15 марта 2019 года «прогрессивное человечество» отмечало всемирный день сна. Начало этой традиции положил Международный комитет дня сна в 2008 году и с тех пор он стал отмечаться ежегодно.
Куда уходим мы во сне? Что такое сон? Что мы видим во сне? Вопросы, вопросы, вопросы… Но нет ответов. Если лишь попытки найти, нащупать ответ. Сделаем и мы такую попытку, точнее, пройдёмся по основным вехам наших представлений о сновидениях и попробуем понять смысл и значение сна.
Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о сне – это картинки, которые видит человек, погружаясь в объятия Морфея. Но на самом деле, всё гораздо глубже и сложнее. Ещё Аристотель в трактате «О сновидениях» отметил, что во сне «возникают иные мысли, а не только являющиеся уму образы». Мы не только видим во сне картинки, но ещё и думаем.
В современную эпоху изучением сна занимается наука, которую называют сомнология. Так вот, в наши дни до определённого времени, а именно, до 1953 года, считалось, что наступление сна сопровождается угасанием деятельности нервной системы. Какого же было удивление учёных, когда они обнаружили, что во время сна человеческий мозг продолжает трудиться с прежней активностью!
Получая новую информацию во время бодрствования и погружаясь затем в состояние сна, мозг человека продолжает активную деятельность. Она направлена, в частности, на то, чтобы усвоить приобретённые знания. Таким образом, после пробуждения обнаруживается итог ночной работы мозга, выраженный в том, что полученная до сна информация закреплена. Это значит, что народная мудрость: «утро вечера мудренее», находит своё обоснование в исследованиях специалистов.
В ходе изучения работы человеческого мозга во время сна учёные мужи определили пять функций, которые он выполняет, пока отдыхает остальное тело. Итак.
Первая функция – мозг во время сна принимает решения.
Вторая – мозг сортирует воспоминания. Он анализирует текущие события, проверяет их связь со старыми воспоминаниями и расставляет их по полочкам.
Третья функция заключается в работе по созданию ассоциативных связей между такими предметами, где, на первый взгляд, связи быть не может. Следствием такой работы является появление идей, которые кажутся неожиданными, а также более глубокое понимание вещей и процессов.
Четвёртое. Происходит очистка мозга от нейродегенеративных клеток и токсинов.
И наконец, пятая функция. Она заключается в передаче информации о двигательных процессах организма из коры головного мозга в височную долю. Здесь речь идёт об анализе двигательных функций и закреплении их в соответствующем отделе мозга.
Перейдём теперь от сна как такового, непосредственно к теме сновидений.
О том, что человеку снится сон, можно судить, как доказали учёные, по движению его зрачков. Более того, они установили также, что, когда во время сна зрачки останавливаются, это значит, что во сне человек смотрит на неподвижный объект. Также установлена прямая зависимость интенсивности движения зрачков от интенсивности снов. Это значит, что люди смотрят сны в самом прямом значении этого слова (Вейн А. М. Тайны и парадоксы мозга. Великие и малые ритмы природы. Движения глаз во сне).
Идём дальше.
Сны подразделяют на «быстрые» и «медленные». Быстрые – это те самые яркие, динамичные сновидения, которые мы иногда запоминаем. К медленным относятся сны иного типа, в ходе которых зрачки неподвижны, спящий человек в это время не смотрит картинки, его мозг размышляет, как правило, анализируя прошедшие события.
Иногда кажется, что ночь прошла, а сны не снились, но это не так. Образы и сюжеты чередуются с большой скоростью, значительно большей, чем мы успеваем запомнить. Поэтому в памяти остаётся тот или те сны, которые мы видели непосредственно перед пробуждением. И не факт, что даже их мы запомним.
Это значит, что во сне душа трудится с гораздо более высокой производительностью, чем наяву.
Но что есть душа?
В трактате «О душе», в четвёртой главе первой книги, Аристотель приводит чужое мнение, с которым сам, однако, не соглашается, – о том, что душа «есть некая гармония, гармония же есть смешение и сочетание противоположностей, из противоположностей составлено и тело».
Сны уводят нас в таинственный мир. Во сне мы живём в настоящем, видим прошлое, связанное с нами, но иногда непонятным, причудливым образом, видим также события будущего – об этом узнаём, когда, вдруг, останавливаемся и удивлённо восклицаем: погодите, это я видел уже когда-то, мне это снилось однажды!..
Порой во сне мы находим решение задачи, над которой тщетно бились накануне днём. Многие такие случаи описаны в литературе, они общеизвестны и нет смысла останавливаться на их перечислении.
