18 Открылось, что не все наши

0 471

Первое послание Иоанна обращает на себя внимание тем, что автор делает акцент на личности Иисуса, а не его ветхозаветных корнях. Иисус есть Слово, есть Жизнь, и теперь ученики, как пишет Иоанн, рассказывают пастве о том, как они были рядом с Иисусом, рядом со Словом:

– О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам.

Мы не видим здесь обязательной ссылки на пророков, предвозвещавших приход Христа, и полагаем, что автор этого послания также пишет не с чистого листа, но будучи отягощённым с одной стороны, знанием Закона Моисея, с другой – учением Иисуса. Общение с Учителем, надо полагать, наложило свой отпечаток на мировоззрение Иоанна, который вместо кивков в сторону Ветхого Завета сообщает, что сам Иисус есть слово, что вечная жизнь, бывшая у Отца, теперь явилась им, ученикам – и здесь мы в недоумении ищем и не находим место ветхозаветным пророкам, возможно, это звено у Иоанна является лишним?

Он продолжает:

– О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

Вот как! Для получения совершенной радости необходима связь, но не с господином, а с Отцом; сама связь поддерживается благодаря Иисусу, с которым были ученики, следовательно, в Иоанне, авторству которого приписано это послание, заметна сильная закваска, полученная им за время общения с Учителем: во-первых, поиск истины посредством Иисуса, во-вторых – пренебрежение Законом.

Какое же благое слово хочет донести Иоанн до братии? Вот оно:

– Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.

Мысль неверная.

На страницах своих книг, посвящённых разбору текстов Священного Писания, автор неоднократно указывает, что Творец есть Мечта, создавшая комплекс ВСЕХ энергий, имеющихся во Вселенной. Сделано это посредством уравновешивания противоположных энергий, и в этом балансе противоположностей и заключается единство комплекса, а также наличие в нём огромной силы потенциальной энергии, каковая может проявлять себя в условиях нарушения баланса в ту или иную сторону.

Далее, само совершенство мироздания, созданного Творцом, именно и заключается в том, что к процессу подключены все энергии.

Но апостол Иоанн высказывает иной взгляд: есть свет, это Отец, а есть тьма – это не Отец, но Его противник:

– Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине.

Иоанн создаёт образ врага, РАЗДЕЛЯЯ энергии на «хорошие» и «плохие». А они не хорошие и не плохие, они – разные! И в этом суть!

Вдумаемся: Творец собрал частички ото всех энергий Вселенной, уравновесил их, образовав таким образом этот мир. Затем Он создал человека, а поскольку сделал это по образу Своему и подобию, то следовательно, человек также имеет в себе не просто Душу как энергию, но именно совокупность опять же, ВСЕХ энергий и следовательно, при условии сбалансированности их, человек является совершенным.

Если же баланс энергий нарушен, если одна или несколько из них взяли верх над остальными и руководят помыслами и поступками человека, то это как раз тот случай, когда говорят, что бесы в нём сидят, когда он делает то, что не хочет. Тогда нужно сделать над собой душевное усилие, обуздать «непокорные» энергии, уравновесить их, восстановив баланс, что неизбежно приведёт и к восстановлению совершенства человеческой Души. Такой процесс – восстановление баланса энергий, есть процесс интегрирующий, объединяющий и следовательно, правильный.

Но апостол Иоанн предлагает другую схему, в которой РАЗДЕЛЕНИЕ энергий на светлые и тёмные приводит к мысли о неизбежности борьбы одних с другими, о необходимости победы светлых над тёмными, в общем, если называть вещи своими именами, то речь идёт о реализации древней римской поговорки: разделяй, чтобы властвовать.

И апостол Иоанн разделяет:

– Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

Учение Иоанна – это баррикада, и человек должен выбрать свою сторону и идти к своим, удаляясь от чужих. Это беспроигрышный ход, ибо суть его заключается не столько в условии победы светлого над тёмным, сколько в самом факте борьбы одних энергий с другими.

– Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

Возразим Иоанну: этот мир как раз и создан Отцом. Если Иоанн этого не знал, то, прежде чем писать такие безответственные утверждения, он мог бы ознакомиться хотя бы с первыми главами Бытия, где чёрным по белому написано: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо». Это вторая глава, а в первой Творец даёт оценку созданному миру: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма».

