Тихая моя Родина / История одного села

252 11936

Моя прекрасная Родина. Верховья Москвы-реки, окрестности Звенигорода – древняя русская земля, где археологи обнаружили и изучили археологические памятники, начиная с эпохи мезолита (5 – 6 тысячелетие до нашей эры).

По Москве-реке плывешь на веслах в лодке, совсем как древний человек. И кажется, что это было всегда – ивы полощут ветви в воде, ярко-желтые кувшинки высунули свои головки навстречу солнцу. Заливные луга. Вот рыбак стоит в своей лодке посередине реки, удит, а позади него выскакивает вверх рыбина, сверкая чешуей – высоко выскакивает, на метр, и плюхается в воду – дразнится. По обоим берегам – села, восстановленные храмы.

Расцвел мой край, а ведь не так давно на деревни было грустно смотреть – старые дома, покосившиеся заборы, кое-как подлатанные крыши – мерзость запустения.

Проплываем мимо села, в нем – церковь и мысли такие: «Храм – старый, значит – это было село, и не маленькое. Село отличалось от деревни наличием храма. Значит, тут много людей жило, ярмарка была, жизнь… а какая?»

А вот сейчас мы попробуем это узнать. Погрузимся в прошлое – не глубоко, всего лет на 200 с лишним, потом вернемся в настоящее, побродим по селу – нам все доступно в мире фантазии.

Меж высоких хлебов затерялося небольшое село Троицкое. Оно стоит на правом берегу Москвы-реки, недалеко от славного града Звенигорода. 

Раз Троицкое – значит, в селе был храм Святой Троицы. 

Вот как он выглядит сейчас – красивый, восстановленный из полнейшей разрухи. 

Эта церковь – подворье московского Николо-Перервинского монастыря, с которым нашу семью также многое связывает. Так удивительно совпало, что начало моего пути оказалось рядышком с настоящим – наша дача, которую мы все очень любим, находится недалеко от этих мест.

На другом берегу реки расположено село Михайловское, в котором также восстановлен храм, в честь Архангела Михаила.

Начиналась история Троицкого, как в сказке. Близ села Михайловского, в 300-400 м. от него, издревле существовал Троицкий погост. Поселение на нем возникло еще в домонгольское время (XII-XIII вв.) По описанию 1676 г. при дворцовом селе Михайловское находилась деревня Гришаково, пожалованная в 1702 г. вместе с селом графу Гавриилу Ивановичу Головкину. По духовному завещанию 1729 г. Г. И. Головкин отказал с. Михайловское своему сыну Ивану, а деревни по другую сторону реки другому сыну Михаилу, с тем, чтобы в Гришаково был перенесен престол из ветхой церкви на погосте. В 1735 г. было подано прошение в Святейший Синод о построении Троицкой церкви. К концу 1737 г. новую церковь освятили. По храму село стало называться Троицким.

М. Г. Головкин

При Анне Ивановне Михаил Гаврилович был произведен в сенаторы. Вице-канцлер, кабинет-министр, хорошо образованный, истинный патриот и искусный государственный деятель - он отличался прямотой, добрым сердцем и большим гостеприимством.

Но в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. произошел переворот в пользу дочери Петра I Елизаветы. Оставшийся верным и Анне Леопольдовне, Головкин был арестован, передан суду и приговорен как государственный преступник к смертной казни, замененной Елизаветой Петровной высылкой в Якутию.

Императрица Елизавета 

Показательно благородство жены Головкина Екатерины Ивановны, урожденной княжны Ромодановской. Приказом Императрицы ей было сохранено звание статс-дамы со всеми ее правами. Графиня ответила: «Любила мужа в счастьи, люблю его и в несчастьи, и одной милости прошу, чтобы с ним быть неразлучно». И отправилась за ним в ссылку.

За 14 лет тягот в сибирской глуши она ни разу не заплакала при муже, а когда он умер, перевезла прах супруга в Москву. Дожила в Москве до глубокой старости, славясь своей благотворительностью.

А Троицкое в 1742 г. было пожаловано Михаилу Афанасьевичу Охлестышеву, с 1725 г. служившему в гвардейском Преображенском полку.

В 1741 г. был среди тех 308 солдат, которые, неся на плечах Елизавету, "брали" Зимний дворец. Все участники штурма получили звания лейб-компанцев и поместья сосланных сторонников старого режима. Простолюдины, а их было 254 из 308, удостоились потомственного дворянства и особых лейб-компанских гербов. Охлестышев стал лейб-компании сержантом в чине подполковника, диплом на потомственное дворянство получил в 1745 г., а в 1763 г. - чин генерал-майора.

В 1765 г. он построил ныне существующую каменную Троицкую церковь с приделом святителя Димитрия Солунского в трапезной. В этом храме он и погребён (с правой стороны от входа).

Несколько раз сменились владельцы села. В конце ХVIII в., судя по «экономическим примечаниям», Троицким с деревнями владела майорша Татьяна Алексеевна Титова. В селе имелось 15 дворов и проживало 67 душ мужского и 53 женского пола. Описание отмечает Троицкую церковь и одноэтажный господский деревянный дом со службами.

