Выражаю Марго свою признательность за бескорыстную помощь
Уникальная самобытность русского народа и его традиции издавна передавались из поколения в поколение. Через устный фольклор люди постигали знания и обычаи далеких предков. Благодаря сказкам, дети в самом раннем возрасте начинали приобщаться к корням собственного рода. Мудрость веков, заложенная в волшебные и поучительные истории, помогала ребенку вырасти достойным человеком.
В народных сказках отражаются быт и нравственные ценности русского народа, его доброта и сочувствие к слабому. Главные герои на первый взгляд кажутся простодушными, но им удается преодолеть все преграды и достичь своей цели. Каждая история завораживает незабываемыми приключениями, красочными описаниями жизни главных героев, фантастическими существами и волшебными явлениями.
Мой дедушка, один из самых лучших и дорогих людей в моей жизни в дни моего золотого детства каждый вечер читал мне русские народные сказки. Я вспоминаю эти часы, когда душой я была в сказочном мире, как нечто прекрасное. И, конечно, я обожала разглядывать иллюстрации в книге. Там были "Иван Царевич на сером волке" и "Сивка-бурка", "Аленушка", и еще много разных сказочных героев.
На мой взгляд, В.М. Васнецов является лучшим иллюстратором русских народных сказок.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь".
Минуло детство. Виктор поступил учиться в Академию художеств и очень скоро картинами своими занял почетное место среди художников. Вначале он создавал картины, отображающие современную ему народную жизнь. Но жили в сердце художника-северянина детские сказки и упорно не сходили с карандаша. Влекли его народные сказания и былины. Острый интерес ко всему, что было связано с историей народа, не оставлял художника на протяжении всей его жизни. Он любил и знал русское народное творчество. Как томимый жаждой путник приходит наконец к живительному источнику, так Васнецов открыл для себя неистощимый родник русской сказки, переосмыслил ее в своих картинах.
Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.
В картине «Богатыри» все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать, благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась «богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный». Герои картин – любимые герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Фон картины – типичный русский пейзаж: степь, поросшая ковылем, темный лес, курганы. Этот фон дает ощущение беспредельного, бесконечного простора земной шири. Фигуры богатырей, расположенные не первом плане, словно вырастая из земли, свидетельствую о неразрывной связи героев со своей родиной.
Картину «Иван-царевич на сером волке» Виктор Михайлович Васнецов написал быстро, легко, на одном дыхании – так она увлекла его. Это картина-фантазия, картина-сказка. Здесь есть смелое соединение несовместимого – дремучего заповедного леса и яркой цветущей яблони на первом плане, величавой стати могучего дикого зверя и византийской красоты Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. Посмотрите, как изобразил художник душевность и печаль Елены Прекрасной. Кротко склонила она голову на плечо царевича. Ее голубой атласный наряд отделан золотом, шапочка украшена драгоценными камнями. В шелк, парчу, жемчуг, бархат, сафьян убрал художник свою сказочную царевну. Светлым пятном выделяются прекрасные всадники на мрачном фоне враждебного леса
В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какая роскошь! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.
Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема — простой люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество — для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.
Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.
Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как бы стараются успокоить ее.
«Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух.»
В. М. Васнецов
В посте использованы материалы: https://perova3.jimdo.com
Оценили 89 человек
154 кармы