Да, конечно, потом в мире будет явлен грех, но это не чуждая энергия со стороны вмешалась в творение Отца, это само Его творение, человек, не совладал со своими энергиями, допустив в самом себе преобладание тёмных энергий над светлыми. Вот почему надо всё же восстанавливать, в душевной борьбе с самим собой, нарушенный баланс энергий, а не клеветать на совершенный мир, созданный Творцом для своего детища!

Но Иоанн исполняет другую роль: сильные мира сего живут за счёт остальных, и вот этим последним и внушают апостолы мысль о бренности мирского существования, о бесполезности борьбы за восстановление совершенства мира, о том наконец, что сам этот мир скоро закончится:

– Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

Вот оно что! Иоанн указывает о признаках конца мира, а затем показывает, что эти признаки уже проявились и следовательно, конец мира недалёк. Но тогда в самом деле нет смысла бороться за будущее своё и своих детей, а надо просто потерпеть, подождать, но не в праздности, однако, но в покорности исполняя приказы сильных мира сего, утешаясь тем, что они грешники и что лучший способ борьбы с ними – это простое ожидание дня наступления Страшного Суда, когда они будут осуждены, а праведники напротив, за своё терпении оправданы.

Замечательная теория, что тут скажешь! Достойно удивления лишь, что римские императоры приняли христианство не сразу, но имели глупость поначалу эту религию преследовать… А ведь она как раз дополняет власть светскую властью духовной, ибо как видно из посланий апостолов, религия сия на первых порах своего существования обращалась преимущественно к беднякам, которых силой оружия уже поставили под власть князей и императоров, и вот теперь необходимо этим же беднякам внушить, что хотя существующий порядок вещей и несправедлив, но он будет именно таким, и что лучший способ борьбы за своё существование заключается в терпении и покорности.

И бедняки верили, от безысходности вступали в общины, создаваемые христианскими миссионерами, стараясь не обращать внимание на то, что в проповедях этих волков в овечьих шкурах содержится ложь. Именно так!

Ведь Иоанн вещает о близком конце мира, каковой конец до сих пор так и не наступил! Впрочем, быть может, пара тысяч лет не выходит за рамки апостольского понятия «последнее время», но участь Иоанна этим не облегчается, ибо ему в таком случае приходится выбирать всего лишь между ложью и лукавством. Выбор невелик, скажем прямо.

Терпите, потому что недолго осталось терпеть – вот квинтэссенция христианства, которое пропагандируют люди, некогда бывшие учениками Иисуса… Незавидная участь, откровенно говоря.

Однако на теме антихриста мы остановимся подробнее. Иоанн пишет о них:

– Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.

Это чрезвычайно важное указание на антихристов, которые, как следует, были из числа учеников, но впоследствии их пути разошлись: одни стали апостолами, стали слышать голоса и исполнять то, что от них требовали, заодно называя антихристами тех учеником Иисуса, кто пошёл иным путём.

Из упоминания об антихристах во множественном числе мы понимаем, что их было как минимум, несколько. Чем же отличались взгляды этих учеников от тех своих бывших единомышленников, которые стали называться апостолами? Иоанн объясняет:

– Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

Вот оно что! Иоанн, таким образом, предоставляет нам ценную информацию о том, что среди учеников Иисуса было несколько человек, которые отвергали связь между Учителем и Христом, о приходе которого сообщали ветхозаветные пророки! Но это же сенсация! Это есть прямое указание на существование тех сподвижников Учителя, которые говорили об этом две тысячи лет назад.

Да, конечно, другие ученики назвали их антихристами, но апостолам веры мало, а точнее, совсем нет, ибо обещанный ими скорый конец света так и не наступил. Поэтому приходится, во-первых, констатировать наличие среди учеников Иисуса взгляда, отличного от общепринятого христианского, привязывающего личность Иисуса к образу Христа, во-вторых – сожалеть о том, что о взгляде этом мы с глубоким прискорбием можем узнавать только от их идейных противников, сиречь, апостолов.

Таким образом, близость Иоанна к Иисусу и знание им ситуации, складывавшейся в годы становления первых христианских общин, позволяет и нам заглянуть туда, даже несмотря на то, что интересующую информацию приходится выуживать между строк.

Закваска Учителя проявляется у этого, одного из любимых его учеников, даже несмотря на последующее вмешательство Голоса, корректирующего деятельность апостолов. Вот Иоанн пишет нам о том, что люди являются детьми Создателя:

– Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими.

