та­ких лю­дей, ко­то­рые не ве­да­ли и не слы­ша­ли об его про­слав­ле­нии.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

А наши крестоходцы, едва покинув славный город Челябинск,

вышли из машин у села Харино Красноармейского района и установили здесь Поклонный Крест.

А потом и одарили местный храм иконами.

 Оставили они в подарок образы "Державный Покров" и Богородицу "Магаданскую" и в Александро-Невском храме Челябинска.

Всего же они везут с собой к месту к Ганиной Яме восемь икон.

Среди них - образ из Башкирии - икона Преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Она была убита большевиками на следующий день после расстрела Семьи Николая Второго.

Везут паломники и образ Блаженной Матроны Московской, который выполнен в старой технике резных икон Византии и Древней Руси.

“Обращаться к ней нужно как к живой, - говорит крестоходец Виталий Даниленко, председатель Магаданской областной организации “Всероссийское общество инвалидов”. - Она всё слышит: всегда поможет, всегда поддержит. Мы хоть и взрослые, относимся к ней как к матери".

Последний Поклонный Крест паломники планируют установить в Ганиной Яме.

А нам остается пожелать им благополучно проделать последние сотни километров.

Номер карты для перечисления пожертвований через приложение СБЕРБАНК-ОНЛАЙН или БАНКОМАТ (СБЕРБАНК, МИР):

2202 2001 2163 1350

Либо через мобильный банк по номеру 914 030 1966

Для безналичных перечислений:

Владелец: Александр Михайлович Ермаков (координатор маршрута)

Номер счета: 40817810236000172333

Наименование банка получателя: ОТДЕЛЕНИЕ N8645 СБЕРБАНКА РОССИИ Г.МАГАДАН

БИК: 044442607

Корр. счёт: 30101810300000000607

ИНН: 7707083893

КПП: 410102001

Перечисления на Яндекс кошелёк по ссылке:

https://vk.com/app5727453_-141443784

ЗАВЕТНАЯ ЦЕЛЬ ВСЁ БЛИЖЕ.


Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

Запущен в серию: Как "Иноходец" стал грозой небратьев и почему он неуязвим

"Ни одного прокола!" Дрон щёлкает цели как орешки. Сбить никак, РЭБ бессильны: Интересные факты об ИноходцеКак "Иноходец" стал грозой соседей27 октября наше МО выложило любопытный ролик...

Картинки 5 ноября 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 10:59
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Обсудить
  • Спаси, Господи! Очень качественный и обширный материал. :thumbsup: