Итак, 6-й год фото-кино фестиваля "Первозданная Россия" - "главного проекта страны". Я попал на фотовыставку случайно. В воскресенье. - Пошел туда встретиться с мои другом Олегом Беляловым, который привез из Алма-Аты на фестиваль свой фильм-лауреат о тюльпанах Казахстана. Я давно уже "не у дел", - завязал, плюнул на них, оставил в покое. - Чем бы дитя не тешилось. Но приехав раньше Олега и войдя на выставку, уже ничего не мог с собой поделать; привычка - вторая натура. Нашел в сумке записнушку, ручку и ... понеслось. Правда, исписав кучу листов, - не пройдя при этом и половины залов (площадь там большая), - хотел разорвать и выбросить все эти записи. Почему?
Потому что безысходно. Сейчас-то уж понятно. Обидно за наших талантливых фотографов, в том числе разбросанных по заповедным уголкам огромной страны. Обидно за эти толпы людей, которые приходят (с зазывалками у нас всё хорошо - этому научились), тихо ахают, охают, умиляются и даже не догадываются, что их попросту надувают (ведь деньги за вход все-таки берут - все-таки это и коммерческий проект - песни из куплета не выкинешь).
Ну ведь действительно крупнейшая в мире страна! (т.е. разнообразнейшая и удивительная природа, - столько зон и ландшафтов). Москва - столица. ЦДХ - главная фото-площадка страны (её лицо). Под фотовыставку отдан весь второй этаж (огромная площадь). Окормляет фестиваль Совет федерации (наверное, кой какие деньги есть). Но почему же всё настолько кислою И главное, безнадежно. Шестой ведь год уже.
Кто это всё осуществляет!? - Кто эти люди - от эффективных менеджеров до рядовых "мосейкиных", которым дано право - год за годом - создавать такую скучищу и такой ералаш там, где могла бы быть действительно замечательная выставка, как о ней говорится в зазывалках? - Но неужели не понятно, что их надо всех гнать метлой и не подпускать к ЦДХ ближе километра? (видимо, не понятно, - таков уровень организации).
Я делал, как автор-составитель, несколько книг по природе мира и России (в том числе "Горы мира", "Заповедники России", "100 самых красивых мест России"). Я знаю всех наших замечательных фотографов, как анималистов, так и ландшафтников, которые могли бы покрыть своими фотографиями все регионы и все ландшафты России. Где они? - Где их фотографии? - Если бы организаторы хотели показать реальный образ природы страны во всем её разнообразии, почему они не наняли команду знающих и понимающих людей, которые разработали бы в деталях осмысленную структуру такой выставки и подобрали бы под неё (точечно) нужные фотографии всех наших лучших фотографов - со всей страны (мы живем в эпоху Интернета, - у всех есть личные сайты, либо FB с альбомами, ЖЖ т.д. - все можно подобрать, не отрывая задницу от стула, а потом...- потом разослать десятки email-писем авторам, предложив всем поучаствовать и прислать конкретные выбранные фотографии. В чем проблема? - Но почему-то у нас проблемы во всём.
Если хотя бы две трети фотографий на "хорошо и отлично", а одна треть "неудовлетворительно", то хоть как-то терпимо. Хотя по европейским меркам уж лучше 100% "хорошо" (без "отлично" и без "удовлетворительно") - главное чтобы ровно, без провалов. Но когда 1\5 - 1\4 "хорошо и отлично", а остальное "удовлетворительно" и "ещё хуже", то это, в целом, "плохо" и "очень плохо". Это профанация того, чем в сладкоречии зазывают зрителя, - этого нашего несчастного насилуемого средствами информации обывателя, который приходит, радуется и уходит (нарадовавшись), оставаясь в полном неведении о том, каков же он "северный лень" (кобылу с рогами ему показали). Какова она, красота Северной Евразии, и что такое содержательная и эстетичная фотография природы на самом деле. То есть, примеры настоящей фотографии на выставке есть (конечно есть!), но если они растворяются в серости и броском китче, то у неискушенного зрителя формируется искаженное представление о красоте (стандарт красоты тоже задается, воспитывается). Конечно, можно вспомнить один из рассказов Бунина (из "Тенистых аллей") - "не все ли равно чем счастлив человек?" (и это целая философия), но хотелось бы по другому.