Читая у Иоанна об Отце, о любви, о людях, не рабах, но детях Творца, мы словно возвращаемся назад и присутствуем на проповеди Учителя, говорившего не о страхе, но о любви и заповедях блаженства. Говорил он об этом не ночью, между прочим, явившись к одному из избранных им рабов, но днём, при свете Солнца, обосновывая высказывании свои не угрозами и не страхом наказания, но притчами и исцелением больных.

Иоанн слишком хорошо помнит об этом и поэтому не может не писать в посланиях о любви. От этой позиции до мысли о том, что раз мы дети Творца, созданные по образу и подобию Его, то следовательно и сами являемся богами, как дети льва являются львятами, а дети лисы – лисятами, всего один шаг, но Иоанн это шаг не сделает, он остановится, а скорее, будет остановлен тем, кого в Библии называют господином и который привык являться рабам больше по ночам.

Послания Иоанна тем и интересны, что в них переплетаются догматы, имеющие разных авторов. Вот, написав о любви, об Отце и Его детях, апостол сейчас же искажает картину:

– Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.

Дьявол в мелочах!

Одно только слово, вставленное в нужном месте, искажает картину до неузнаваемости! Возлюбленные, к которым обращается апостол, во-первых, только теперь становятся детьми Божиими, во-вторых, это ещё не «открылось». Это означает, что хотя Бог и создал людей, которые, следовательно, являются детьми Бога, тем не менее, детьми они становятся лишь теперь, что может означать безусловно, принадлежность к числу христианской паствы. До того, как пришёл Иисус и появилась возможность в него верить, люди не могли быть, судя по заявлению Иоанна, детьми Бога, да, впрочем, и теперь ещё это не открылось, а станет очевидным, надо полагать, лишь в будущем, во время Страшного суда. Как это согласуется с тем, что поскольку Творец создал людей и последние таким образом, исходя лишь из одного этого факта, уже являются детьми Создателя по определению, – лучше спросить у Иоанна…

Апостол говорит об этом следующим образом:

– Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Конечно, вне всякого сомнения, Иоанн говорит о духовном рождении или перерождении, в результате чего любой человек, будучи рождённым изначально, в первом предке своём, Творцом, может быть от Бога или от дьявола – в зависимости от того, на какие поступки, праведные или неправедные, он настроил свою Душу. Однако в этом случае праведность человека, проявляющаяся в его деяниях, зависит напрямую от успеха его борьбы с самим собой, от того, сумеет ли он удержать баланс противоположных энергий в своей Душе. А у Иоанна исход этой душевной борьбы связывается исключительно с приходим Иисуса, ибо до него мир не познал его и поэтому мир пребывает в грехе.

Нюанс в том, что в четвёртом Евангелии, также приписываемом Иоанну, Иисус говорит с точностью до наоборот:

– Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём.

Персонально для апостола Иоанна, автора первого послания, докладываю: исходя из заявления Иисуса, изложенного в Евангелии от Иоанна, связь осуществляется сверху вниз! Как в армии обязанность за обеспечение связи с войсками возложена на вышестоящие штабы, а не наоборот, так и Иисус ответственность за грех возложил не на иудеев, этих погибших овец стада Израилева, но на Доносящих истину до людей. И вот только теперь, когда истина до них донесена, а они не исполняют, ответственность возлагается на людей.

Таким образом, у Иоанна нарушена причинно-следственная связь, в результате чего факт принадлежности человека к числу детей Создателя он ставит в зависимость от поступков человека, игнорируя таким образом простой тезис о том, что люди являются детьми Творца по определению, независимо от того, какие дела они совершают. И к грешникам это относится в полной мере:

– Ступай, и не греши. – сказал Иисус грешнице Магдалине, не осуждая, следовательно, но вырывая из рук греха дочь Создателя, а значит – … богиню!

Да, именно богиню, именно дочь Творца, ибо детьми Его являются ВСЕ люди на планете. Иоанн следует по пути, уже изученному нами выше, на знамени его написано: «разделяй, чтобы властвовать», и этот путь подсказан апостолам голосом в ночных видениях.

А ведь Иисус учил иному! В его притчах речь идёт не о врагах, но о блудном сыне, ушедшем в грех, однако семья не ненавидит его за это, но с надеждой ожидает возвращения.

