Святочные и масленичные игры оренбургских казаков

0 3898

Историческая справка: Оренбургские казаки (устар. оренбуржские казаки) — жили вдоль рек Урал, Орь, Сакмара, Миасс, Уй, Тобол. Оренбургское казачье войско (ОКВ) — второе по старшинству в казачьих войсках, старшинство с 1574 года. Штаб Оренбургского казачьего войска располагался в городе Оренбурге. Войско делилось на три военных отдела: 1-й Оренбургский с центром городе Оренбурге, 2-й Верхнеуральский с центром в Верхнеуральске и 3-й Троицкий с центром в Троицке.

Форма одежды оренбургских казаков

Административным центром войска был Оренбург (одновременно он также являлся административным центром Оренбургской губернии и большой Тургайской области, так называемого Степного края). На войсковой территории находились 61 казачья станица, 446 казачьих поселков и 553 казачьих хутора. К концу ХIХ - началу ХХ вв. Оренбургское казачье войско оставалось третьим по численности среди казачьих войск России. По переписи 1897 г. в нем насчитывалось 365 тыс. казаков. К 1916 г. численность казачьего населения значительно возросла и составила 579 тыс. человек. Оренбургскому казачьему войску давали высокий процент грамотности: в казачьих городах и станицах было уже 452 учебных заведения. На фронт Великой войны Оренбургское казачье войско выставило в Русскую армию 18 конных полков, 2 отдельных и 6 запасных сотен, 3 пеших команды и 7 шестиорудийных батарей.

Праздничный календарь казаков обладал неповторимым колоритом и своеобразием. Зимние праздники — Святки и Масленица — были наиболее насыщены играми и весельем. Как и по всей России, на Святки оренбургская казачья молодежь устраивала посиделки. Один из бойких находчивых парней, синот, как его называли по-местному, распоряжался играми и танцами, назначал всем участникам соседей, выстраивал молодежь в кругу.

Казачьи игры имели свою специфику. Например, в посиделочной игре «Суседы» если девушка отказывалась от соседа, его шлепали ремнем. В этом случае парень пытался пересесть к другой девушке, отбивая ее ремнем же у кого-то из парней. «Суседы» (Соседи) Посиделочная игра с выбором партнера. Играющие рассаживались в круг в любом порядке. Выбирали водящего, который спрашивал у кого-то из участников: «Сосед люб?» Если сидящий отвечал: «Люб!», водящий переходил к другому, а если говорил, что «не люб», сидящий справа менялся местами с тем, кто люб, даже если этим человеком был водящий.

В течение всех святочных вечеров играли в «Жгут». Все участники собирались в круг. Водящий становился в центре, брал в руки скрученный шарф или пояс, которым стегал стоявшего рядом с ним игрока. После удара он бросал жгут и, обежав круг, становился в него. Тот, кого «ожгли», занимал место водящего и поднимал жгут, чтобы ударить другого игрока, после чего также бросал его и убегал. Темп забавы постепенно убыстряли и приговаривали: «Жгут пошел!» Игры «Третий лишний», «Ручеек», «Суседы» чередовали с парными деревенскими танцами — «коробочкой», «додиспанцем» и хороводами. Каждый парень в казачьей станице мог выбить чечетку, сплясать «казачка» или «рассыпного».

Молодые казаки и казачки любили играть в поцелуйные игры. Игра «В бутылочку» называлась здесь «Амурчик». Во время нее раскручивали бутылочку, и пара, на которую указывали дно и горлышко бутылки, целовалась. Любимой поцелуйной игрой у казаков была «Тону». В центре избы садились парень и девушка, к парню обращался ведущий:

— На чем ты сидишь?

— На стуле.

— А стул на чем?

— На полу.

— А пол на чем?

— На бревнах.

— А бревна на чем?

— На земле.

— А земля на чем?

— На воде.

— Так ты тонешь?

— Тону! Кто мине любит, тот и выручит мине!

И в этот момент парень с девушкой должны были повернуться друг к другу. Если они смотрели в одну сторону, то целовались.

