Альфред Шнитке

0 1259

Для того, чтобы музыка стала близкой и понятной, должно произойти что-то, что способно радикально изменить её восприятие, отношение к ней, точку зрения и т.д. В данном случае это "что-то" произошло на одном из концертов, где прозвучала Виолончельная соната Шнитке. Возможно, очень много зависит от исполнителя, а не от самой музыки... У одного она кажется шедевром, у другого вызывает недоумение или нагоняет сон и скуку... В первом случае сразу понимаешь, что слышишь Музыку. Потому что она наполнена смыслами, содержанием, чувствами. Это не набор пусть даже высокотехнично исполненных звуков...

Привожу статью, раскрывающую особенности музыки Шнитке, смысл его творчества. Но её можно и не читать, а сразу перейти к сонате, поскольку во время прослушивания всё здесь сказанное и так становится ясным и понятным...

Музыка А.Шнитке. Художник Василий Ленивкин

В творчестве этого уникального композитора привычное выглядит иначе, любая проблема соседствует с антитезой. Все, казалось бы, и ясно, но неоднозначно. То, что лежит на поверхности, видится вдруг с разных точек зрения. Трезвучия, простейшие интервалы - они здесь на каждом шагу. Мы слышали их много раз в другой музыке. И все же именно сейчас они особым образом приковывают внимание, заставляя прислушаться, словно притягивая невидимым магнитом. За ними, как в системе зеркал, встает длинный ряд отражений, ассоциаций, уводящих к основам смысла, к опыту самой жизни. Корневой, глубинный смысл музыкального языка раскрывается порой в оборотах многократно “бывших в употреблении”. Но Шнитке снимает с них шелуху этих употреблений, счищает закостеневшие наросты, проясняет то, что Андрей Белый называл “заобразным, прародимым”. И это не простая реставрация смыслов, как часто бывает при стилизации. Шнитке нисходит к предельной простоте языка, к его неделимому атому; затем - укрупняет его, превращает в знак, вбирающий свет истории.

Музыка приобретает новое измерение, как порой человеческие поступки - новую точку опоры. По сути, вся музыка Шнитке является попыткой сделать осязаемым это новое “измерение”. В чем оно? В глубинном подтексте происходящего, в объемности символики любого звука, темы, образа. Произведения Шнитке не исчерпываются реальным звучанием: след от них остается в памяти надолго, заставляя размышлять, иначе, глубже посмотреть на все услышанное. Его музыка входит в нашу жизнь неиллюзорной, духовной реальностью.

Почти магнетические линии пронизывают музыку Шнитке. Ее смысл никогда не раскрывается сразу, с первого взгляда, в виде готовой информации, но требует вхождения, вживания - являясь, по существу, таким же процессом испытания или исследования, как и сама реальность. Смысл целого раскрывается порой лишь в самом конце, с последним итогом всего происшедшего. А все прежнее оказывается подготовкой, нащупыванием этого внезапно открывшегося нового измерения музыки. На концертах, где исполняется музыка Шнитке, всегда много слушателей. Это люди разные; но все они находят в его сочинениях что-то для себя важное - то, что помогает лучше понять жизнь, время, культуру. У Шнитке присутствие символического плана становится постоянным. Любое его сочинение - это не просто текст, но еще и некий текст в тексте, подводная часть явного. Это не просто музыка, но раздумье о ней и монтаж разных музык. Симфония, соната, концерт разворачиваются не столько как конструкция, сколько как цепь взаимосвязанных или конфликтных событий.

Борьба полярностей, неровность пульса, фаустовская неоднозначность - в этом нерв творчества Шнитке. Беспокойное и точное ощущение двуединства мира пронизывает всю музыку композитора. Возникнув, любой, даже самый простой образ погружается в сложный контекст окружающих событий или сталкивается со своей противоположностью.

...Музыка Шнитке - феномен особого рода. В его сочинениях многое из того, что составляет духовную атмосферу времени. Для Шнитке не существует “своего” и “чужого”, старого и нового , его творчество расширяет наши представления о единстве мира и универсальном характере человеческой культуры. (А.В. Ивашкин. Беседы с Альфредом Шнитке)

Соната для виолончели и фортепиано № 1 (1978)

I. Largo

II. Presto

III. Largo

https://youtu.be/_b_VSPxiFk4

https://youtu.be/7mB-DcIgoiQ

https://youtu.be/Ct8k_iiF_I8


Путин опять переиграл Запад. Теперь начнется самое интересное
  • pretty
  • Вчера 07:32
  • В топе

ПРОСТО  О  СЛОЖНОМЛюбое общение всегда даёт опыт. Любой нормальный человек использует опыт для своих поступков. Это аксиома жизни. Путин встречался с Си более сорока раз, так что определенны...

Истерики военкур радуют

Сегодня целый день с удовольствием наблюдаю за истерикой военкурятника в связи с арестом предположительно коррумпированного генерала Попова. Вы же орали, дебилы, о необходимости борьбы с коррупци...

Снесли ещё одного "мужа" шойговской красотки-советницы

Вот оно чо, Михалыч! Уволен Садовенко - глава аппарата Министерства обороны. Весь "треугольник" зачистили! От автора: Никогда не занимался "желтизной"! Кто, с кем или под кем - вообщ...