Но вернёмся к Иоанну, который учит, что:

– Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

Здесь Иоанн то ли по незнанию, то ли на каком ином основании, искажает суть вопроса – ведь на самом деле Каин убил Авеля по другой причине: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его». Итак, Каин убил брата из банального чувства зависти, поэтому ссылка на этот пример даёт апостолу Иоанну весьма шаткое основание под его теорию о зле и добре.

Более того, он скорее добивается обратного результата! Ведь сам Иоанн создаёт догмат, противопоставляющий праведных неправедным, разделяя людей на детей Бога и детей дьявола, но если бы апостол читал полностью эту ветхозаветную историю, то знал бы, что сказал Каину Бог:

– Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним. – Как видим, Бог призывает Каина управлять своими желаниями, а не становиться их рабом, объединять, а не разъединять, что и означает, следовательно, необходимость сохранения баланса энергий, не давая возможности одной их них диктовать свою волю остальным.

Таким образом, приходится констатировать, что апостол Иоанн весьма слабо знаком с содержанием текстов Ветхого Завета, что, однако не мешает ему некомпетентно ссылаться на них, поучая христианскую паству неверными ссылками.

Голоса, которые слышали ветхозаветные пророки, которые теперь, как мы видели выше, слышат Пётр и Павел, дают вполне конкретные указания о том, кто и что должен делать. Вот Пётр отправлен к язычникам, после чего вынужден оправдываться перед остальными апостолами, объясняя свой поступок приказом, полученным свыше; вот Павел, после видения полностью перековался и перешёл на другую сторону баррикады – настолько мощное воздействие оказал на него не только вид, но и голос явившегося ему Нечто от имени Христа.

Но можно ли верить голосам?

Можно, отвечает Иоанн, но сначала их надо проверить, испытать:

– Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

Спору нет, услышав голос, надо конечно же, не спешить выполнять полученный приказ, но сначала убедиться, что разговор идёт с Богом, а не с тёмными силами. Иоанн объясняет, как распознать адресат:

– Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.

Вот как! Стоит Духу, прежде чем отдавать приказание, сообщить, что он от Христа, как тут же надо его слушать, понимая, что этот дух, этот голос от Бога… Но ведь так и Дух, пришедший от дьявола, может сообщить, что он исповедует Христа – и как тогда быть?

Учитель в своё время дал иное определение пророков и лжепророков:

– Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

Это определение лжепророков, данное Иисусом, более соответствует истине, ибо лучше, чем в делах своих, Дух себя проявить не сможет, что бы он ни говорил перед этим, и как бы не клялся в исповедании Иисуса Христа – лишь дойдёт до дела, и он проявит себя.

И вот здесь мы вправе задать недоумённый вопрос: почему апостол Иоанн, бывший ученик Иисуса, считает для себя возможным изменить способ проверки лжепророков? Почему Иисус учит, что они проявят себя в делах, а Иоанну достаточно того, как они себя назовут? А между тем, как говорил Учитель:

– Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

И тогда получается, что пророк, слышавший голос и пусть даже искренне считающий, что говорит от имени Бога, на самом деле рискует оказаться в числе лжепророков, и следовательно, попасть в число осуждённых:

– Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

И это понятно: ведь, прежде чем учить других, надо дважды, трижды проверить, что голос, говорящий с тобой, вещает от имени Бога, а не дьявола.

С другой стороны, однако, дьявол, зная, что не выдержит проверки делами, но не желая отступиться от попытки преподнести людям ложное учение, должен поступить так, как поступает Иоанн: сказать людям что да, конечно, лжепророки имеют место быть, но что для их проверки достаточно .. их же слова о том, что они исповедуют Христа. И всё.

Таким образом Иоанн, этот бывший ученик Иисуса, теперь тоже, вслед за Петром, стал несвободным человеком, и идёт не туда, куда хочет, а куда его ведут. Он выполняет узкую задачу: разделить мир на своих и чужих:

– Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.

Довольно примитивное надувательство, играющее, однако, на тонкой человеческой струне, называемой тщеславием: мы хорошие, они – плохие, если они нас слушают, значит они тоже хорошие, не слушают – значит, они от дьявола!..