Конкретно
Сначала я пошел ходить от стенки к стенке, пытаясь оценить авторскую серию или же тему (многих авторов) по нескольким общим критериям. Если в плане технических критериев (от пиксел до света) уровень сейчас достаточно высок (по нему, видимо, и идет весь отбор - и только по нему), то в плане содержательности ("ситуационной осмысленности" кадра) всё очень плохо. В большинстве случаев нет никакой осмысленности - нет продуманной, пережитой идеи съемки, вживленной в сканирующую реальность структуру мозга. "Что вижу, о том и пою". - Куда попал, то и увидел. - Полная бессистемность и никакой продуманности кадра. Хуже всего с фото-анималистикой. Львиная доля кадров - откровенный портретный китч (лиски, мишки, зайчики, моржики и т.д. - все как обычно, ничего нового), и - до сих пор (!) нередко попросту "дрова" в плане композиции (даже в плане таких азов, как положение объекта в кадре - сплошь и рядом центрировано).
Ниже я дам несколько примеров того, как воспринимаются фото-ряды на больших стенках. В большинстве случаев не буду называть авторов (да и вообще вся выставка сплошной ералаш по авторам - еролаш, если кто забыл, - это "беспорядочная смесь чего-либо"). Никто не обвиняет авторов (как человек умеет, так и снимает; как не умеет - так тоже и снимает; странно только, когда даже не понимает, что пока ещё не умеет, но при этом очень хочет быть на виду). Но те кто все это отбирал и формировал ряды - они то хоть что-то понимают? - Или им всё абсолютно "по барабану"? - И это из года в год. Уже норма.
Входя на второй этаж (где выставка), неизбежно выходишь на стенку "от Дуная до Чукотки" (автор Винце Балинт - венгр в возрасте, позиционирует себя как профи-фотограф с 10-летним стажем). Почему вдруг его работы встречают посетителя? - Неужели организаторы и менеджеры выставки не понимают, что эта первая стенка - на которую автоматом выруливает человек, она лицо выставки; как обложка журнала, как воротничок рубашки; что она должна быть "чистенькая" и убойная по видеоряду? (видимо не понимают). Всего 14 фото, все - банальности. Половина из них - откровенные "дрова" по построению композиции. На 9-ти фото - живые объекты (звери и птицы) - ни один не подписан. Интересно, кто выступает протеже таким фотографам с венгеркой АЭС, когда в самой России множество замечательных фотографов (в том числе в заповедниках! - цитадель дикой природы), которых никто даже не приглашал и не приглашает показать их съемку первозданной России.
Далее идет предваряющая "зал славы" череда стенок ("гармошка" - 8 стенок), три или четыре из которых занимает тема "Россия под звук колес" (она уже не первый год - финансируется, видимо, Министерством железных дорог). Те кто что-то финансирует, тем на ПР всегда был зелёный свет. - Да пожалуйста ("узнаю тебя Россия" - Вертинский), но тогда так и пишите в зазывалках. Что же морочить людям голову "народностью фестиваля"? - Короче,- 19 фото. По ландшафтному фону (который и создает эстетическую значимость и осмысленность кадра, в том числе в его привязке к региону) только 4-е могут претендовать на положительную оценку (как не трудно посчитать, -одна пятая; маловато).
Среди остальных стенок "гармошки" - "Лисы Кроноцкого заповедника" - 6-ть фото, классический портретный китч, никакой ситуационной осмысленности кадров; "Символ тайги" - 7 фото, 6-ть из них - портретные по жанру, по содержанию опять же "король голый" - никакого погружения в жизнь объекта с отражением особенностей этой жизни, хотя объект неизбитый (соболь) и в кадре - выводок соболей. Еще одна стенка "С любовью по России" (кто выдумывает такие глубокомысленные названия? - авторы или организаторы?). Впрочем, название отражает содержание, - из 6 ландшафтных фото (говорю "фото", но разумейте "картины" - печать большого формата) сколько-то осмысленны только два кадра (осмыслены - когда у снимающего есть какая-то идея съемки - что он снимает и зачем, а не просто кадрирует рамкой "сложно предметно организованную действительность" в том месте, где он оказался).
Далее - через барьерчики - проходим в "зал славы" (как я его когда-то назвал). Обычно там уже стенки "московского клуба VIP-фотографов" -добропорядочных столичных рантье, "миллионеров на отдыхе", кто насытившись сполна суровыми трудовыми буднями 90-х и отчасти нулевых, позволил себе расслабиться и немного отдохнуть во второй половине жизни, выбрав суровую стезю фотографа природы. Не все из них научились хорошо фотографировать (имею ввиду не только "стрелять" дорогим телевиком, прикрученным к "маркам", но и понимать, - что снимаешь, что вообще происходит в это время в мире природы); не все узнали, как им вести себя в это время на природе ("не навреди"), не все выучили названия тех животных (хотя бы тех!), кто попал в поле объектива, но будучи дружной и любящей друг друга семьей (похвально), они все годы рассчитывали хотя бы на небольшую скромную стеночку в "музее славы" (центральном каре) фотовыставки второго этажа. Поскольку среди этой категории добропорядочных граждан сильно развито "статусное мышление", то по длине отведенной автору стеночки можно было сразу прикинуть (удобно), насколько успешным был в 90-е его бизнес и (второй критерий) насколько хорошо он смог "помочь" организаторам (затрат же много, СФ, наверное, не достаточно богат, а "экономить надо" - это мы все знаем и все понимаем).
Так вот, в этом году (впервые!) этой штуки нет. Нет стенок, отданных в личное пользование внутри "каре" VIP-фотографам "московского клуба" (за одним исключением), но любимые организаторами фотографы конечно же есть, и их кадры обильно разбросаны по разным стенкам с разными тематическими названиями. Пожалуй, это самое главное новое, что отличает ПР-6 от предыдущих версий. - В целом, здесь ситуация здесь наверное лучше, чем в "гармошке" (и еще здесь нет таких славных тем как с "Любовью по России" - идет тематическая структуризация по ландшафтам - Арктика и Тундра, Степи и Пустыни и т.д.). Но портретный китч в фотоанималистике (лисы, медведи и т.д., часто просто морды в фас - иногда и в камеру - и с центровкой по середине кадра) конечно же преобладает (это "наше всё") и не позволяет забыть о предыдущих годах ПР и всех других наших великих фотоконкурсах природы. В сухих же числах ситуация выглядит так:
Арктические пустыни и тундры (самая длинная стенка - аж 36 фото!). Среди них я оставил бы на выставке точно два (2) фото (моржи в снег и что-то еще - забыл) и еще два-три "допустил бы" до выставки. Остальные - технически вполне приемлемая фото-анималистика, но бессмысленная и, главное, набившая оскомину (скучно всё это уже, до безобразия скучно). В самом сердце зала славы идут стенки "Мир птиц", "Мир зверей" и т.д., но я о них уже сказал, повторяться не буду (среди птиц все опять же добротно и опять же всё так скучно; среди зверей - массовый китч). Самая грамотная в фотоанималистике (выделяется) конечно же стенка С.Горшкова (в этом году вся она птичья). Он единственный из наших випов, кому оставили свою авторскую стенку в "музее славы".
Еще одна огромная стенка, точнее весь боковой зал из многих стенок, отдали ...Китаю. Китайским фотографам (даже не только им - по фамилиям - а кто снимал в Китае!), которые представили сплошь фауну (птицы и звери), причем фауну южного Китая. Какое это имеет отношение к выставке "Первозданная Россия" я даже боюсь догадываться, но если бы там были серьезные фотографии китайских фото-анималистов и ландшафтников (а такие есть), я бы посмотрел её с огромным удовольствием. Увы, из более чем ста фотографий (!) достойны быть экспонированы на такой выставке от силы 6-8 фото, а около половины из сотни - откровенные "дрова" как в плане композиции, так и в плане работы со светом. Попросту позорная выставка. Спрашивается, почему бы не отдать весь этот зал Олегу Белялову (и вообще большой команде алматинских фотографов?), чтобы показать нашему зрителю разнообразную по ландшафтам природу Казахстана - самое "подбрюшье" России, а может быть (еще зал) замечательной природе Средней Азии и Закавказья? - Или Китай нам все-таки ближе по каким-то соображениям? Или там по особому первозданная природа сохранилась?
