Болотные солдаты (СССР, 1938)

9 10955


Советский фильм "Болотные солдаты", снятый в 1939 г. режиссером А. В. Мачеретом (1896-1979), так же известным сценаристом, киноведом и теоретиком кино, по жанру является политическим триллером, созданным по недавним событиям в Германии. Как и все фильмы этого жанра, он имел характер пропаганды близкого прицела. Вероятно, поэтому он был незаслуженно забыт в послевоенное время. Хотя абсолютно зря, потому что перед нами хороший образец советского исторического антифашистского фильма. Особый интерес к фильму вызывает и факт, что соавтором сценария, вместе с А. В. Мачеретом, стал писатель Ю. А. Олеша (1899-1960), создатель знаменитых "Трех толстяков".

Сюжет фильма развивается в первый год нацистской диктатуры в Германии, еще до 30 июня 1934 г., потому что на улицах Германии мы видим бесчинствующие банды штурмовиков СА и штурмовиков качестве охраны первых концлагерей (потом эта функция перейдет к СС). Коммунистическая партия запрещена, коммунистов преследуют и бросают в концлагеря. Люди постепенно привыкают жить при диктатуре и терроре, отвыкая от демократии Веймарской республики. В лагере оказываются и главные герои фильма: коммунист Пауль Венцель был арестован, потому что коммунист, аптекарь-еврей, потому что еврей, романтично настроенный студент Франц Мюллер, потому что посмел открыто высказать свои пацифистские мысли и сказал, что "Германия стала страной убийц". Сына богатого фермера арестовали за то, что вошел в еврейскую аптеку и оказался похож на лидера коммунистов. Так и было в то время. Людей в Германии могли не только арестовать за сходство фамилии, но и убить за это без суда и следствия.

Фильм прекрасно показывает ползучую фашизацию немецкого общества, которое еще помнит свободу и демократию, но променяло их на диктатуру и войну – "ради величия Германии", разумеется. Один из героев фильма в ответ на упреки, что он более не восхищается музеями и стихами, отвечает: "Но если нужно, то пилот сбрасывает в этот музей бомбу. Если этого требует величие Германии. И я восхищаюсь этим пилотом". Вскоре советские люди воочию встретятся с этими пилотами "Великой Германии", которые бомбили не только музеи, но и больницы, школы, вокзалы и не чувствовали никакой вины (даже после войны не чувствовали вины – они же выполняли приказ ради Германии). Людей арестовывают, значит так и надо. "Если за ним пришли, значит, он государственный преступник – враг национальной Германии", - говорит сосед студента Франца. Так слышится голос Высоцкого: "Не надо думать - с нами тот, кто все за нас решит". Впрочем, то же самое мы сейчас можем наблюдать на Украине. В фильме мы видим и мерзкий облик мещанского приспособленчества, когда ради выгоды и собственной безопасности мещане готовы согласиться и с фашизмом, и с террором, лишь бы этот террор их не касался. Так сосед-немец наговаривает на своего соседа-еврея и подзуживает погромщиков-штурмовиков, лишь по одной причине – это конкурент его аптеке и таким образом чужими руками убрать конкурента. И такое было сплошь и рядом.

Фильм показывает зрителю подпольную работу коммунистической партии. Это было, но здесь советская пропаганда, увы, выдала желаемое за действительное. Финальные сцены фильма показывают на солидарность немецких рабочих, которые в ответ на глумливый вопрос мелкого районного фюрера: "Я хочу посмотреть найдется ли хоть один, кто поднимет руку за забастовку", поднимают руку с сжатым кулаком – символом "Рот фронта". Советские люди в этом обмане не виноваты, они были свято уверено, что классовая солидарность немецкого рабочего класса существует на самом деле. Они верили, что немецкий рабочий никогда не будет стрелять в русского рабочего. В 1941 г. они узнали, что жестоко ошиблись – немецкие рабочие превратились в обыкновенных фашистов, которые никого не щадили ради "Великой Германии". Этот фильм предостережение и нам, живущим ныне, что нельзя на чужой народ переносить свои симпатии, особенно если этот народ заражен фашизмом и русофобией. Чтобы мы ни думали и не хотели, но этот чужой народ при случае нас не пожалеет и щадить не будет.

Стоит отметить, что создатели фильма не только точно воспроизвели дух зарождающейся фашистской Германии, но достойно выдержали достоверность в костюмах и декорациях. Так в фильме студента Франца приходит арестовывать другой студент, только одевший форму эсесовца, это становится понятным по шраму на щеке – обычным украшением немецких студентов того времени, увлекавшихся студенческими дуэлями на шпагах. Степень достоверности фильма очень высока (не без клюквы и условностей, обычных для кино). На порядок выше, чем у голливудских фильмов того же времени на эту же тематику. Например, на афишной тумбе мы видим афишу кинофильма "Йорк" с В. Крауссом в главной роли, правда фильм вышел в 1931 г., так что для 1933 г. он уже устарел.

Название фильма "Болотные солдаты" взято из известной антифашистской протестной песни "Die Moorsoldaten" (первоначально "Börgermoorlied", или "Песня лагеря Бёргермор", созданной заключенными одноименного концлагеря в 1933 г. и ставшая одной их самых антифашистских довоенных песен). Сама песня в фильме не звучит, но ее мотив слышится в музыкальной теме в начале и финале фильма. Отдельно следует сказать о судьбе снявшегося в фильме немецкого актера Карла Эфеляйна, эмигрировавшего в СССР в 1935 г. и расстрелянного в 1938 г. в ходе сталинских репрессий.

Мне приходилось читать пижонские рецензии на фильм "Болотные солдаты", мол, фильм черно-белый, идеологический. Но это фарисейское пижонство и не более. Когда речь идет о фашизме и фашистских палачах, то тут только один цвет – черный. И отбелить черного кобеля фашизма не получится, как бы ни старались иноземные и туземные реваншисты.

Режиссёр: Александр Мачерет

В ролях:

Олег Жаков — Пауль

С. Широкова — Мари

Иван Кудрявцев — Тидеман

Александр Зражевский — Бишофф

Василий Ванин — начальник концлагеря

С. Муратов — Освальд

Борис Пясецкий — Бельц

Алексей Консовский — Франц

Игорь Доронин — Роберт

Алексей Грибов — Шульц

Семён Межинский — аптекарь

Иван Коваль-Самборский — Вальтер

Владимир Балихин — Вилли

Андрей Файт — Гармс

Евгений Тетерин — Ганс

Константин Барташевич — немецкий коммунист (нет в титрах)

Карл Эфеляйн (нет в титрах)


P. S.

Песня Die Moorsoldaten в исполнении Ханса Вадера

Песня "Болотные солдаты" в русском переводе в рок-версии


Постсоветское пространство, пересборка!

Вторичные санкции США и ЕС, применяемые к России, не способствуют развитию экономики стран Прибалтики и постсоветских республик. Напротив, все эти ограничения только ухудшают их эконом...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Просто новости - 181

Сегодня кучно пошло: Под звуки похоронного марша из Нигера вылетел последний американский транспортник с успевшими уцепиться за шасси французами. Те, кто не успел, рванули в Чад, г...

Обсудить
  • Заинтересовали, посмотрю!
  • нацысты везде одинаковы что в британии,что в финляндии,что в хохлостане
  • Камас, решили мы тут с соседом моим с тобой по насущному вопросу переговорить. Потому не на площадке у Взор. Дело касается вашего журнала, автором которого я по недоразумению не являюсь. Откликнешься мне в личку?