Интерес к фарфору имел свои взлёты и падения не только со стороны поклонников, но и со стороны художников. В фарфоре работали: М.Врубель, К.Сомов, И.Билибин, но это было для них лишь эпизодом творческой биографии. В начале 20 века был сделан ряд попыток вывести фарфор в область большого искусства. Советский период в истории Русского фарфора характерен тем, что он породил такое явление как «Авторский фарфор». В фарфоре стали работать художники, которые смогли объединить многие возможности материала и использовать их для построения единого художественного образа. Художник по фарфору постепенно превращался в универсала, владеющего навыками: скульптора и живописца, архитектора и технолога; претворяющего в жизнь свои художественные замыслы в фарфоре не по призванию со стороны, а по внутреннему призванию и от восхищения возможностями, таящимися в материале.
Крупные замыслы в фарфоре осуществимы лишь при наличии хорошо отлаженной производственной базы, что возможно в условиях большого производства, такого как: Императорский фарфоровый завод (бывший ЛФЗ), ПК «Дулёвский фарфор» (бывший Дулёвский фарфоровый завод), ЗАО «Вербилки» (бывший Дмитровский фарфоровый завод). Крупные фарфоровые предприятия имели художественные лаборатории, где работали художники, имеющие все возможности для осуществления творческих замыслов. Работа в коллективе мастеров давала и творческую среду для роста молодых художников.
Условия небольших частных мастерских не позволяют освободиться от денежной зависимости и диктуют свою коммерческую политику, часто зависящую более от воли заказчика, чем от воли художника. Требуются огромные усилия для того, что бы выкроить время для творческой работы. В то же время, сама возможность организации частных фарфоровых мастерских профессиональными художниками-фарфористами таит огромные возможности для творчества при возникновении интереса непосредственно к авторским произведениям, а не к мелкой сувенирной или подарочной продукции. Сейчас, художник по фарфору – это очень редкое явление, при падении интереса к искусству вообще. Но, искусство фарфора – это, несомненно, искусство будущего и, попадая в руки даже неискушенных людей, фарфор превращает их в поклонников и ценителей своей неподражаемой красотой.
Аналога фарфору нет. Фарфор может подражать: мрамору, золоту, драгоценным камням – подражать фарфору не в состоянии ни один материал. Это – «звонкое чудо». И, действительно, художники по фарфору бессмертны в своих произведениях, как записал писатель В. Бахревский, побывав очередной раз на Дулёвском фарфоровом заводе.
Из фарфора можно делать самые разнообразные предметы: уникальные произведения искусства, посуду, изделия технического и строительного назначения. Мы можем назвать те направления, которые могут быть интересны именно в области авторского фарфора, как работы уникальные и малосерийные.
1. Авторская посуда (сервизы, наборы, отдельные предметы)
2. Мелкая пластика
3. Скульптурные композиции (в т.ч. литературные)
4. Анималистика
5. Живопись по фарфору (пласт, блюдо, плакетка)
6. Отдельные функциональные или декоративные предметы
7. Вазы
8. Живописно – пластические композиции
9. Призы и наградные медали
10. Церковная утварь
11. Иконостасы и киоты
12. Иконы
13. Камины
14. Фонтаны
15. Рамы для зеркал
16. Люстры
17. Часы
18. Настольные лампы
19. Шахматы
20. Бижутерия
21. Монеты
Фарфор стоит того, чтобы уделить ему немного внимания.
Оценили 5 человек
5 кармы