Бывает, что после тяжёлого рабочего дня мы падаем на кровать, чтобы отдохнуть до утра, когда снова придётся вставать, чтобы идти на работу. Но вдруг, посреди ночи, в разгар какого-то глубокого сна, резко просыпаемся, вскакиваем с постели и удивлённо смотрим на часы: три часа ночи – почему я не сплю? Ведь я устал, мне что-то снилось… Через три часа вставать на работу, надо отдохнуть. Но я сижу на кровати и не сплю. А наутро, придя на работу, узнаю о смерти друга и на вопрос, когда это произошло, получаю ответ: в три часа ночи…
А иногда просыпаешься посреди ночи в холодном поту, лихорадочно пытаешься понять, что случилось, вспоминаешь, что только-что снился сон, в котором тебе явился твой знакомый, но почему-то с того света. Он хотел что-то тебе сказать, о чём-то предупредить, но ты проснулся – и он исчез, подобно призраку отца Гамлета. А спустя некоторое время ты узнаёшь, что человек этот действительно умер, а затем наступают такие события, что понимаешь, о чём он хотел предупредить.
Это всё чудно, таинственно и непонятно.
Но при всей таинственности сна, неоспоримый факт, однако, заключается в том, что человек в течение жизни пребывает в двух мирах: в мире реальном – и во сне, мире ином. Эта двойственность коррелируется с двойственностью самого человека, состоящего из души и тела. И, как было сказано выше, в мире ином наш мозг трудится с гораздо большей производительностью, чем в мире реальном. А это – повод задуматься.
Далее, как соотносятся оба эти мира, реальный и нереальный? Мнения здесь могут быть самые разные.
Например, в «Преступлении и наказании» Достоевского Ф. М. персонаж по фамилии Свидригайлов говорит следующее: «Привидения – это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что когда умрёт совсем человек, то прямо и перейдёт в другой мир».
Таким образом, по Достоевскому, сон есть пребывание духовной составляющей человека в духовном же мире. Более того, это есть мир, куда мы уходим после окончания земной жизни.
При этом, понимая, что сон есть движение души в нереальном, духовном мире, мы не забываем, что в состоянии сна человек проводит добрую треть своей вполне реальной жизни. Это значит, что переходу в мир иной после смерти предшествуют периодические, более того, систематические, скажем так, прогулки души, путешествующей в обоих мирах, не зная преград. Однако, такой ход рассуждений выводит нашу мысль на перекрёсток дорог, открывая перспективу двух направлений.
Путь первый: после смерти душа уносится в иной, неведомый и загадочный мир.
Второй путь: в течение земной жизни душа во время сна регулярно посещает духовный мир, но однажды уходит туда – и не возвращается обратно, в материальное тело.
Если наша пытливая мысль выберет второй путь, мы должны быть готовыми к резким и неожиданным поворотам этой дороги, ибо, признав, что душа уходит в мир, ей не совсем незнакомый, мы останавливаемся перед вопросом: носит ли движение души, уходящей из умершего человека, поступательный характер – или душа после смерти тела возвращается домой? Но в этом месте автор умолкает и возвращается ближе к дороге, уже проторённой учёными.
Итак, если следовать логике упомянутых выше трактатов Аристотеля, душа стремится обозревать пространство вокруг себя непрерывно. Но во время бодрствования она ограничена взаимодействием с активным телом, а во время отдыха плоти сосредотачивается на себе, осуществляя более дальние путешествия, которые мы видим, следовательно, душой.
Представления наших предков про сон, как путешествие души во время отдыха тела, сегодня присутствуют в исследованиях учёных. «Первобытный человек верит, как в реальность, во всё, что воспринимает. Он считает, что во время сна душа выходит из тела, а сновидение – это то, что в действительности происходит с душой во время этого путешествия» (Бойко О.А., к.филос.н., доцент кафедры философии и культурологии, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». Проблема понимания природы и функционирования сна и сновидений на заре развития культуры).
Когда тело отдыхает, душа перемещается и видит то, что мы называем сном. Душе, следовательно, не нужен покой, в отличие от материального тела. Судя по снам, которые мы видим, для души нет ограничений ни во времени, ни в пространстве, ни в диапазоне причудливых образов, увидев которые, мы просыпаемся и удивлённо спрашиваем себя: да разве такое возможно?
В прошлом наши предки твёрдо знали, что, если во сне они оказываются далеко от того места, где сейчас находятся, значит, это путешествует их душа. А являются во сне духи предков, которые указывают, что надо делать (Вейн А. М. Тайны и парадоксы мозга. Когда мозгу требуется разгрузка).
Понятно лишь одно: когда тело отдыхает, для души нет преград в перемещениях как в пространстве, так и во времени. Более того, возможность видеть и общаться с теми, кто уже ушёл в мир иной, демонстрирует, что во сне также стирается грань между этим миром и тем, в который мы все уйдём.