Масленую неделю в казачьих станицах Оренбуржья начинали праздновать с понедельника, но гулянье и веселье длились с четверга по субботу. Это время называлось здесь «пестрой неделей», потому что многое позволялось. За ней следовало «встретенье» — встреча Масленицы, последнее воскресенье перед ней. В это время пекли блины и оладьи, традиционный масленичный стол встречал людей в каждом доме. Станичники разгуливали по гостям, младшие навещали старших, старались съездить и к тем, кто жил в отдалении. Специально к Масленице готовили сани и лошадей. Им расчесывали гривы и хвосты, вплетали «коснички», «косники» — цветные тряпочки, заготовленные специально для этого случая. Особенно старательно казаки ухаживали за верховыми лошадьми, на которых выезжали на улицы села, демонстрируя приемы джигитовки. В станице в разряженных и выстланных коврами повозках появлялись катальщики. Лошадей и повозки готовили в каждом дворе. Молодоженам и просватанным — особенно нарядные.

Одетая в лучшие костюмы молодежь каталась по деревне, распевая песни. На берегах реки, а также на естественных склонах съезжали с горки. Делали это на санях, салазках и ледянках. На раскатанные снежные возвышения, соревнуясь между собой, пытались взобраться всадники. Для малышей запрягали смирных старых лошадей или быков, и кто-нибудь из стариков катал их по улицам. На Масленицу в станицах традиционно рядились. Двое-трое молодых казаков изображали рыбаков, запрягали клячу в худой челнок или корыто, вместо сети брали рогожу и отправлялись по улицам подшучивать над встречающимися им девицами и женщинами. Юношей и подростков они заставляли под хохот собравшихся доставать мелкие деньги из кадки с водой, которую ставили возле входа в избу.

Костюм «харюшки», как называла здесь ряженых, часто состоял из вывороченной шубы и маски.

Для казака Масленица — как для рекрута последний день перед отправкой на службу Масленая неделя для казаков — время демонстрации приобретенных военных навыков. В эти дни обязательно устраивались разнообразные конные соревнования: скачки, джититовка, состязание по рубке шашка ми, конные бои один на один. Дрались пешими и конными, на кулаках и на поясах. На бой казаки выходили и большими группами, но всегда расходились полюбовно, без обид после его окончания. Все состязания судили старики, специально собиравшиеся для такого случая. За скачки обычно платили вино или деньгами. Но большая часть соревнований и состязаний проходили не за награду, а за честь быть победителем. Удаль и силу почитали, когда рюмку водки поднесут, когда конфет а часто ничего не дарили, уважали за победу!

На Масленую неделю все мужское население обязательно собиралось на «кулачки», кулачные бои. Драку начинали казачата, затем к ним подходили старшие подростки защищать и разнимать, а там присоединялись молодые парни и женатые мужчины. О правилах драк обычно не говорили, негласно возбранялось иметь железо и использовать его против соперников. Старики вспоминали, что перед войной, как только увидят железо, сажали в тюрьму на срок от трех до шести месяцев. Тем не менее правила часто нарушали: в рукавицы подкладывали свинец, били лежачих, помимо кулаков для ударов использовали мерзляки (мерзлый навоз). В состязаниях «верхами», то есть верхом на лошадях, задействовали веревочные «легкие» плети. Ими стегали противника, заставляя его уклоняться, и выбивали из седла. Пользоваться тяжелой ременной плетью в таких драках запрещалось, так как она быстро решала исход поединка и травмировала всадника.

В воскресенье, в последний прощеный день Масленицы, катания на санях начинали с одиннадцати часов утра, а вечером в гости обязательно приходили родные и знакомые — просили прощения. На все перекрестки села молодежь натаскивала солому и разжигала костры. Около них с гармошкой, песнями, частушками собирались девушки и молодые казаки. Обязательным масленичным развлечением было перепрыгивание через костер. Вечером на улицу выезжала Масленка в санях, запряженных быками. Несколько казаков наряжались в самые разнообразные костюмы, лица вымазывали сажей, чтобы их не узнали. На старых санях из обыкновенного полога устраивали высокий шалаш наподобие башни, для устойчивости вертикальные шесты вверху крепили к заднему тележному колесу, изображавшему верхнюю площадку. На нее, охватив ступицу колеса, садился один из ряженых казаков с печной заслонкой или старым дырявым ведром. Остальные со скрипкой или гармошкой устраивались внутри шалаша. С веселыми песнями, шутками-прибаутками, шумом, гамом такая Масленка медленно проезжала по всем улицам, сопровождаемая тучей казачат.

"На масленой неделе в Форштадте — казачьем предместье Оренбурга — была устроена военная потеха — взятие ледяного городка. Отливая холодной голубизной, круто вздымалась потешная крепость над простором площади, примыкавшей к старинному земляному валу, где уже толпился собравшийся загодя простой народ. Публика почище — офицеры гарнизона и губернские чиновники с семьями — подъезжала на извозчиках. Купцы, промышленники, степные помещики щеголяли собственными выездами: парами и тройками породистых лошадей, катили в кошевах и жители ближних станиц. Далеко разносился звон бубенцов и колокольчиков. Повизгивал под полозьями затвердевший от мороза снег. Крики лихачей сливались с веселым ребячьим гомоном и женским смехом." А.Д. Коптяева Собрание сочинений том 6, Том 6. На Урале-реке. Роман, часть первая, 1975.

Гвоздем Масленицы во всех казачьих поселках было взятие снежного городка. На его возведение каждое казачье общество ежегодно выделяло известную сумму денег. На церковной площади или на окраине станицы из комьев снега строили круглую, кверху сужавшуюся башню. На вершине ее ставили флаг. Этот снеговой столб-башня и был городком. Вокруг него возводилась стена из снега. Около главного большого городка, устроенного для взрослых казаков, лепили точно такой же, но маленький — для казачат. Взятие снежного городка в Оренбургской станице на масленицу 3 февраля 1896 года Взятию снежного городка обычно предшествовали скачки, джигитовка и другие развлечения. Участники делились на две команды: «турок» и казаков. Городок был бастионом «турок», на его вершине, рядом с флагом, возвышался «сам турецкий паша», казак, одетый в пестрый бухарский халат, в шапку, обмотанную белым полотенцем, имитирующим чалму. Со стороны штурмующих давали сигнал к наступлению. Слышались команды: «Строй лаву!», «Марш, марш!» С гиканьем, улюлюканьем и криками «Ура!» сотня казаков с шашками наголо бросалась на крепость. Сражения разворачивались нешуточные, с ранеными и пленными. Победителя награждали деньгами или вещами — сапогами, шашкой, шапкой.

Разгул и веселье всегда сопровождали отчаянные шутки. Хозяевам в Масленицу не полагалось зевать, оставленные без присмотра сани потом находили в овраге под горой. Молодые шутники могли тихонько выкрасть их со двора, чтобы съехать с ближайшей горы. Разъезжать с горящим факелом было для казаков обычным делом, поэтому, чтобы показать свою удаль, они поджигали метелки, закрепленные на длинных палках, и скакали по улицам, размахивая и подметая ими дороги. Смельчаки надевали на палку «рваную морду», так называли приспособление из рыболовной снасти, круглой сети и продетой сквозь нее палки. Два всадника, взяв ее за оба конца, поджигали такую «морду» и пускались вскачь через всю станицу. В старую рыболовную снасть набивали много соломы и поджигали ее. Горящая снасть с соломой волочилась за верблюдом, на котором сидел разряженный, вымазанный сажей казак в вывернутом кожухе и шляпе с огромным соломенным верхом. Сзади, за горящей соломой, шествовала группа ряженых с гармошкой. Они, приплясывая, затаптывали огонь, распевали песни и частушки.

Источник: https://berdskasloboda.ru/igry/

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лживый миф, основы которого заложил трусливый предатель Хрущёв ©

Важнейшая памятная дата в нашей истории, подлинный смысл и величие которой будут раскрываться для нас постепенно.  Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лж...