Написано оно было, как доказано,
после падения Нерона, а именно, когда
ожидали его возвращения с Востока.
(Т. Моммзен. История Рима. Том 5, книга 8, с. 553.)
Иоанну Богослову показан храм. Внутри его верующие поклоняются у жертвенника, а снаружи храм осаждают язычники. Осада будет длиться сорок два месяца.
Будут там два пророка, одетые во вретище, они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней:
– Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
По плодам их узнаете их, говорил Учитель, и теперь мы, воспользовавшись этим указанием, определяем не кого иного, но именно сатану в качестве господина того, кто будет насылать засуху на землю, а имеющуюся на ней воду превращать в кровь.
Впрочем, когда сии свидетели закончат своё пророчествование и станут не нужны сатане, они будут убиты зверем, вышедшим из бездны:
– И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.
Нормальные, надо понимать, люди, будут этому рады:
– И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. – Посылать дары есть римский обычай.
Однако через три с половиной дня, продолжает далее Иоанн, оба пророка оживут и на облаке взойдут на небо. В это время произойдёт землетрясение, десятая часть города (Рим?) падёт, при этом умрёт семь тысяч человек, а остальные будут объяты страхом и обратятся к Богу.
Указанные выше сроки: сорок два месяца, тысяча двести шестьдесят дней и три с половиной дня, в течение которых люди смотрят на трупы свидетелей Божьих, – это вариации на одну и ту же тему. После восстания Иуды Маккавея, освободившего и очистившего храм срок в три с половиной года стал символом гонений, по окончании которого язычники, т.е. римляне, будут вынуждены отступить.
– Второе горе прошло; вот, идёт скоро третье горе.
И вот на сцене появляется седьмой Ангел. Он затрубил, на небе раздались громкие голоса:
– Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков!
Тогда старцы, восседающие на двадцати четырёх престолах, поклонились Богу и поблагодарили его за то, что он воцарился:
– Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
Но язычники, что означает – римляне, «рассвирепели», продолжает Иоанн своё повествование:
– И пришёл гнев твой и время судить мёртвых и дать возмездие рабам твоим, пророкам и святым и боящимся имени твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета его в храме его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
Тем временем появилось новое знамение: «жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд». Женщина кричала от мук, ибо должна была вскоре родить.
Это ветхозаветная церковь, двенадцать звёзд – это колена Израиля. Она родит Мессию, т.е. новозаветную церковь.
Тут же показалось и второе знамение: «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлёк с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца».
Это змей, соблазнявший ещё Адама.
Но вот женщина родила, это был мальчик, «которому надлежит пасти все народы жезлом железным». Младенец был поднят на небо к престолу Бога, а женщина убежала в пустыню, где для её проживания были собраны запасы на тысячу двести шестьдесят дней.
Это вознесение Христа и гонения на новозаветную церковь.
Исторически это означает, пишет А. Мень, что приход римских войск в Иудею совпал с уходом оттуда христиан, которые ушли и из Иерусалима, как об этом сообщают древние историки.
А на небе произошла война: Михаил и «его» ангелы воевали с драконом и его ангелами, последние были побеждены и низринуты с неба:
– И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Тогда Иоанн Богослов услышал громкий голос, объявивший о победе, причём уточнившем средство успеха:
– Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. – однако Агнец, по смыслу изложения, был показан в знамении, где он родился, и на время войны находился у престола Бога… Иоанн здесь немного запутался и потерял нить повествования.
В соответствии с победой на небесах обозначается и участь живых:
– Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
Здесь Иоанн Богослов предлагает поверить нам, что Отец, создавший мир и людей, освободил себя и окружающих Его ангелов от власти дьявола, причём сделал этой ценой обречения людей, своих сынов и дочерей, на муки, отправив сатану на землю. Это без сомнения, не пророчества о будущем, а страшилка, призванная свободных людей преобразовать в запуганных рабов.
Тем временем дракон, низверженный на землю, принялся преследовать женщину, родившую мальчика. Дракон вступает в борьбу с новым поколением христиан:
– И рассвирепел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Потом Иоанн увидел выходящего из моря зверя, которому дракон дал власть, поэтому живущие на земле поклонились зверю:
– С семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
Имена богохульные – это титулы римских императоров, которых обожествляли при жизни. А из моря зверь выходит потому, что это образ Римской империи, Италии, окружённой морями.
