Самая я этот фильм смотреть не хотела - заставили.
Почему не хотела? Потому что на нас, зрителей, видевших такие вершины кинематографа, как "Судьба человека", "Они сражались за Родину", "А зори здесь тихие", на нас ведь не угодишь... Мы ставим рядом с ними очередной новодел про войну, и он тут же рассыпается на атомы. Просто рассыпается. Просто на атомы. Ну, нет его дальше в моей душе. И всё. Вот поэтому и не хотела.
Сразу скажу. "Т-34", слава Богу, оказался хотя бы не фальшивкой, не подлянкой, не откровенным распластыванием перед жюри западных кинофестивалей, каким стал недавно фильм "Сталинград" Бондарчука-2.
Фильм "Т-34" - хороший, зрелищный, кассовый боевичок... но не больше. Это если коротко.
А теперь подробно.
Зря меня пристёгивали ремнями к стулу. Фильм захватывает зрителя динамикой и остротой сюжета сразу. Но тут же просматривается первая белая нитка (цель, задача), режиссёра - ВОВЛЕЧЬ зрителя в ход событий. Эта задача, безусловно, правильная, но для настоящего искусства не главная, а вспомогательная, помогающая какой-то ОСНОВНОЙ ИДЕЕ, ради чего, собственно, всё и затевалось. Пока основной идеи не просматривается, а вот на второстепенную задачу, чувствуется, ушло много сил у создателей.
Отсюда и обращение к компьютерной графике. Не скажу, что она здесь неуместна. Она уместна...особенно первый раз. Летящий, как в замедленной съёмке, снаряд, а потом его столь же медленный в - з - р - ы - в, не просто завораживают зрителя и погружают его еще больше внутрь фильма, но и показывают реальные переживания героев. Известно, что в момент высочайшего напряжения, когда человек находится между жизнью и смертью, время, как бы растягивается, и человек видит события, происходящие ооооооочччччччеееееенннннь мммммееееедддддллллллееееееннннно.
Этот феномен, кстати, не может объяснить современная наука. А что не может объяснить, то называет лже-наукой и запрещает как реальность. Режиссёр же, в этом случае, молодец. Он игнорировал мнение ортодоксов, и пошел своим путём.
Но вернёмся к фильму "Т-34". Режиссёр очень удачно использовал приём с замедлением времени первый раз. Однако, когда он его повторил..., а потом повторил неоднократно, видишь, что кроме отражения реальной действительности, автор видит, скорее всего, главную свою задачу не в какой-то глобальной ИДЕЕ, а просто потрясти зрителя ЗРЕЛИЩНОСТЬЮ событий.
Ну, хорошо. Вот мы потряслись зрелищностью, вовлеклись, сроднились с героями фильма, а дальше-то ЧТО есть у автора... сказать?
Семижильность русского солдата...? Хорошо. Но мы это знаем из советского кино давно. ВЫДЕРЖКА. Вот это, пожалуй, хорошо показано. Война нервов. Эпизоды, когда главный герой, в буквальном смысле, считает секунды, выдерживая паузу, в которую вмещается поворот башни танка противника, или другие, чисто технические действия. Холодный расчёт, а не хаотический сумбур в поведении младшего лейтенанта Николая Ивушкина - такое крупным планом в кино я видела не часто.
Это мне напомнило паузы Путина. Когда на очередную вражескую подлость он не даёт ответа немедленно, а выжидает... И эта выдержка ВВП действует на нервы не только врагам, но и многим нашим нетерпеливым согражданам ("А вдруг на заведётся, командир... а вдруг..."). На врага же его пауза действует вообще парализующе. А потом, когда ответ дан, он гремит так неожиданно для противника, что в нервической спешке тот делает, запланированную Путиным, ошибку. Но это так... лирическое отступление.
Возвращаемся к фильму. В одном из эпизодов есть тонкий момент, на которые поклонники боевиков вообще не обращают внимания.
В концлагере немецкий офицер требует согласия Ивушкина на "испытания" русского танка на полигоне, где его будут расстреливать из трёх "тигров" или "пантер" (неважно), а тот может только маневрировать. Наш герой не соглашается. И тогда на его глазах немец начинает издеваться над переводчицей (русской пленной девушкой). Ивушкин не выдерживает и орёт ему довольно длинную фразу, суть которой, что он согласен. На что немец говорит переводчице: "Это можно не переводить". Вот таким лёгким штришком показано, что враг не примитивен и не глуп.
Ещё один интересный момент, который вряд ли заметили "вовлечённые" в сюжет адепты строгого научного знания. Когда наш танк вырвался с полигона на свободу, а дальше пошёл лесом, немцы вскоре его потеряли из виду. На полигоне среди генералов беготня и сумятица. Один из генералов отдает команду (ВНИМАНИЕ): "Вызывайте экстрасенсов! Свяжитесь с "Аненербе"!!!"
К слову сказать, у Гитлера был огромный лже-научный институт "Аненербе" (в переводе "Наследие предков"), возглавлял который не абы кто, а человек в звании штандартенфюррера СС, крупный немецкий учёный-востоковед Вальтер Вюст. Курировал "Аненербе" сам Гиммлер. Это вам еще раз о месте и значении лже-науки в современном знании.
Во всём остальном фильм "Т-34" весьма условен и схематичен. Если он заявляет себя как просто зрелищный боевичок о войне - то спрос с него невелик. Как боевичок он сделан нормально. Что-то вроде разновидности компьютерной игры в "Танки", которой увлечены многие даже из моих знакомых мужчин. Источник острых ощущений, которых мирному обывателю так не хватает в жизни.
НО... если создатели фильма претендуют на звание настоящего произведения искусства о войне, то я напомню им, а заодно и его поклонникам, действительно НАСТОЯЩЕЕ искусство военного фильма. В словах этого не объяснишь. Нужно просто взять и пересмотреть хотя бы один из трех наших фильмов: СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА, или ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ, или А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ.
И всё встанет на своё место.
Вот, например, эпизод из фильма "Они сражались за Родину"
Вражеский танк раздавливает нашего солдата в неглубоком окопчике. И в силу своей звериной ненависти громыхающее железо еще для верности кружится на месте, где только что был солдат, ВДАВЛИВАЯ его в землю, смешивая раздавленное тело с песком. Чтоб уж наверняка…чтоб уж без всяких шансов… чтоб знал, как тягаться с тоннами…
И дальше в наглой уверенности от хорошо сделанного подлого дела танк медленно начинает свое движение вперёд… но…у-у-жас… земля за танком шевелится…из неё ВОЗНИКАЕТ только что уничтоженный боец…в его руке бутылка с горючей смесью.
Спичка… рука делает бросок…танк загорается…рука падает…Вот ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ РУССКИЙ СОЛДАТ УБИТ ОКОНЧАТЕЛЬНО. В фильме это боец Кочетыгов. Ему 18 лет.
Вот что такое настоящее ИСКУССТВО КИНО, а не компьютерная графика.
Оценили 29 человек
66 кармы