Эта загадочная книга…
несомненно предназначалась как для
церкви тех времён, так и для христиан
грядущих столетий и, по-видимому,
была достаточно приспособлена к
условиям жизни её первых читателей,
чтобы они могли получить помощь и
утешение в своих скорбях.
(Ф. Шафф. История христианской церкви. Т. 1, с. 260.)
Но антихрист побеждён. Агнец собрал, на горе Сионе, разумеется, людей с печатями, сиречь искупленных от земли – их, как упоминалось выше, со всей Земли собралось лишь сто сорок четыре тысячи! Но где же неисчислимые толпы язычников, также, в видениях Иоанна, прибывших к престолу Бога? Увы, о язычниках Богослов «забыл»…
Агнец, таким образом, своей кровью искупил исключительно иудеев. Для проповедования среди других народов у автора Откровения появляется другой Ангел:
– И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу.
Второй Ангел восклицает:
– Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы!
За вторым ангелом следует третий, провозглашая месть слугам Нерона-антихриста:
– Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.
Ему вторит голос с неба, обещающий отмщение замученным христианам:
– Отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
Тогда на сцене видений Иоанна появляется Сын Человеческий, который совместно с ангелами собирает на земле созревший урожай.
Семь ангелов, победившие зверя, поют песнь Моисея, раба Божьего, и песнь Агнца, прославляя чудные дела божественные.
– Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. – есть и другие боги, как следует из контекста, подобные падшему богу, на которого молится Иоанн Богослов. Но в глазах иудея свят только его, иудейский бог. Остальные народы, проповедующие иных богов, будут покорены:
– Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.
И семеро ангелов празднуют это событие, как свою победу.
А отпраздновав, выливают семь чаш гнева на землю, заставив людей переносить тяжкие муки. По сути, автор, повторяясь, снова возвращается к теме египетских казней.
Но есть и тут нюанс: шестой ангел вылил свою чашу в Евфрат, отчего вода в реке высохла, «чтобы готов был путь царям от восхода солнечного».
Упоминание Евфрата и восточных царей портит картину общемирового масштаба происходящего, – и вновь возвращает нас к теме гонений христиан со стороны римлян во времена Нерона и ожидания отмщения от царства парфян.
В ответ на действия ангелов дракон и зверь произвели трёх духов, которые собрали царей всей земли и привели их в место, называемое по-еврейски Армагеддон, чтобы сразиться с ангелами Бога.
А. Мень разъясняет понятие Армагеддон, произошедшего от еврейского хар мегиддо. Мегиддо, пишет Мень, – это название древнего города, а хар значит гора. В Мегиддо совершались все крупнейшие исторические битвы Ветхого Завета, там же происходили великие катастрофы, и там же были поражены языческие цари. Т. о. Армагеддон – это место схватки добра и зла, которую апостол изображает в виде битвы.
Но во время сбора земных царей вылил на землю свою чашу седьмой ангел, отчего произошло землетрясение:
– И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.
Затем Иоанн стал свидетелем суда:
– Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим.
О женщине-блуднице и о звере Богослов пишет вполне определённо:
– Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдёт в погибель… Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.
Следует далее отметить, что, обещая в своих видениях отмщение Риму за гонения христиан, Иоанн в то же время даёт понять, что совершится сие не сразу и придётся некоторое время ещё потерпеть, ибо десять царей будут царствовать после антихриста:
– И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их…
В возвращении зверя, т.е. антихриста, т.е. Нерона, виден намёк на императора Домициана, во время которого и был написан Апокалипсис, тоже жестокого человека, хотя и не такого, как Нерон.
Провозгласив падение Вавилона, которому Иоанн уподобляет Рим, этой «блудницы», один из ангелов восклицает:
– Выйди от неё, народ мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её! – опять, как мы видим, автор ограничивается ветхозаветной идеологией избранного народа, но отнюдь не христиан-язычников.
Кстати говоря, уподобление Рима Вавилону является всё тем же следствием влияния на творчество Иоанна Богослова книг Ветхого Завета, как источника вдохновения и образчика для подражания.
А вот язычников, сиречь римлян, ждут мучения:
– Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам её; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!»
За то в один день придут на неё казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнём, потому что силён Господь Бог, судящий её. И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара её, стоя издали от страха мучений её и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришёл суд твой.
Это – месть, и ничего более. Впрочем, целью написания Апокалипсиса может быть и стремление удержать новообращённых христиан в общине, не дать им разбежаться перед лицом ужасных преследований со стороны Рима, для чего Иоанн Богослов и составляет концепцию о том, что, во-первых, претерпевшие мучения в награду получат царство божие, во-вторых, что преследователей их ждут муки вдвое большие тех, что причинили они христианам.
И вот наконец, свершилось долгожданное событие, суть которого просто и ясно изложил исходящий от престола голос:
– Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие!
Хвалить надо понимать, следует за то, что он сделал людей рабами, уничтожив тех, кто отказался покориться. Рабовладельцу же положены служители, чтобы держать рабов в повиновении, и таковые у бога Иоанна конечно же, имеются:
– Он был облечён в одежду, обагренную кровью. Имя ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый. Из уст же его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». – говоря короче – хозяин.
Воинство сие сразилось со зверем и земными царями, конечно, одолело их, после чего были схвачены зверь, лжепророк (?) – «производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению». Оба они лёгкой смерти не получили и были брошены на муки в огненное озеро, горящее серой – это взято из истории уничтожения Содома и Гоморры.
– А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами. – ужас, ужас! И это написано в книге, входящей в состав Священного Писания, имеющего претензию внести мир и покой в души верующих…
Олег Варягов.
Оценили 0 человек
0 кармы