– И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена. – в то время на Востоке бытовало мнение, что римский император Нерон не убит, а ранен и что он скоро вернётся.
Думаю, читатель посреди всех этих подробностей уже уловил мысль Богослова, красной нитью проходящей через все эти наказания, мучения, казни, престолы, через власть и рабов. Мысль, навязываемая автором Апокалипсиса, проста: счастье возможно только на небе, что означает – только после смерти. Жизнь на земле является мучением, здесь нет счастья, здесь надо лишь надеяться на избавление от мук после смерти.
Собственно говоря, изложение этой идеи, выраженной через приводимые в книге образы, и является по своей сути, целью её написания, особенно если учесть, что задекларированная цель – показать будущее, не приводится в исполнение, т.к., во-первых, о будущем не говорится явно, но в виде зашифрованных образов. Этот принцип впоследствии осудит Шекспир:
Не верю больше я коварным бесам.
Умеющим двусмысленно вселять
Правдивым словом ложную надежду.
Надо понять простую мысль: мы не должны расшифровывать образы Апокалипсиса, если автор поставил перед собой цель рассказать о будущем.
Для этого он стал бы писать ясно, в то время как зашифрованные образы дают ему возможность для отступления: я другое имел ввиду, меня неправильно поняли.
Во-вторых, там, где надо будущее показать, Иоанн Богослов пишет, что это – тайна. Комментарии, как говорится, излишни.
Итак, дракон, низверженный на землю, получил здесь власть, что уже само по себе является нонсенсом в построении мироздания, где человек является венцом Природы. Дракон даёт власть зверю, тоже на земле, разумеется. Теперь за первым зверем приходит второй, который заставляет поклоняться первому.
Второй зверь, между прочим, творит знамения и в частности, «огонь низводит с неба на землю перед людьми», что противоречит вышесказанному о лишении дракона, а следовательно, и уполномоченных им зверей, власти от неба. Здесь Иоанн увлёкся в своих видениях сверх меры, если, конечно, понятие меры в этом случае уместно. Число второго зверя – 666. Иоанн и тут разоблачает сам себя, т.к. указав это таинственное число, не разъясняет, а напротив, выпячивает фактор таинственности. В общем, действует по всем правилам шарлатанства, если называть вещи своими именами.
Само же это число 666 обусловлено тем, что в древности буквы обозначали также и цифры, поэтому если предположить, что Откровение написано человеком, мыслящим на семитском языке, то надо брать арамейское или древнееврейское слово. Так рассуждали богословы, и так они вывели из числа 666 слова кесарь и Нерон, буквы из которых в сумме и дают искомое число 666. Само собой разумеется, что и сами слова эти были подобраны автором таким образом, чтобы получилось искомое число, в чём не может быть ни малейших сомнений.
Таким образом, под образом антихриста Иоанн Богослов в зашифрованном виде – это очень важная оговорка! – вывел императора Нерона.
После самоубийства этого страшного гонителя христиан стали распространяться слухи о том, что на самом деле он не умер, а сбежал к парфянам и что он собирается вернуться в Рим с армией. Этими слухами впоследствии воспользовались, выступая под именем Нерона, Отон, Тит и Домициан. Светоний пишет, что «даже двадцать лет спустя, когда я был подростком, явился человек неведомого звания, выдававший себя за Нерона, и имя его имело такой успех у парфян, что они деятельно его поддерживали и лишь с трудом согласились выдать».
Среди христиан в то время тоже ходили слухи о будущем возвращении Нерона. Вот что пишет по этому поводу Лактанций: «В связи с этим некоторые сумасброды верят, что он был перенесен и остался в живых, как сказано у Сивиллы:
Беглый матереубийца прибудет с края земли (Orac. Sib. V,363) чтобы, так как он был первым из гонителей, он же устроил гонения и в последнее время и предшествовал приходу антихриста».
Правда, сам Люций Лактанций считает такую веру сумасбродством, но нам важен сейчас факт наличия этой веры. При этом остаётся открытым вопрос, разделял ли автор Откровения подобные суеверия или своей книгой сам он и создал прецедент для подобного убеждения.
Олег Варягов.
Оценили 0 человек
0 кармы