Афанасий Фет: "И я слышу, как сердце цветет..."

48 9468

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) по праву считается одним из замечательнейших и тонко чувствующих лириков в русской поэзии.

Лирика этого интереснейшего русского поэта вечна благодаря отражению в ней чувств и переживаний, которые испытывает человек, не лишенный чувства прекрасного. Стихотворения Афанасия Фета трогают самые сокровенные струны души, передают нам ощущение удивительной гармонии окружающего мира.

Афанасий Фет. "Осенняя роза". Читает Сергей Чонишвили

Афанасий Фет. "Осенняя роза". Читает Сергей Чонишвили 

Поэзией АФ начал увлекаться еще в юношестве. С 1838 по 1844 год Фет учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. Там он изучал историю мировой культуры и продолжал писать стихи. Студентом АФ был шесть лет вместо четырех, позже он сам писал: «вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи». В этот период АФ познакомился и близко подружился с другими двумя значительными поэтами Аполлоном Григорьевым и Яковом Полонским. В 1840 году выщел первый сборник его стихотворений “Лирический пантеон”, а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. В 1842–1843 журнале «Московитянин» и в «Отечественных записках» появилось восемьдесят пять его стихотворений, многие из которых вошли в хрестоматийный канон поэзии Фета. Уже в 1843 В.Белинский написал, что «из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», стихи которого он ставил наравне с лермонтовскими.

Афанасий Фет - «Шепот. Робкое дыханье...», читает В.Бабятинский

Афанасий Фет - «Шепот. Робкое дыханье...», читает В.Бабятинский 

В 1845 году подающий надежды поэт поступает на службу в армию в надежде дослужиться до oфицерского чина, дающего право на потомственное дворянство. Будучи в армии, Фет налаживает связи с петербургскими литераторами.

В годы военной службы АФ пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и АФ по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела в пожаре. Были предположения о самоубийстве. Памяти о ней посвящены многие шедевры любовной лирики АФ. «До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.»

В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий сборник обративший на себя внимание знатоков и любителей поэзии.

Афанасий Фет - “Первый ландыш”

Афанасий Фет - “Первый ландыш” 

Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы прошлого века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва. … Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы.

Фет и Чайковский были лично знакомы. В 1891 году, после их встречи, Фет подарил Чайковскому посвященное ему стихотворение, автограф которого так и хранится в архиве композитора. В личной библиотке Чайковского представлены несколько томов с сочинениями Фета разных лет. Поэзия Фета была для Чайковского как бы поэтическим эталоном. Он писал: “…Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и делает смелый шаг в нашу область, (то есть музыку). Поэтому часто Фет напоминает нам Бетховена… Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант ….” Поэзия Афанасия Афанасиевича Фета – необыкновенно выразительная, образная и мелодичная – это поэзия природы и любви, тонких и благородных чувств. Она пленяет свежестью и непосредственностью, чувственным, эмоциональным восприятием мира. Смутные ощущения, тающие эмоции, зародыши и отблески чувств, трудноуловимые впечатления звуков, запахов, неясных очертаний, акварельность красок – создают удивительно гармоничную картину, помогают выразить всю полноту радости бытия”. поэзия Фета привлекла внимание композиторов уже в самом начале 1840-х годов. Наибольшую известность получил романс Варламова “На заре ты ее не буди”, ставший, по свидетельству Аполлона Григорьева, “песней почти народною”. В это же время Варламов создал романс по стихотворению «Давно ль под волшебные звуки». В 1847 году вышло нотное издание романса Гурилева “Я говорил при расставаньи”. Обращение ведущих романсных композиторов того времени к стихам раннего Фета не было случайностью. Таковой была закономерность взаимопроникновения поэзии и музыки.

Афанасий Фет - “В душе, измученной годами…”, “Чем безнадёжнее и строже…”, читает В.Самойлов

Афанасий Фет - “В душе, измученной годами…”, “Чем безнадёжнее и строже…”, читает В.Самойлов 

В 1850-е годы на стихи Фета появились романсы еще семи разных композиторов. В 1860-е годы – еще трех. В 1870-е – романсы на стихи Фета написали Чайковский, Римский-Корсаков, Донауров. Заметную роль в романсной судьбе поэзии Фета сыграла Полина Виардо (1821-1910). Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника. В 1864 году в Лейпциге вышел ее первый альбом романсов, в который вошли двенадцать стихотворений. Из них семь Пушкина и пять Фета. Фетовские романсы, наряду с пушкинскими, были коронными номерами во всех ее выступлениях. Сам Фет, по всей вероятности, никогда не слышал своих романсов в исполнении Полины Виардо, но хорошо знал о них. В 1862 году литератор В.П. Боткин писал ему: “Чтобы чем-нибудь порадовать тебя, скажу, что M-me Виардо положила на музыку два твоих стихотворения “Шепот, робкое дыханье” – “Тихая, звездная ночь”. Музыка прелестна и, по моему мнению, совершенно переносит в ту сферу чувства, в какой написались эти стихотворения. В этом случае музыка есть великий помощник поэзии, простым чтением не передашь и десятой доли того, что содержится в ином стихотворении… Она хочет также положить на музыку “Я пришел к тебе с приветом”. Уверяю вас, что слышать эти стихотворения в пении M-me Виардо есть наслаждение особого, высшего рода”.

Русские композиторы Х1Х и ХХ веков создали более двухсот романсов на стихи Фета, многие из которых стали вокальной классикой. Вы услышите сегодня, что новые романсы на стихи АФ создаются и в наши дни.

А сейчас вы услышите, пожалуй самый знаменитый из романсов на слова АФ «На заре ты её не буди». Музыка, как вы возможно помните, Александра Варламова (1801-1848), талантливого композитора, известного автора около 200 романсов и песен. Варламов писал также успешную музыку к спектаклям и балетам. Он получил специальное звание “композитора музыки при оркестре Императорских московских театров”. Романс для Вас споёт Виктория Иванова — советская и российская камерная певица (лирическое сопрано). Заслуженная артистка РСФСР.  (22 сентября 1924 — 1 февраля 2002).

Виктория Иванова – “На заре ты ее не буди” , стихи: А.Фет, музыка: А.Варламов

Виктория Иванова – “На заре ты ее не буди” , стихи: А.Фет, музыка: А.Варламов 

Следующий романс на слова А.Фета широко известен. Его иногда называют по первым двум словам «Сияла ночь», чаще по рефрену «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Стихотворение навеяно пением Т.А.Кузминской (1846-1925), младшей сестры жены Л.Н.Толстого. Достоверно известно, что Л.Толстой писал Наташу Ростову с Татьяны Кузьминской. Афанасий Фет и Лев Толстой были знакомы без малого сорок лет, и более двадцати лет продолжалась между ними переписка. 139 писем Фета к Толстому и 171 письмо Толстого к Фету находятся в Государственном музее Толстого.

Сияла ночь. Романс на стихи А. Фета, музыка: Николай Ширяев, поет Пётр Дубинский

Сияла ночь. Романс на стихи А. Фета, музыка: Николай Ширяев, поет Пётр Дубинский 

Романс «Я тебе ничего не скажу» достаточно хорошо известен всем. И, возможно вы помните, что есть два интересных варианта музыки. Один вариант принадлежит Петру Ильичу Чайковскому, другой Татьяне Константиновне Толстой. Мне больше нравится второй вариант, поэтому мы его и послушаем. Графиня Татьяна Константиновна Толстая (1860-1918), по первому мужу Котляревская, русский композитор и поэтесса, автор и исполнительница множества популярных романсов. Ей, например, принадлежат и слова и музыка популярного романса «О, позабудь былые увлеченья». В годы первой Мировой войны Татьяна Толстая была на фронте в качестве медсестры, где пересекалась с Александром Вертинским, около 1918 года была расстреляна большевиками. Этот романс Вы услышите в исполнении Олега Погудина.

Олег Погудин - Романс “Я тебе ничего не скажу”, стихи: А.Фет, музыка Татьяны Толстой

Олег Погудин - Романс “Я тебе ничего не скажу”, стихи: А.Фет, музыка Татьяны Толстой 

На очереди красивый романс с музыкой А.Варламова «Не отходи от меня». Исполнит его Вера Давыдова. Вера Александровна Давыдова (по мужу — Мчедлидзе; 1906—1993) — советская оперная певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка РСФСР, народная артистка Грузинской ССР, лауреат трёх Сталинских премий первой степени.

Вера Давыдова - «Не отходи от меня», стихи: А.Фет, музыка А.Варламова

Вера Давыдова - «Не отходи от меня», стихи: А.Фет, музыка А.Варламова 

У Фета есть очень философски, психологически насыщенное иинтеллектуально мощное стихотворение «Напрасно». В нем сразу несколько важных тем, комментировать его нелегко, и я не буду пытаться. По анализу содержания этого стихотворения можно бы написать солидный и интересный трактат.

Музыку к нему написал и исполнил хорошо нам известный композитор и исполнитель Сергей Никитин,один из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне.

“Напрасно”, стихи А.Фета, музыка Сергея Никитина, исполняет Сергей Никитин

“Напрасно”, стихи А.Фета, музыка Сергея Никитина, исполняет Сергей Никитин 

Романс “Снова слышу голос твой” изветен в исполнении Николая Сличенко, но он также звучит и в фильме "Главный калибр"2006 года в исполнении Алексея Фадеева. Его я и предлагаю Вам послушать.

Романс “Снова слышу голос твой” (из фильма Главный калибр), стихи А.Фета, муз. Соколов Ф., поёт: Алексей Фаддеев 

Предлагаю Вам послушать ещё один красивый романс на слова Афанасия Фета  "Какое счастие: и ночь, и мы одни!". Музыку написал  Олег Сергеевич Сухарев, исполняет романс он же. Ни певца, ни композитора с таким именем я не нашла, зато нашла экономиста.  Олег Сергеевич Сухарев (1972) — российский экономист, д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, профессор кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ, профессор БГИТА, БГТУ, ЮРГТУ (НПИ). Не знаю он ли автор музыки и исполнитель романса или есть другой человек с таким же именем и фамилией, но романс мне понравился и я решила Вас с ним познакомить.

О.С. Сухарев  - "Какое счастие: и ночь, и мы одни!",
Романс на стихи А.Фета, музыка О.С. Сухарева

 О.С. Сухарев - "Какое счастие: и ночь, и мы одни!", романс на стихи А.Фета, музыка О.С. Сухарева 

Вся жизнь и творчество Афанасия Фета - поиск красоты в любви, природе, даже смерти. Смог ли он ее найти? На этот вопрос способен ответить лишь тот, кто действительно понял творческое наследие этого поэта: услышал музыку его произведений, увидел пейзажные полотна, прочувствовал красоту поэтических строк и научился находить гармонию в окружающем мире.

                                                                          По материалам статей: 1, 2, 3

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • :rose: Автору :hand:
  • Галочка, прекрасная статья! :two_hearts: Спасибо большое!
  • :clap: :clap: :clap:
  • Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...
  • :star2: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :sparkles: :star2: