Большая часть Апокалипсиса
расшифровывается при чтении
Священного Писания Ветхого Завета,
потому что автор не только жил и
мыслил его понятиями и образами, но и
знал наизусть.
(Читая Апокалипсис. А. Мень. Введение)
Дав наставления церквям, а точнее, пригрозив им карами за непослушание, тот же голос предложил Иоанну подняться в небо через открытую дверь, что тот и исполнил.
Здесь он обнаружил престол, на котором сидел «Сидящий» и ещё двадцать четыре престола вокруг.
Вообще-то престол – это символ власти, следовательно, видения Иоанна Богослова не имеют ничего общего с Иисусом, но по-прежнему олицетворяют ветхозаветную идеологию о власти одних над другими.
Это больше напоминает сон, но в то же время в изложении Иоанна видны ставшие привычными уже ветхозаветные образы, в частности, о престоле упоминает Исайя: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл…»
А вот ещё: «И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и всё воинство небесное стояло при Нём, по правую и по левую руку Его».
Итак, Иоанн у престола, от которого исходят громы и молнии – образ Синая, а также «гласы» (?), тут же расположены семь светильников, «которые суть семь духов Божиих» – поясняет нам Иоанн. Тут же, у престола, находятся четыре… животных (!), да не простых, а с глазами не только спереди, но и сзади!
«И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему.
И каждое из четырёх животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днём, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».
Животные, с глазами сзади, с крыльями, некоторые с человеческими лицами, без отдыха прославляют Сидящего, которому надо понимать, это нравится…
Собственно говоря, на этом месте уже всё становится понятно, можно смело закрывать эту галиматью и не мешать дальше Иоанну Богослову, находящемуся «в духе», выяснять отношения со своей психикой. Дальнейший интерес к книге Откровения может быть только медицинским.
Ф. Энгельс в работе «Книга Откровения» по поводу видений автора Апокалипсиса пишет следующее: «Оригинальное творчество чрезвычайно бедно даже в группировке заимствованных видений. Профессор Фердинанд Бенари – курсу его лекций, читанных в Берлинском университете в 1841 г., я обязан нижеследующими сведениями – показал, исследуя главы и стихи, откуда наш автор заимствовал каждое из своих мнимых видений. Бесполезно поэтому следовать за нашим «Иоанном» во всех его фантазиях».
Но ведь книга эта включена в состав Библии! И как говорится, назвался груздем – полезай в кузов, – нам придётся всё же преодолеть эту дистанцию, чтобы составить себе представление о том, зачем написана эта книга и почему она включена в список книг Нового Завета.
Итак, животные летают, и когда они воздают хвалу Сидящему, тогда двадцать четыре старца падают ниц перед ним, возлагают венцы перед престолом и восклицают:
– Достоин Ты, Господи, принять славу и честь, и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено!
А т.к. животные летают и хвалят Сидящего «без отдыха», то и старцы, как следует понимать, поклоняются и возложив к престолу венки, выпрямляются и повторяют всё с начала…
У Сидящего Иоанн увидел книгу, запечатанную семью печатями. Рядом был Ангел, который кричал громким голосом:
– Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её?
Но достойного не находилось, в связи с чем Иоанн заплакал. Тогда один из старцев утешил его, сказав:
– Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её.
Тогда Иоанн посмотрел и увидел, что агнец, «как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю», подошёл к Сидящему и взял у него книгу. Животные и старцы тотчас пали ниц перед агнцем и стали молиться ему, говоря:
– Достоин ты взять книгу и снять с неё печати, ибо ты был заклан, и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
Так, рассказывая о своём видении, Иоанн Богослов вплетает в ветхозаветное учение миссию Иисуса Христа.
Последний же, в виде агнца, снимает с книги одну за другой семь печатей, и при этом каждый раз один за другим выходили в следующей последовательности:
1. Конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
2. Другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
3. Конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей.
4. Конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
5. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
6. И когда Он снял шестую печать… пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?
Коней Иоанн Богослов взял из Захарии: «видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, – и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю».
Белый конь – это Римская империя, угнетающая Церковь.
Рыжий конь – это война, для предвидения которой совсем не обязательно подниматься в небо, достаточно лишь почитать о целях, которые поставила перед собой Церковь, и о которой выше уже писал Иоанн: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным» (2-я глава). Легко догадаться, что свободные люди добровольно не наденут ярмо на свои шеи, поэтому война будет неизбежна.
За войной также неизбежно последует голод – конь вороной. Но речь идёт не о будущем, а о событиях, по отношению к которым Иоанн Богослов был современником. Вот полная цитата о вороном коне: «Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай». Дело в том, что во времена жизни Иоанна начался повсеместный голод, когда за динарий можно было купить лишь горсть пшеницы; в то же время виноградники давали огромные урожаи, кладовые наполнялись сосудами с вином и в тех странах, где голод поражал людей, царило повальное пьянство! Считается, что когда было написано Откровение, римский император даже издал указ вырубать виноградники, потому что люди, вместо того чтобы сеять пшеницу, сажали виноград (!)
Смерть и ад следуют за войной и голодом – вот что принесёт указанное Иоанном Богословом стремление Церкви к победе и приобретению власти над язычниками.
Пятая печать указывает на массовую резню, которая будет сопровождать всё это великолепие. Это опять же не будущее, но самое что ни на есть настоящее – для современников Иоанна. Это резня, которая началась в 64 году в Риме. Вполне возможно, что она перекинулась и на провинции империи. Тацит сообщает про пожар, который в 64 году охватил Рим, от города тогда осталось только четыре квартала.
«И вот Нерон», – продолжает Тацит, чтобы отвлечь от себя подозрения в умышленном поджоге Рима, – «приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами…
Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».
Считается, что во время этих казней погиб и апостол Пётр.
Но вот Агнец, сиречь Иисус Христос, снял шестую печать – и пришёл день гнева его? Нет, это не Учитель, говоривший о заповедях блаженства, снимает печати.
Олег Варягов.
Оценили 0 человек
0 кармы