Что мы сейчас ждем от казачества?
Да примера истинного патриотизма России. Воспитателя подрастающего поколения мальчишек.
Уж если пришёл по зову сердца в казачество, так соответствуй его духу.
В школах на Кубани есть казачьи классы, но где наставники - добровольные воспитатели? Ребёнка одели в форму казачат, выучили они несколько песен, прошагали на линейке, а разве это цель?!
Казак это воин-защитник рубежей Родины, а казачка верная жена, хорошая хозяйка, замечательная мать и если понадобится, то и защитница семьи. В среде казачьих классов это культивируется?! Нет!
Чтобы воспитать казака и казачку с детских лет, деток нужно готовить к будущей жизни.
А это упирается в отсутствие государственной идеологии. Ведь в России на уровне Конституции существует запрет на гос. идеологию, и это прописано в ч.2 ст. 13 , потому что на Западе бытует другая действительность, там модные ЛГБТ браки (от слова "брак - негодье"), там не принято защищать свою родину и семью и культура какая то шиворот - навыворот.
Но мы живем в России и наши предки завещали нам беречь её, как "зеницу ока." Поэтому патриотическое воспитание должно быть основой и Д/С, школах, в средне-профессиональных и высших учебных заведениях. И конечно же в семье - первоначальной ячейке государства.
Как было раньше заведено в семье казака?!
Самым главным событием в казачьей семье было рождение ребенка. Если рождался сын, то этому радовался и отец, и вся его родня.
Появление на свет младенца приветствовалось выстрелами из ружей. Казаку, у которого родился сын, добавляли надел земли. Ведь казаки за собственные средства покупали форму, оружие и коня. Справу покупал сыну отец. Единственное, что не покупалось, — кинжал. Он либо передавался по наследству, либо добывался в бою.
Самым главным событием в казачьей семье было рождение ребенка. Если рождался сын, то этому радовался и отец, и вся его родня.
Появление на свет младенца приветствовалось выстрелами из ружей. Казаку, у которого родился сын, добавляли надел земли. Ведь казаки за собственные средства покупали форму, оружие и коня. Справу покупал сыну отец. Единственное, что не покупалось, — кинжал. Он либо передавался по наследству, либо добывался в бою.
Стоило все это не дешево. В 70-80-е годы XIX века снаряжение, включая строевого коня, обходилось в 120-130 рублей. По тем временам это были большие деньги. Поэтому при рождении сына и добавлялся надел земли.
После рождения ребенка особо не торопились распеленовывать. Быстрее научить его двигать ручками и ножками — была не было самоцелью. Ребенок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». В дальнейшем этот процесс ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации — он не паникует, а оценивает опасность и потом мгновенно реагирует на угрозу.
Новорожденного старались как можно быстрее окрестить. Раньше детская смертность была высока, поэтому если Бог забирал ребенка, как говорили в прежние времена, то он должен быть крещеным. После крещения младенца выносили их храма на бурке, а наиболее верные друзья стояли на выходе из церкви, скрестив шашки. Этот обычай пережил века и сейчас многие казаки поступают так же, как их предки.
После крестин казачонку клали шашку, или кинжал, или пулю и наблюдали за его реакцией: если начнет с ней играть – добрый будет казак. Если же расплачется – есть над чем задуматься. Далее мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо отца да матери, были крестный отец и крестная мать. О выборе крестных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники, как принято сейчас. Крестного подбирал отец — это должен быть человек кунак, односум или побратим, у которого было чему поучиться. Крестный отец в первую очередь формировал дух казака. Крестный отец и крестная мать должны были быть способны участвовать в воспитании ребенка. Крестную подыскивала кровная мать из числа своих подруг.
Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку. Отец брал коня под уздцы и проводил его по двору. Все мужчины рода вели мальчика на священное место своей станицы или хутора. У донцов оно называлось урочище, у черноморцев — круглик. Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.
Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования. До семи-восьми лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, и от мужской. В его основе лежала наглядность. Главным был личный пример старших и погружение ребенка в соответствующую среду.
А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене висела отцовская или дедовская шашка. Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких ребенку людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крестного.
В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам все меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!». Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!». И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение: что-то, о чем поют, и что говорят старшие, то они и делают в реальной жизни. Значит, и он будет поступать так же.
Какой ребенок не любит играть? Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных и хуторских стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вел себя недостойно, старики наставляли и поправляли нерадивого.
Существовало множество игр-упражнений для развития казачат. Упражнения естественно не в том виде, в каком мы их понимаем. Это скорее упражнения-тесты. Они выявляли наличие того или иного качества либо навыка у казачат. И казачата выполняли эти тесты-игры, соревнуясь между собой.
Например, была игра «альчики». Ее цель — развитие ловкости, меткости, точности движений. Альчики, которые делала колен овец, попарно ставили в кружок и битами. Кто собьет битой альчик, тот его и забирает.
Когда мальчику исполнялось три года, после причастия в храме крестный отец и родная мать сажали ребенка на коня и, с благословления батюшки, обводили его вокруг храма. Затем передавали малыша на руки отцу. Как бы подводя черту: был маменькин сынок – стал папенькин. Таким образом мальчик первый раз посвящали в казаки.
С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать.
В 16 лет казака ждало более серьезное испытание – в основном это была охота на хищника волка, кабана. Кроме того, казачата проходили обучение под руководством опытных казаков. На специально отведенном месте собирались казачата на своих конях и с оружием. Здесь они совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на полном скаку, рубили лозу шашкой, верхом преодолевали полосы препятствий, поднимали на скаку предметы с земли, скакали стоя на коне, учились на ходу спрыгивать с коня и снова взлетать в седло. Учились вплавь преодолевать с конем реки, ползать по-пластунски, скрадывать часовых. С пиками наперевес казачата на конях ходили лавой в атаки, поражая пиками камышовые чучела противника. Пикой же на ходу учились поражать врага с ходу, метнув пику как копье. И когда наступал день сдачи экзаменов, то их принимали сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. Эти первые награды казаки очень ценили и хранили всю жизнь.
Девочку с детства также воспитывали для будущей семейной жизни...
По материалам СМИ https://yandex.com/
Оценили 2 человека
3 кармы