Шаг к мечте или ребяческая шалость: Почему история об Икаре трактуется не так, как сам древнегреческий миф

68 7496
«Оплакивание Икара». Фрагмент. (1898). Автор: Герберт Джеймс Дрейпер.

Все мы знаем красивую историю об Икаре, который высоко взлетел к солнцу и, упав с большой высоты, разбился у прибрежных скал. Многие литераторы и художники веками предавали этому образу символическое значение, заключающееся в смелости, в стремлении человека к свободе и мечте. Однако древнегреческий миф, на основе которого и была придумана красивая легенда, говорит совершенно об ином.

Древнегреческий миф об Икаре и Дедале.

«Дедал и Икар». Автор: Караваджо.

Миф об Икаре и Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда популярными становятся герои, проявляющие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.

«Икар и Дедал. Автор: Жозеф Мари Вьен

Главным героем этой древнегреческой легенды является отец Икара - Дедал, смастеривший ему крылья. И между тем он был самым искусным человеком своего времени, величайшим мастером, изобретателем столярных инструментов, искуснейшим архитектором и скульптором, его фантастические скульптуры были как живые.

Однако легендарному греческому умельцу, пришлось бежать из Афин, где в порыве зависти и злобы совершил преступление: он сбросил с крыши акрополя своего племянника Талоса, превзошедшего его в таланте и мастерстве.

12-летний мальчик, несмотря на столь юный возраст, изобрел по образцу и подобию спинного хребта рыбы столярную пилу, сконструировал гончарный круг, придумал токарный станок и циркуль. Дедал так испугался превосходства юного гения, что однажды столкнул его с крыши афинского Акрополя.

Античная вазопись. «Пасифая с сыном Минотавром».

Погубив племянника, Делал постарался скрыть следы преступления, однако был пойман на горячем и осужден на смерть. Но ему удалось бежать на остров Крит, где попросил покровительство у царя Миноса. И уже живя при дворе правителя, Делалу приходилось лавировать между двух огней.

Как гласит древнегреческая легенда: вначале он помог царице Пасифае наставить мужу рога, изменившей ему с быком, в самом буквальном смысле слова; потом помог Миносу упрятать рожденного Пасифаей Минотавра - чудовиша с головой быка и телом человека от посторонних глаз, построив знаменитый лабиринт. А спустя несколько лет помог врагу критского царя Тесею убить быкоголового Минотавра. Это Дедал придумал как не заблудиться в лабиринте с помощью нити и рассказал об этом Ариадне, которая и дала эту нить Тесею.

Античная вазопись. «Тесей убивает Минотавра».

Но это уже история из другого мифа, когда греческий герой Тесей отправился на остров Крит дабы уничтожить Минотавра, которому афиняне каждые девять лет обязаны были отправлять семь юношей и семь красивых девушек на растерзание.

Разгневанный царь Минос, прослышав о пособничестве, заточил в лабиринт и самого Дедала, и его сына Икара, родившегося уже на острове от рабыни Навкарты. К слову, сын мастера был зеркальной копией своего убиенного двоюродного брата Талоса и возраста в ту пору они были также одного. Но справедливости ради нужно отметить, что в отличие от Талоса у Икара не было совершенно никаких талантов и увлечений.


«Дедал и Икар». Рельеф.

Из лабиринта узников тайно освободила Пасифая. И, чтобы бежать с острова, гениальный мастер смастерил для себя и сына из перьев четыре огромных крыла. С неутомимым усердием Дедал связывал всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно заканчивая более длинными, скрепляя их воском. И когда крылья были готовы, он, привязывая их ремнями на плечи сыну, давал наставления, что бы тот летел, не подымаясь слишком высоко, дабы воск не растаял от солнечных лучей.

Отца беспечный юнец не послушался и приблизился слишком близко к Солнцу, лучи которого и растопили крепления. Икар упал и утонул невдалеке от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского моря.

«Взлет Икара». Автор: Шарль Поль Ландон
«Падение Икара». Автор: Carlo Saraceni.

Делал, летевший впереди, оглянулся и не увидел за собой сына, а лишь рассыпанные перья на гребнях морских волн. И тогда старик все понял... Приземлившись, дождался пока труп сына не прибьет к берегу и похоронил на островке Долиха, названном в его честь - Икария...

Однако мифическая история на этом не закончилась. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город и попросил местного правителя Кокала об укрытии от преследований критского царя. Ибо тот, когда узнал, что его мастер сбежал на Сицилию, решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его.

Некоторое время правитель Сицилии увиливал, однако Минос хитростью заставить выдать мастера, и Кокалу ничего не оставалось как согласиться отдать беглеца. Но перед этим, предложив гостю принять ванну с дороги, сварил того в кипятке. А Дедал провел остаток жизни на Сицилии.