Но хватит об этом. Когда я понял, что дело тухлое, то изменил тактику. Снова прошелся по всем залам и стенкам и выбрал те фотографии в нескольких жанрах (макро, ландшафт, анималистика), которые не просто грамотно исполнены (это минимум), но и цепляют эстетически и\или ситуационно (осмысленностью кадра). Только из таких кадров (или близких к ним) и должна состоять подобная "великая" выставка. И уверяю вас, что всё это у нас есть (фотографы и фотографии), но устроителям и "операторам зрительных рядов" на это попросту наплевать (или еще хуже).
Пейзажи (ландшафтная фотография)), заслуживающие внимания
" Мистерия воды и камня" (Путорана) \\ "Морозная река" (Охотское море) \\ "Над облаком" (Демерджи) \\ Крым (Пионы, Демерджи) \\ "Планета Чукотка" \\ "Облачный Карагаш", Первый снег на оз. Куйчук" (ДВ). Также - 2 фото в SONY комнате, "Песчаный отлив на Пинеге" (но, Вадим! - небо на дальнем плане - верх фото - нужно было включить заметно больше, ты почти убил обрезкой кадр) и "Реликтовые тополя" (Горный Алтай) - но поленился известный фотограф-пейзажист обрезать нижнюю 1\5 фотографии и закрасить облом тополя в центре картины (да-да, закрасить - по площади это мизер на картине, но он отвлекает и резко снижает эстетику кадра в целом). Можно добавить и средние планы ("биотопчики") - "Хитросплетение" и "Хитросплетение красного".
Анималистика
4-е фото Сергея Горшкова (вертикали с глухарем, тетеревятник....), "Таёжный портрет" (кабарга), токующий рябчик (на пне), "Черноуски" (белые куропатки - римэйк к фото Д. Уткина), "Непогода" (моржи), 3-4 фото мандаринок Фукуды Тосидзы, "Метель" (зубры), "Снежная битва". Мизер из общего числа кадров зверей и птиц (еще и еще раз: среди птиц меньше китча и больше грамотных, "добротных", кадров, чем среди зверей, но такими же сюжетно-тривиальными фотографиями завален интернет, в них нет ничего особенного, ничего цепляющего).
Макросъемка
"Жуки-олени" (1 кадр), "Утренние письмена"(на песке), "пляжный отдых", "Перед штурмом" (гриб), сенокосец (на той же стенке) и еще 5 фото одного автора, о котором скажу в самом конце.
В общем-то, согласитесь, негусто. Но как я сказал, если работать, трудиться и подбирать точечно фотографии конкретных авторов, то такими же по уровню фотографиями можно было бы заполнить все залы. Можно! - Но зачем? - "Они и так проглотят". "Будут охать и радоваться". - Циники.
"Мастерство не пропьешь"
Есть еще такой метод оценки "отличного". Вы быстро сканируете стенку глазами на расстоянии и рефлексируете остановку дыхания. Если такое произошло ("зацепило" - явно данное фото стоит "над" всем рядом), ждете, пробуете еще раз. Повторилось - идете к стенке и смотрите автора. По этому методу зацепило три раза.
(1) На одной из стенок с ландшафтной фотографией - фото Крым, Демерджи с пионами. Не просто "красивая картинка" (шел и пел, дальний план с горным хребтом был подсвечен, - остановился, вышло красиво), а все планы продуманы (точка нацелено искалась и была выбрана - одна из многих), пионы на ближне-среднем плане в особой подсветке - был фиксированный хронометраж движения света, и фотограф пришел снимать в конкретное время, ловить свет на конкретном плане. Это "работа" (сразу видно) - такая же, как работа художника, который делает эскизы, наброски, и только потом завершает картину. Подхожу, смотрю автора - улыбаюсь: Владимир Рябков. Ну так что же вы хотите, работа мастера она и издали видна. Только таких же профи-фотографий (продуманных работ) в плане красоты ландшафтов и регионов России можно было (можно!) подобрать на всю выставку. Кстати, сам Владимир это бы и мог сделать (если бы его попросили).
(2) На другой стенке издали были видны два-три неординарных фото мандаринок. Красивые фото. Нестандартные решения. Подхожу - Фукуда (известный японский фотограф, профи; по моему это он много снимал с Володей Медведевым - приморским, не московским). Правда съемка мандаринок - японская, т.е. опять же, причем тут "Первозданная Россия?" - а у наших фотографов есть не только мандаринки, но и чешуйчатые крохали.
