15 Путешествие в Рим

0 522

И Павел был отправлен в Рим. Конвоировал его «и некоторых других узников», Юлий – сотник Августова полка. Когда на второй день плавания корабль пристал к Сидону, Юлий позволил Павлу и его друзьям сойти на берег, чтобы воспользоваться услугами тамошних христиан.

Следующая остановка, по причине встречных ветров, имела место на Кипре. Когда плаванье продолжилось, сотник во время очередной остановки пересадил группу на александрийский корабль, шедший в Италию, однако путешествие затягивалось по причине продолжающихся неблагоприятных ветров. Очередная остановка была сделана у Крита. Наконец, Павел не выдержал и стал предупреждать об опасности дальнейшего плавания «не только для груза и корабля, но и для нашей жизни». Но сотник предпочёл довериться более кормчему и начальнику корабля, чем словам Павла, тем более что пристань не была приспособлена к зимовке, а противные ветры сменились на благоприятный южный.

Но изменчивый ветер так же быстро поменялся вновь и в конце концов корабль стал неуправляемым и его носило по волнам так, как желала того стихия. На второй день такого нахождения между жизнью и смертью пассажиры и команда стали выбрасывать за борт груз, на третий день – свои личные вещи. А буря продолжалась, и не видно было ни Солнца, ни звёзд, – ни спасения… Наконец, Павел решил обратиться к гибнущим людям со следующими словами:

– Мужи!

Надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда! Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль – ибо Ангел Бога, которому принадлежу я и которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «Не бойся, Павел! Тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».

Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.

И вот, когда наступила уже четырнадцатая по счёту ночь со времени их бедствия, корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле: вымеряемая ими глубина стала уменьшаться, с двадцати до пятнадцати сажен. Опасаясь быть выброшенными на камни, они бросили с кормы четыре якоря и стали ждать наступления дня.

Однако на самом деле команда решила тайно бежать с корабля, бросив пассажиров. Они стали спускать на воду лодку, объясняя это желанием бросить якоря также и с носа. Но Павел предупредил сотника и его воинов:

– Если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.

Тогда воины обрубили верёвки, и лодка упала. Перед рассветом Павел уговорил терпящих бедствие, а всего их было на корабле двести семьдесят шесть человек, – подкрепить силы пищей, после чего они стали выбрасывать за борт запасы пшеницы.

С наступлением дня они, увидев землю, не узнали её, но поскольку перед ними был залив с отлогим берегом, решили пристать к нему, для чего подняли якоря, развязали рули и подняли по ветру малый парус. Так они наскочили на косу, в результате чего корабль их сел на мель, его нос увяз и стал неподвижен, а корма разбивалась волнами.

Так как узники, воспользовавшись бедствием, могли попасть в море и выплыть, воины решили было их всех умертвить, однако их начальник, Юлий, желая спасти Павла, удержал подчинённых, а умеющим плавать приказал первыми броситься в море и выйти на землю, а остальным спасаться, держась за доски и иные части разрушаемого волнами корабля.

Так спаслись все, и никто не утонул.

Такое подробное описание путешествия, бедствия корабля и спасения людей следует, без сомнения, отнести к желанию автора Деяний указать на причину, по которой никто не утонул: это, конечно же, покровительство Господа Павлу, находящемуся на корабле. Разумеется, ради него Господь счёл необходимым приложить усилия, чтобы никто из путешественников не погиб.

Однако, по зрелом размышлении картина представляется несколько иная. Творец, создавший этот мир, несомненно, имеет и рычаги для управления им. Следовательно, для того чтобы доставить Павла в Рим в целости и сохранности, Он имел возможность просто воспользоваться одним из этих рычагов и обеспечить путь корабля попутными ветрами… и всё!

В действительности же, как видим, обстановка была создана, наоборот, неблагоприятная, путешественники были сперва поставлены на край гибели, а потом уже спасены. Зачем? Затем, что Творец о своих детях незримо заботится, а Господь, сиречь падший бог, имея, как и остальные боги, дети Творца, способность управлять Землёй, этой способностью спекулирует. Он не Творец, но выдаёт себя за такового, и в этом ему приходится своих рабов постоянно убеждать.

Итак, все терпевшие бедствие, спаслись. Они узнали, что остров, на котором они высадились, называется Мелит. Иноплеменники, жившие здесь, оказали радушный приём незваным гостям и по причине холода и дождя, разожгли костёр, чтобы путешественники могли согреться и обсушиться.

Между прочим, само обращение к населению острова, характеризующее их как «иноплеменники», показывает, что несмотря на благодарность к ним за хорошее отношение, иудеи не забывают, кто есть они, иудеи, а кто – язычники.