Из поколения в поколение передавались предания о гениальном мастере Дедале, который смог устроить в Сицилии чудесное озеро с вытекающей рекой. А на высоком утесе скалы, где не могло удержаться ни одно дерево, построил удивительный замок. В нем и поселился правитель Кокал, там же и хранил свои сокровища. Третьим чудом, сотворенным Дедалом была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.

Кроме того, он воздвиг открытый храм Афродиты над могилой критского царя Миноса.

Воистину был великим мастером Дедал. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив, несмотря на все свои достижения. Он одиноко доживал старость в скорби и был похоронен в Сицилии.

Мораль древнегреческого мифа

«Оплакивание Икара» (1898). Автор: Герберт Джеймс Дрейпер.

Суть этого мифа в идее наказания Дедала, бесталанность и гибель Икара — также возмездие отцу за содеянное преступление. Богиням мщения нужно было устроить все так, чтобы юноша погиб точно таким же образом, каким его отец убил Талоса: именно поэтому он падает с высоты. И вовсе не нужно здесь искать геройства и смелости, это всего лишь жестокая месть богов за грех отца.

«Дедал и Икар». Автор: Фредерик Лейтон.

Именно поэтому сын, вопреки советам отца, стал подниматься к солнцу, это тоже была ребячливая игра, шалость, а не обретение свободы в гибельном полёте. Всю эту красивую историю, весьма знакомую широкому кругу общественности, придумали писатели. Это они идеализировали образ Икара как героя, символизирующего мечту человека взмыть в небо, как птица, и парить, не ощущая тяжести.

Ренессансные же моралисты использовали эту тему древнегреческого мифа, дабы научить, как опасны крайности и как хороша добродетель умеренности, а также предостеречь от человеческого высокомерия.

Трактовка мифа об Икаре и Дедале в мировой живописи разных эпох и направлений

«Икар и Дедал». Якоб Петер Гови.
«Падение Икара. Национальный музей di Capodimonte, Неаполь. Автор: Карло Сарачени.
«Икар и Дедал». Автор: Charles Le Brun.
«Дедал и Икар». Рим, Галерея Дория Памфили. Автор: Людовицо Лана.
«Дедал и Икар». Автор: Андреа Сакки.
«Дедал и Икар». Автор: Доменико Пиола.
«Дедал привязывает крылья Икару».(1777). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Соколов Петр Иванович.
«Икар и Дедал». Автор: Антони ван Дейк.
«Икар». Автор: Илья Глазунов.
«Икар». Автор: Василий Кандинский.
«Падение Икара». Автор: Марк Шагал.
«Падение Икара». Автор: Пабло Пикассо.
"Икар". Автор: Уильям Блейк Ричмонд

На первый взгляд, кажется, что история мифа была соткана людской молвой для показания последствий непослушания. Но так ли это?

Разделим место действия мифа на своеобразные плоскости. Дедал и Икар символизируют образы людей, заточенных в собственных страхах и живущих в рамках социальных ограничений, боящихся вырваться наружу. Они боятся открыть для себя идеальный мир, хотя каждый априори обладает им. Делается первый шаг – ставни внутренней сдержанности с шумом распахиваются.

"Падение Икара". Автор: Мери-Жозеф Блондель 

Теперь наступает черед выбора – следовать новым соблазнам рассудительно и оторваться от твердой земли рациональности, или грезить о несбыточном? Море в мифе – символ человеческого бесцельного существования, затягивающего в пучину обыденности любого, кто не имеет желания дать отпор. Солнце – олицетворение сокровенного и стремление познания утопии. Дедал и Икар оказываются между двумя параллелями. Только старик придерживается линии благоразумной, не несущей за собой риски, а Икар предается иллюзиям, поднимается слишком высоко от заурядности. За это он падает еще ниже допустимого, прорывает нижнюю грань существования. Поговорка гласит: «Мечты – крылья, не знающие усталости». Это так. Но стоит ли взмывать вверх, рискуя рухнуть?

                                                                                По материалам статей: 1, 2









Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Обсудить
  • :smile:
  • :thumbsup: Мне видение Шагала ближе )))
  • стОит, Галя... оно того стОит но лучше научиться приземляться Глазуновский Икар больше всего понравился. :blush:
  • :thumbsup: :raised_hand: :blush: :hibiscus: Спасибо!
  • Кто видел Икара, Там в синей дали? Крыл легкая пара, Сын грешной земли. Он летел над горами гордый, как орел, Рассекая стрелой облака. Он летел над горами, солнцем озарен, И на землю смотрел свысока. Кто дал ему крылья? Кто ждал на скале? Но все позабыл он И скрылся во мгле. Он летел над горами гордый, как орел, Рассекая стрелой облака. Он летел над горами, солнцем озарен, И на землю смотрел свысока. Кто видел Икара, Там в синей дали? Крыл легкая пара, Здесь в серой пыли? Он летел над горами гордый, как орел, Рассекая стрелой облака. Он летел над горами, солнцем озарен, И на землю смотрел свысока. Группа "Ария" - композиция "Икар" 1986 год.