(3) На третьей стенке издали видны нетривиальные фото глухарей (панорамы-вертикалки, а ля сумийе; - подходим - автор Сергей Горшков. Ну что же, кто бы сомневался. Опыт работы огромный, и он серьезный фотограф, хотя в съемке птиц пока что конечно же не Маркус Варесвуо. - Но чтобы снимать как Маркус, надо "дышать птицами" и "жить на природе", - "балдеть от природы" с детства. Этому так просто не научиться.
Ну и последнее. Посещая какую-то выставку, конкурс, всегда хочется открыть для себя какого-то нового автора. Я уже почти все прошел и направился искать в "кинотеатре" Олега, как мое внимание - боковым зрением - зацепила маленькая стенка, в невыгодном положении, где-то с краю от кафешки на стыке толкучки. Краем глаза "зацепила" ровность ряда из 5-6 фотографий, т.е. грамотно подобранный цветовой ряд. Подошел. Отлично подобранные (преемственные по восприятию) макро-фотографии Валерии Зверевой ("Затеряный мир"). Все сделаны на открытой диафрагме. Для меня это новое имя. Хотя макро и не мой жанр (да и так много их, "макрушников", и все они сбиты в клубы и учатся друг у друга (потому жанр "макро" на многих конкурсов без провалов, без "дров",- все фотографии "хорошего" уровня, хотя выделить лучшие часто нелегко), но все же старые имена давно примелькались - еще с начала Золотой черепахи. Валерия, видимо, окуклилась за последние 6-7 лет, когда я уже особенно не следил за макрушниками.
В макро, в целом, удивить чем-то трудно (очень много схожих объектов, много буквальных подражаний, римэйков, одинаковых съемок на общих фотосессиях и т.д.; различия лишь в нюансах. И по сравнению с классической теле-фото-анималистикой там много всяких спецэффектов, иногда нарочитой искусственности, ретушизации или размывания, которые я лично не люблю. Но стиль работы Валерии Зверевой чем-то зацепил (можете посмотреть здесь - https://35photo.pro/valeriyazvereva - 3 фотографии там как раз из серии). Не могу точно определить чем. Может быть гармоничностью в создании цветового фона. Чувством насекомого как объекта живой природы. Хотя автор не из биологов, но из полевиков! (геолог). На первом этаже, где небольшая выставка конкурса РГО ("Самая красивая страна") также есть несколько фото Зверевой, но они другие, в более классическом стиле. Если бы они были включены в подборку из 5-ти фото на ПР, они бы развалили цельность видеоряда. Значит, у автора есть понимание этой цельности, а не только особое чувство гармонии цвета в каждом фото! - Создается цельное впечатление от всей серии работ, что для ПР редкость (в норме там ералаш на стенках).
На этом издание "обозрения" закрывается. Хочу надеться, что уже навсегда. Потому что всё равно ничего не изменится, - и мы уже совсем не юноши, что питать розовые надежды по поводу этой давно прогнившей действительности.
Post Scriptum
Искал в сети фотографию к этому посту и случайно вышел на страницу ребят, бывших на ПР-5, год назад, которые все то же самое выразили пятью строчками.
"По выставкам мы ходим нечасто, а тут вот ... оказались на "Первозданной России", ... Эта выставка проходит ежегодно, в прошлом году мы тоже на ней были и, если честно, разницы особой я не увидела - практически одни и те же авторы, одни и те же сюжеты".
- Просто и ясно. И стоило мне сочинять большой и "умный" разбор!
Константин Михайлов, окончил Биофак МГУ (кафедру ЗП). Работаю в Палеонтологическом институте РАН (Москва). Пол жизни в экспедициях (Русский Север, Сибирь, Монголия, Дальний Восток, Гималаи, Аляска и др.)
Сообщества "Беседы о фото"
вконтакте | Конт | ЖЖурнал | в одноклассниках | на фейсбуке
Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка
вконтакте | Конт | на фейсбуке | Дзен | ЖЖ | в одноклассниках
Страницы Константина Михайлова
Оценил 1 человек
3 кармы