Между тем сам Павел также приложил усилия, чтобы согреться: он набирал хворост и подкладывал его в костёр. И тут вдруг окружающие увидели, что на руке Павла повисла змея! Местные жители стали говорить:

– Верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.

Но Павел не растерялся, он стряхнул змею прямо в огонь, и остался невредим. Тогда иноплеменники, ожидая, что он прямо сейчас упадёт мёртвым или по крайней мере, покроется воспалением, но так этого и не дождавшись, наконец решили, что Павел – бог.

Начальник этого острова, некий Публий, принял странников и в течение трёх дней дружелюбно их угощал. А в это время отец Публия лежал в постели, страдая горячкою и болью в животе. К нему зашёл Павел и помолился и возложив руки на больного, исцелил его. Узнав об этом, жители острова стали приводить к Павлу больных и тот исцелял их.

На этом острове зимовал другой корабль из Александрии. Спустя три месяца он поднял паруса, и путники отправились на нём дальше. Они сделали трёхдневную остановку в Сиракузах, двинулись затем в Ригию, потом в Путеол, где местные христиане упросили их пробыть в городе, что Павел и исполнил, задержавшись здесь на семь дней.

Наконец, путешественники пришли в Рим.

Здесь уже тоже к этому времени имелась христианская община. Павла и сопровождавших его братья встречали, выйдя им навстречу до Аппиевой площади и трёх гостиниц. Увидев такой приём, свидетельствующий о наличии в Риме единоверцев, Павел ободрился.

По прибытии в город, сотник, конвоировавший узников, передал их кому положено, но Павлу разрешил жить особо с воином, стерегущим его.

Спустя три дня Павел собрал знатнейших людей из числа иудеев, живущих в Риме, и держал перед ними речь:

– Мужи братия!

Не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; но так как иудеи противоречили, то я принуждён был потребовать суда у кесаря, впрочем, не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.

Присутствующие отвечали ему:

– Мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем, желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.

Для изложения своих взглядов Павлу был назначен день; очень много иудеев пошли к нему в гостиницу, и Павел с утра и до вечера излагал перед ними учение о Царствии Божием, рассказывал про Иисуса, приводя свидетельства о нём из Закона Моисея и из книг пророков.

Некоторых людей Павел смог убедить, но были и такие, кто ему не верил. Последние вставали и уходили, и тогда Павел сказал:

– Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их.

Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.

При этих словах иудеи ушли, впрочем, продолжая спорить между собой.

Павел же ещё два года жил в Риме на своём иждивении, принимал всех, кто приходил к нему, проповедовал им Царство Божие, учил об Иисусе, представляя его в качестве господина и Христа, сиречь Царя, укладывая его таким образом, в прокрустово ложе иудейского Закона.

Подведём итог. С точки зрения историчности повествование об обращении Павла, его подвижничестве и путешествии в Рим является безусловно, неоконченным, ибо обрывается на самом интересном месте, оставляя за читателем право самостоятельно искать ответы на ряд вопросов: был ли в Риме продолжен суд над Павлом? Оправдался ли он или был осуждён? Какова история участия Павла в создании римской общины? Где, как и при каких обстоятельствах умер Павел?

Однако Деяния апостолов написаны не для того, чтобы потомки об этих Деяниях, собственно, и узнали – в этом случае надо было так и поступить, и вот тогда мы бы и узнали, как жили апостолы, кто и чем занимался, и как они закончили свою земную жизнь.

На самом деле целью «Деяний» является показать развитие идеологии – с этой точки зрения произведение является цельным и законченным, ибо суть его можно изложить коротко следующим образом: тезис Иисуса, «я послан только к погибшим овцам стада Израилева», автор Деяний в ходе повествования легко и непринуждённо меняет на прямо противоположный: «спасение Божие послано язычникам».

Вот и всё.

Вообще, немного утрируя, можно и всю Библию свести тезисно к следующим пунктам:

1. Ветхий Завет: иудейский народ есть избранный, он создан для того, чтобы добиться господства над остальными народами.

2. Новый Завет, Евангелия: обращение Иисуса к иудеям в конечном счёте трансформируется в необходимость проповедования учения среди язычников.

3. Новый Завет, Деяния: оказывается, обращение Иисуса к иудеям надо понимать в том смысле, что спасение Божие послано язычникам – вот так, не больше, не меньше…

Впрочем, помимо описания деятельности апостолов имеются и послания, написанные некоторыми из них, к которым самое время теперь и обратиться.

Олег Варягов.

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...