А между тем, оценивая апостолов и следовательно, голос, вещающий им, по делам их, мы делаем как раз обратный вывод, ибо выше уже имели случай убедиться в нелицеприятности тех, кто держит в страхе общину, убивая, пусть пока лишь словом, неугодных, то есть называя речи своими именами, занимаясь произволом.

При этом важно отметить, что сущность учения завёртывается в красивый фантик: так, устраняя заповедь Иисуса о проверке лжепророков по делам их, Иоанн не забывает вставлять красивые фразы о том, что «Бог есть любовь», что и мы должны любить друг друга, – но пусть красивая обёртка не закроет от нашего пристального взгляда главного!

Вот Иоанн пишет:

– Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.

В человеке пребывает Дух. Бог пребывает в человеке, Бога никто никогда не видел, следовательно, Он есть Дух, пребывающий в нас. И Он не обладает плотью – иначе невозможно объяснить, почему Его никто никогда не видел. Его плоть – это как раз мы и есть, Его дети.

И вот теперь, уяснив эти нехитрые вопросы, мы вновь – в который уже раз! – поворачиваемся в сторону Ветхого Завета, и перечитывая истории о встрече с Богом Авраама, Иакова, о беседах с Ним Моисея тет-а-тет, вытираем слёзы умиления, текущие по нашим щекам, а затем, словно пробудившись от гипнотического сна, недоуменно вопрошаем, потупив от смущения взгляд:

– Так с кем же беседовали еврейские патриархи, с КАКИМ Богом, если апостол Иоанн теперь заявляет, что Его никто никогда не видел?

Но раз Он не обладает плотью, то патриархи и не могли Его видеть, следовательно, видели, но не Его… а других, таких же как и они сами, сынов Бога, ибо все мы являемся Его детьми.

Вообще необходимо заметить, что чтение Ветхого и Нового Заветов как отдельных произведений, само по себе представляет огромный интерес ввиду открытий, которые приходится совершать, – при чтении внимательном, разумеется. Но ещё больший интерес возникает при сопоставлении этих частей Библии, что читатель уже имел удовольствие наблюдать. Но это был не единичный пример.

Вот, здесь же, в первом послании, в четвёртой главе, Иоанн пишет о любви и о страхе:

– В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Мысленно открываем снова Ветхий Завет, и читаем про страх божий, вот навскидку: «При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий»,

«Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные»,

«Моисей закрыл лице своё, потому что боялся воззреть на Бога»…

То ли иудеи не желали никак любить Бога, то ли перед ними представал не тот, кто за себя выдавал… Но страх патриархов говорит о том, что из двух предположений верно второе.

В Ветхом Завете мы не видим любви, но имеем возможность наблюдать один лишь только страх наказания, являющийся побудительным мотивом для действий избранных персонажей. Новый Завет представляет из себя попытку втиснуть личность и учение Иисуса в рамки ветхозаветного Закона Моисея, но выполняется эта задача – пока – теми, кто был непосредственными учениками его, отсюда и утверждения апостолов, с одной стороны о том, что Иисус есть обетованный Христос, но в то же время с другой стороны, что Бог есть любовь – эту заповедь Учителя из их голов не вытравить ничем, вот почему и появляется такой переход от страха к любви, отличающий Новый Завет от Ветхого. Это приходится использовать, результатом чего является формула, привязывающая догмат о любви к догмату о Христе:

– Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него.

Бог есть любовь, но любовь к Богу проявляется в вере в то, что Иисус есть Христос, следовательно, к нему применимы пророчества и обетования, изложенные о Христе древними пророками. Что и требовалось доказать.

– Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.

Итак, любовь к Богу проявляется в том числе и в соблюдении заповедей; всякий человек, верящий, что приходивший Иисус есть ветхозаветный Христос, рождён от Бога, а человек, рождённый от Бога, утверждает Иоанн, «побеждает мир»:

– Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? – слово «Христос» апостол уже заменил на Сына Божьего, считая эти понятия тождественными, но нас сейчас интересует связка любви, проявляющейся в вере в тождественность Учителя и Христа. Почему-то Иоанн считает нужным сообщать не только о наличии антихристов, отрицавших эту тождественность, но и доказывать, что они неправы, приводить аргументы, которые, по его мнению, опровергают слова антихристов, самое название которых, впрочем, уже свидетельствует об их взглядах на отношение Иисуса к ветхозаветному Христу. 

Олег Варягов.

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...