В 1852 г. селом Троицким, «Гришаково тож», владела надворная советница Елизавета Петровна Сперанская. Отмечены усадьба и церковь. В престольный праздник - Троицын день ежегодно устраивалась ярмарка.

В 1890 г. в Гришакове (Троицком) отмечено 288 жителей, земское сельское училище и богадельня. Усадьбой владел кандидат прав Евгений Дмитриевич Артынов.

В 1894 г. трапезная храма была разобрана и выстроена вновь - более обширная.

19 сентября 1895 г. освящены приделы во имя Архангела Михаила и святителя Димитрия Ростовского, устроенные в трапезной уроженцем села, московским купцом Александром Алексеевым. Храм был богато украшен и считался одним из лучших в уезде.

Многие семьи с. Троицкого портняжили для мастерских богатеев г. Москвы. Назывались они магазинами готового платья. Остальные семьи работали на своих наделах.

Из всех 42-х дворов, «зажиточных» было 5 семей (имели по 2 лошади и по 2-3 коровы). 26 хозяйств были средняцкими и маломощными, имели по одной лошади. 11 хозяйств были безлошадными. Имели свои слесарные мастерские дом Мартьяновых, Мурашов И. С. (Иван Никитич и Гавриил Никитич), Шибков Матфей Семенович. Впоследствии, в 1930 г. они были «раскулачены» и высланы.

До 1917 г. деревня называлась Троицко-Гришаково, Шараповской волости Звенигородского уезда.

С 1897 г. священником в Троицкой церкви служил отец Александр Державин (1864 – 1933 г.к.). С приходом в 1917 году новой безбожной власти начались гонения на Русскую Православную церковь. Тяжелое, порой бедственное положение духовенства, которое было вынуждено платить большие налоги, терпеть различные запреты и социальную несправедливость по отношению к себе и своим семьям, усугублялось еще и тем, что власти, создавая новые экономические отношения, в своих неудачах и промахах нередко винили священников и верующих. Каждый год приносил новые запреты, штрафы и лишения. Повсеместно арестовывалось духовенство и активные миряне. Очередная волна полномасштабных гонений на церковь началась в 1929 году.

Отец Александр был арестован в ночь с 1 на 2 января 1930 г. 3 января 1930 года состоялся допрос.

Александр Державин 1930 г.

- Меня арестовали, и я не знаю за что. Антисоветской агитации я не вел и вообще стою в стороне от политики. Больше показать ничего не могу, - ответил священник на вопросы следователя.

- Что вы знаете по поводу восстания против советской власти в Звенигороде, - спросил следователь.

- Я ничего по поводу этого восстания не знаю…

Без каких-либо доказательств его обвинили в том, что он, совместно с активом церкви, «будучи тесно между собой связаны по церковным делам, в продолжении долгого времени систематически вели злостную антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых советской властью и партией мероприятий в деревне».

31 января 1930 года следствие было закончено. 13 февраля Тройка ОГПУ приговорила выслать священника Александра Державина на три года в Северный край.

Как и многие, отец Александр не выдержал тяжести жизни в ссылке – без работы, живя только тем, что присылали родные, постоянный холод... немолодой батюшка заболел и умер. Похоронен он в местечке Зигрень, далеко на севере.

А вот как сложилась судьба семьи священника Троицкого храма Василия Тимофеевича Смирнова (священствовал 47 лет).

В 1847 г. в семье родился сын Всеволод. После окончания семинарии он работал учителем, в 1900 г. рукоположен в сан священника, в 1926 г. возведён в сан протоиерея.

В 1929 г. арестован по ложному обвинению, сослан в Архангельскую область на 3 года. 10 октября 1937 г. о. Всеволод был арестован вторично и 13 ноября того же года расстрелян. Причислен к лику новомучеников Российских.

В 1932 г. был переведен в Троицкий храм с. Троицкого родной брат о. Всеволода Смирнова, Димитрий Васильевич Смирнов (1868-1938, священномученик).

В 1883 г. Димитрий Смирнов окончил Звенигородское Духовное училище, работал псаломщиком в храмах с. Котельники и Влахернском в Москве, в 1912 г. рукоположен во диакона. С 1924 г. он служил диаконом в Никольском храме с. Аксиньино.

В 1928 г. о. Димитрий был рукоположен во священника к Троицкому храму с. Ершово, в 1932 г. переведен в с. Троицкое.

Отец Димитрий был арестован 22 марта 1938 г., обвинен в разложении трудовой дисциплины, так как в дни церковных праздников колхозники на работу не идут, а идут в церковь, а во время засухи, несмотря на запрещение сельсовета, тайно устроил молебен пророку Илии. 9 августа того же года о. Димитрий приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан, скончался 13 сентября 1938 г.

В 1926 г. в Троицком было 46 хозяйств, 248 жителей. На Троице в селе проводили ярмарку. Торговали скотом, глиняной посудой, деревянной посудой, железными поделками-изделиями мастеров кустарей. Церковь работала до 1937 года.