Но в этом наши предки усматривали и опасность. Она заключается, по их мнению, в том, что не только душа спящего может общаться с другими душами, но и наоборот. Опасность здесь в том, считали древние, что на душу могут воздействовать колдуны, причиняя человеку вред. Общение с миром призраков имеет одним из следствий то, что они могут пугать.
Таким образом, сон есть путешествие души, но дорога эта с двусторонним движением. Не только наша душа заявляется, так сказать, в гости, но и сама должна быть готова принять, скажем так, «посетителей». Но, как говорится, незваный гость хуже татарина… Следует понимать, что другая душа может с нами общаться, преследуя как злую цель, так и добрую. Мы можем получить либо вред, либо подсказку от других сущностей.
Такому пониманию сна соответствует то обстоятельство, что практически всегда мы являемся главным действующим лицом своих сновидений. Практически никогда мы не видим такой сон, в котором сами находимся как бы в стороне, наблюдая его дистанционно.
По-видимому, разные источники сновидений и становятся причинами того, что сны бывают вещие и ложные. Вот как об этом рассуждает, например, жена Одиссея, Пенелопа. В девятнадцатой песне про Одиссея Гомер пишет про сон, который приснился Пенелопе. Прилетел орёл и заклевал её гусей. Затем орёл сообщил ей, что он есть её муж, Одиссей, который, как показано во сне, придёт и освободит Пенелопу от незваных женихов. И вот здесь автор «Одиссеи» рассуждает о ложных и вещих снах:
Создано двое ворот для вступления снам бестелесным
В мир наш: одни роговые, другие из кости слоновой;
Сны, проходящие к нам воротами из кости слоновой,
Лживы, несбыточны, верить никто из людей им не должен;
Те же, которые в мир роговыми воротами входят,
Верны; сбываются все приносимые ими виденья.
Задача человека, следовательно, заключается в том, чтобы определить, с доброй или злой целью та или иная сущность показывает ему видение.
Подведём итог.
Душа во сне путешествует, не зная ни пространственных, ни временных преград. Другие души, следовательно, обладают таким же свойством и могут посещать душу спящего. Эти «гости», могут принести нам как пользу, так и вред.
И таким образом, осмысливая вышеизложенное, мы неизбежно приходим к вопросу о том, что в наших реальных снах душа, как правило, путешествует, где она хочет и что неплохо было бы уметь направлять её туда, куда пожелает сам человек. Но возможно ли это?
В попытке ответить на этот вопрос обратимся, традиционно – конечно же, к истории.
Для этого перенесёмся, не много, не мало… в XVI век до нашей эры! Дело в том, что именно к этому времени относятся записи Аменхотепа II и Тутмоса IV, которые для восшествия на престол хотели получить одобрение бога. С этой целью они стремились войти в состояние священного сновидения, другими слова, увидеть вещий сон (Протопопова И. А. Двусмысленность зримого. Несколько замечаний о сновидениях в античной Греции). Традиция эта находит своё продолжение в Минойской культуре и Междуречье. Не обошла она стороной и Древнюю Грецию. О том, какое значение придавали вещим снам, можно судить на следующем примере: сны, которые видели в Месопотамии царь Хаттусили (1290 – 1250 гг. до н. э.), а также его жена и родственники, служили обоснованием права на престол (Протопопова И. А. Двусмысленность зримого).
Известные древнегреческие оракулы, как мы знаем, занимались пророчествами. Так вот, самый первый представитель сей знаменитой корпорации, предположительно, «был прорицателем сновидений» (Бойко О.А. Проблема понимания природы и функционирования сна и сновидений на заре развития культуры).
Для того, чтобы увидеть нужный сон, прорицатель соблюдал пост, который должен был облегчить вхождение в нужное состояние. По моему мнению, это означает необходимость правильного питания в целом, а именно – придерживаться золотого правила: «завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу». Мой личный опыт лечения в больницах был обогащён фактом раннего и скудного ужина, при этом лечащий врач объяснял сие необходимостью, так сказать, оказания содействия организму в борьбе с болезнью. Переедание ослабит, поздний и обильный ужин отвлечёт силы на переваривание еды, не нужной в таком количестве и таким образом, отвлечёт силы от решения других задач. Одна из них – это сон.
Древние называли пост средством «сделать душу более лёгкой». К этому средству увидеть сон добавляли половое воздержание, уединение.
О возможности управления сном говорят известные случаи того, как погружённый в решение какой-либо задачи человек засыпал, а во сне находил ответ. Эти случаи, как было сказано выше, общеизвестны, каждый интересующийся может ознакомиться с ними самостоятельно. Здесь же, навскидку, приведём пример высказывания А. С. Пушкина о том, что иногда ночью ему снятся стихи и что свои лучшие два стихотворения он написал во сне (Вейн А. М. Тайны и парадоксы мозга. Великие и малые ритмы природы. Дворец Кубла Хана).
Иногда сон может затянуться и длиться не несколько часов, а значительно дольше. Врачи называют это болезнью. Возможно, в наши дни это действительно является недугом. Но в прошлом, когда человек в полной мере ощущал себя частью Природы, он мог засыпать – так, как Природа засыпает осенью до следующей весны. Как засыпают на зиму медведи в берлогах – что это, как не летаргический сон мишек?
Медведь – пример хрестоматийный, но далеко не единственный. Помимо медведя, в зимнюю спячку впадают хомяки, грызуны, ежи, барсуки, черепахи, лягушки, сурки, летучие мыши – и прочая, и прочая. И это не болезнь, это – нормально. Из общего числа животных, тех, которые находятся «зимой в оцепенении, во много раз больше, чем животных, находящихся в бодрствующем состоянии» (Вейн А. М. Тайны и парадоксы мозга. Великие и малые ритмы природы. В подземных пещерах).
Почему же тогда подобная продолжительность сна у человека называется болезнью? Потому что человек вышел из привычных некогда ему условий жизни, перестал впадать в зимнюю спячку и теперь она проявляется лишь у некоторых из людей и это в современных условиях жизни, далёких от непосредственного соприкосновения с Природой, называют болезнью.
Но человек объективно есть часть Природы, которая обладает свойством цикличности. С восходом Солнца пробуждается всё живое – и человек в том числе. А когда светило уходит за горизонт, всё засыпает и человека тоже клонит ко сну. В определённые ночные часы даже ручьи перестают журчать и стихает ветер (Вейн А. М. Тайны и парадоксы мозга. Великие и малые ритмы природы). Это есть суточный природный цикл. Но есть и годовой цикл, когда Природа засыпает на зиму. Зимой человек чувствует возрастающую потребность во сне. Вечером его тянет в сон, утром ему тяжелее вставать, во второй половине дня он уже чувствует большее, чем летом, утомление и устало зевает.
Но душа, как мы выяснили, не спит. Это значит, что в состоянии летаргического сна она также путешествует, естественно, не зная границ, ни пространственных, ни временных. Но разница с обычным ночным сном, видимо, имеется. Она должна заключаться в большей свободе души надолго отрываться от тела. Значит, видения в состоянии летаргического сна должны быть более глубокими, более насыщенными – информационно и эмоционально.
Состояние летаргического сна, таким образом, ещё более, чем сон обычный, демонстрирует дуализм человека, являющегося в двух ипостасях – духовной и материальной. А точнее, в соединении духовной и материальной сущностей.
Наконец, третий тип сна – это смерть. Её называют сном, про умершего говорят: он уснул. Врачи вместо термина «умер» употребляют слово «ушёл».
С древних времён люди считали, что если сон – «это временная потеря души, то смерть – необратимая её утрата» (Бойко О.А. Проблема понимания природы и функционирования сна и сновидений на заре развития культуры). К такому пониманию относится древний запрет на то, чтобы резко будить спящего или переворачивать его, ведь в этом случае душа может не успеть вернуться в тело и человек заболеет или даже умрёт.
Душа ушла из тела, окончательно освободившись от материального. Логично предположить, что условности, которые мы видим во сне обычном, непонятные, неясные сюжеты, вызванные при жизни наличием материального тела и необходимостью обеспечения его жизнедеятельности, после ухода из него делают наши сны реальными. То, что при жизни мы видим во сне как бы издалека, искажённо, зачастую смутно, после расставания с телом становится средой обитания. Душа не приближается к миру иному, не наблюдает за ним дистанционно, а становится его непосредственной частью.
Это значит, что мы скидываем оковы, связывавшие наши безграничные возможности, обретаем наконец, долгожданную свободу – и, осмелюсь предположить, наслаждаемся ею.
Предположение, впрочем, можно и обосновать. Во сне мы нередко летаем, наяву – нет. Где, следовательно, мы имеем больше возможностей? Правильно, во сне. Вывод, стало быть, очевиден.
А как же воспоминания о прежней, земной жизни? Про умершего человека говорят: он уснул. То, что мы видим там, здесь мы называем сном. Но это по отношению к нашей нынешней, реальной жизни. Вполне допустимо, поэтому, что там, по аналогии, земная жизнь покажется сном.
И вот, наконец! – освободившись от земных оков, взмыв высоко над землёй и устремившись вдаль, а затем открыв глаза, раскинув в стороны руки, потянувшись и глубоко вздохнув, я скажу, обращаясь к любимому спутнику, находящемуся со мной рядом: какой странный сон приснился мне этой ночью!..
Олег Варягов.
Оценили 0 человек
0 кармы