Был ли Иван Васильевич грозным?

0 814

В середине XVI века, во времена значительных исторических событий в России и в Европе, состоялась переписка между царем Иваном Грозным и на тот момент бывшим его приближенным – Андреем Курбским. Эта переписка позволила составить портрет государственного правителя, каким его видит, в первую очередь, Иван Грозный, потому что письмо Андрея Курбского содержит лишь обвинения в адрес царя. На мой взгляд, этот образ выглядит следующим образом.

В-первую очередь, следует учесть важную вещь. Основой мировоззрения Ивана Грозного послужила православная религия (истинно православная или нет – решать каждому самостоятельно). Следовательно, образ настоящего правителя, сложившийся у Ивана Грозного, и к которому он стремился, был основан на библейских догматах, на которые он, вполне аргументированно и грамотно ссылается, отстаивая свою точку зрения.

Царю представляется, что настоящий правитель должен во что бы то ни стало выполнить долг, который на него возложили. Для Ивана IV долгом было исполнять и прославлять волю Проведения и служить господу богу. В отношении государственной политики этот долг формулировался так: «Исполненное истинного православия самодержавство Российского государства» должно «не возжелать отнять чужого царства», но «взять принадлежащее по благословению».

По мнению Ивана VI, а точнее, согласно православным догматам, истинный правитель (по «мирским» делам) должен быть самодержцем: «Разве это и есть «совесть прокаженная» — держать свое царство в своих руках, а своим рабам не давать господствовать?» В самодержавии Иван Грозный видит благо для государства, а во вмешательстве во власть со стороны попов он видит беды: «когда Бог избавил евреев от рабства, разве он поставил перед ними священника или многих управителей? Нет, он поставил владеть ими одного царя — Моисея, священствовать же приказал брату его Аарону, но зато запретил заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от Бога. Заключи из этого, что не подобает священнослужителям браться за дела правления». В качестве примера, он показывает, к чему привела Византию «власть попов»: «Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось — того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам?».

Претензии на власть, по мнению царя, недопустимы и даже наказуемы. Понятие наказание у самодержца также трактуется с точки зрения догматов: «Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими; добрым же — милосердие и кротость, злым же — жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных?».

Иван не видит ничего преступного и предосудительного в своих поступках. Наоборот, царь считает, что настоящий правитель-самодержец должен спасать от мучений души тех, кто в своём неведении (или специально) упорствует в своих ошибках и противится воле божьей: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Убежденный в правоте своей веры, Иван Васильевич считал, что «Кто противится власти, противится Божьему повелению». Раз уж приближённые царя также веровали в православие, то самодержец не должен сомневаться в правоте своих решений и не должен бояться превратить их в жизнь:«Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?»

При всём этом царь не допускает, чтобы самодержец покушался на жизнь или имущество праведных людей, искренне служащих ему и, соответственно, богу: «А облыгать мне их для чего? Что мне желать от своих подданных? Власти, или их худого рубища, или хлебом их насытиться? Не смеха ли достойна твоя выдумка?»

Истинный самодержец последователен в своих убеждениях и не отступает от них (верны убеждения Ивана Грозного или нет? отступал он от них или нет? – решать каждому самостоятельно). Этого он вправе требовать от своих подданных и иностранных правителей: «Нам велят свято чтить закон, а сами нам в этом последовать не хотят!»

Я, отчасти, согласен с Аристотелем, что монархия – хорошая форма государственного управления, если соблюдается условие: монарх должен быть справедливым, честным и заботиться о благополучной судьбе своего государства. Образ правителя, сложившийся у Ивана Грозного, строг, но, в рамках его убеждений, вполне справедлив. И даже не лишен сострадания и терпения: «Вас же, бояр своих, и всех прочих людей за вины все простили и обещали впредь об этом не вспоминать, и так признали всех вас верными слугами».

63 часа ни один самолет в странах Прибалтики не смог взлететь: что за атаку провела Россия на Латвию, Эстонию и Литву (мнение редакции)

В честь 75-летия НАТО Североатлантический альянс организовал военные учения «Стойкий защитник 2024». Очевидно, что эти учения призваны продемонстрировать силу НАТО, чтобы запугать Росси...

ИСТИННЫЙ ЦАРЬ РОССИИ. КИРИЕНКО ЗАДУМАЛ ПЕРЕХВАТИТЬ УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ ВМЕСТО ПУТИНА. ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?

В последние дни в высших эшелонах власти Российской Федерации происходят серьезные перестановки. Они инициированы фейковым государственным переворотом, в котором убедил Путина Сергей Ки...