В 1937 г. храм закрыли, превратили в склад, потом в мастерские, в стене трапезной были пробиты ворота для автотранспорта.

В 1989 г. в селе числилось 35 хозяйств и 67 человек постоянного населения.

А в 2006 г. население составляло всего 45 человек, также в селе числились 2 садовых товарищества.

В 1992 г. руины Троицкого храма были переданы верующим, и началось его возрождение.

С 1999 года Свято-Троицкий храм села Троицкое Одинцовского района стал Патриаршим подворьем Николо-Перервинского монастыря г.Москвы.

На территории подворья одним благодетелем был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память об его трагически ушедших из жизни супруги и дочери. В этом храме устроен баптистерий и совершается таинство крещения.

По благословению настоятеля Патриаршего подворья протоиерея Владимира Чувикина создан православный детский летний лагерь «Троицкое». В лагере проводятся занятия с детьми по основам Православия, творческие занятия, действует театральный кружок, проводятся семейные праздники на праздник Святой Троицы. В период лагеря осуществляются паломнические поездки и походы.

На Троицу проводится празднование прямо под открытым небом – для всех жителей.

А 9 мая совершается заупокойная лития по почившим воинам Великой Отечественной Войны у памятного обелиска.

Как-то все по-человечески стало. 

А как развился Звенигород! А знаете ли вы, что он мог стать столицей России, был такой момент, когда Юрий Звенигородский занял великокняжеский престол? 

Саввино-Сторожевский монастырь - любимое место паломничества царя Алексея Михайловича. Рядом - Новый Иерусалим. Царская дорога, по которой Государь с семьей и свитой ездил в монастырь - современная Рублевка. 

Саввино-Сторожевский монастырь 

После воцарения Петра город начал хиреть. Монастырь лишился многих земель, и в конце 19 века Звенигород был небольшим сонным городком. 

Многие дома стоят по сию пору

Чуть воспрянул он после войны - великолепная природа, чистый воздух привлекали сюда любителей отдыха на природе, были построены здравницы, дома отдыха. 

В 90-е только дачники спасали хилую городскую торговлю. Небольшие фабрики были закрыты. Даже туристическая отрасль пришла в упадок. А вот что представляет собой Звенигород теперь.

Храм Вознесения Господне - построен на месте снесенного при Советской власти

Об упомянутом выше селе Михайловском можно рассказать подобную историю вначале спокойной мирной жизни, затем - краха миропорядка, заталкивания силком в чуждое бытие. Почти полный упадок и - скромное возрождение.

Вот фотографии села Михайловское. 

Руины храма
В процессе восстановления

Тихая моя Родина. Жизнь, не похожая на городскую. Что я вижу в городе? Из окон – здания, здания, машины, дороги, на улице – толпы, опять машины, вечная грязь под ногами. И только высоко в небе – закаты, восходы, облака. Такие же, как на природе. Там – возродившаяся жизнь. 

Возрождение бывшего Звенигородского уезда началось, я это точно знаю, с началом служб в Саввино-Сторожевском монастыре, что под Звенигородом. Мерзость запустения стала сменяться порядком. Как-то все "само собой" стало складываться на пользу и к процветанию. 

Хотите – верьте, хотите – нет. А я там уже 20 лет наблюдаю картину возрождения церковной жизни и самой России. 

Храм Святой Троицы в с. Троицкое

И для нашего коллеги - дополнительно фотографии села Троицкого, сделанные в этом году.

Очень много снега выпало. Дорога превратилась в 1-стороннюю
Начинает темнеть
Мимо ни один маевец не пройдет!

И еще наш автор, Татьяна Никитенко, напомнила о песне, которая подойдет к этой статье. "Родник", исп. О. Погудин (автор - иеромонах Роман (Матюшин).

Благодарю вас за прочтение! 

В статье использованы материалы:

http://www.vidania.ru/temple/t...

https://studopedya.ru/1-58209....

https://pretre-philippe.livejournal.com/577611.html 

https://odintsovo.info/goroda/?id=3002 

http://www.fond.ru/


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Во всём виноват Залужный. Запад, британские олигархи и Зеленский пытаются снять с себя ответственность за подрыв "Северных потоков"
  • Andreas
  • Вчера 20:11
  • В топе

Все фирмы, причастные к строительству газопровода, страховали риски в британских компаниях. Теперь Великобритания отказывается выплачивать компенсации, аргументируя диверсию "военными действи...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • "Хотите – верьте, хотите – нет. А я там уже 20 лет наблюдаю картину возрождения церковной жизни и самой России." - браво! Я - верю, потому как сам наблюдаю! Еще по мере сил и участвую. В Черноземье и Северном Кавказе. Благодарствую, автор, за позитивный и правдивый материал - надоели вопли, что всепропало, деревнягибнет, полязарастают, таджикивселапереезжают!))
    • Vik
    • 18 февраля 2019 г. 20:01
    :thumbsup:
  • Татьяна, спасибо! Замечательно рассказала, с любовью!
  • красота :thumbsup: