Белый шаман (СССР, 1982).

13 3125

Советский телефильм "Белый шаман", снятый режиссером Анатолием Ниточкиным (1932-2001) по роману писателя-дальневосточника Николая Шундика (1920-1995) вспыхнул яркой звездой в первой половине 80-х на советских телеэкранах. Но после погас под напором перестройки и видеосалонов и оказался полностью забыт. Но зря...

Сюжет трехсерийного фильма разворачивает в начале 30-40-х гг. на Чукотке. Древний народ чукчей веками, если не тысячелетиями жил своими обычаями и традициями. И вот к людям, жившим в каменном веке, приходит цивилизация ХХ века, в лице советской власти. Главный герой фильма - храбрый охотник и белый шаман (черпающий силу от солнца) Пойгин, который оказался на грани двух миров. Пойгин буквально разрывается - с одной стороны он хранитель древних традиций, а с другой его тянет к себе новый неизведанный мир. Но разумеется, не все довольны переменами - старая знать боится потерять богатства и влияние, а простые чукчи боятся и не понимают перемен. В фильме старый мир воплощает в себе злодей черный шаман Вапыскат.

Скажу сразу, когда в детстве я смотрел фильм то мало что понял. Тогда видел смешных дикарей, отсталых и диких, которым русские принесли свет цивилизации. Помню, я недоумевал видя сцену, где Степан Чугунов (роль Н. Олялина) в панике бежал из яранги, когда с целью антирелигиозной пропаганды сунул идола духа дома в огонь. Это мне казалось глупостью. Только много лет спустя, когда много прочитал, многому научили, то я уже вспоминал этот сюжет иначе. Для чукчей идол был не просто деревяшкой, а живым существом, которое чувствует боль, голод. И страх Чугунова был отблеском того древнего мира, который мы забыли, но до сих пор еще живущего в нас. А вот для чукчей мир - был живой. Древние скалы для них были живыми существами. В звуке морского прибоя чукчи слышали плач Матери-моржихи. Мир духов был рядом и общаться с этими существами могли только шаманы. И вторжение русских для чукчей было сравни вторжению марсиан ("У чукчей даже понятия нет что такое "ворота", - говорит герой Н. Олянина). Наша цивилизация принесла чукчам многое - книги, науку, технику, но и многое отняла. Людей на Чукотке было мало и каждый был личностью, которая отражалась в имени, которая эту личность отражала: Пойгин - копье, Ятчоль - лиса. Первый прямой как копье, второй - торгаш и обманщик. В старом мире они были охотниками, оленеводами, а при нужде и воинами, чьи имена и личность знали все, а в новом мире они стали истопниками, колхозниками, председателями. Но перед русскими цивилизаторами также встала сложная проблема - добиться взаимопонимания с этими странными людьми, что очень не просто - для этого нужно прожить не один год с чукчами, чтобы их понять. Чукчи не отказывались от своего мироощущения - новую цивилизацию они воспринимали через свое магическое восприятие.  Даже голосование они считали магическим обрядом. Но и русские цивилизаторы волей-неволей проникались этой древней цивилизацией.

Чукчи в фильме показаны не привычными комическими персонажами из анекдотов. До этого чукчей мы видели только в фильме "Начальник Чукотки" опять в комичном виде. В фильме чукчи показаны серьезно, как народ с древней культурой. Однако в фильме регулярно появляются врезки из современности, где идет рассказ о цивилизации чукчей, как о погибшей. В то время меня это не печалило. Но теперь понимаю, что фильм именно о погибшем первобытном мире. Цивилизация ХХ века перемолола древнюю цивилизацию. Одна из финальных сцен, когда черный шаман видит Мать-Моржиху в океане, а Пойгин уже нет. Но Пойгин один из последних носителей древней культуры и не отказывается от своей культуры и традиции. Он до последнего стоит на страже старых традиций, которые он передает подрастающему поколению. 

Несмотря, что сериал снят в намеренно затянутом ритме, но смотрится на одном дыхании. Сейчас бы на этот фильм затратили бы часов двадцать, но и близко бы не приблизились раскрытию сюжета и персонажей. А. Ниточкин уложился в 3,5 часа. В фильме мы можем увидеть замечательных со всего Советского Союза: казахов Д. Худайбергенова, Б. Омарова,  Е. Жайсанбаева, киргиза Е. Бейшеналиева, русские В. Седов и Н. Олялин, бурятка Е. Хилтухина и многие другие. СССР был огромной страной.

Режиссер - А. Ниточкин.

В ролях:

Джамбул Худайбергенов — Пойгин

Есболган Жайсанбаев — Ятчоль

Болот Бейшеналиев — Вапыскат, Черный шаман

Байтен Омаров — богатый оленевод Этыкай

Владимир Седов — Артём Петрович Медведев, начальник культбазы

Николай Олялин — Степан Чугунов

Нурмухан Жантурин — Рырка

Меруерт Утекешева — Мэмэль

Вадим Андреев — Журавлев

Гульжан Аспетова — Пэпэв

Олег Белов — Игорь Семенович Величко, заведующий районо

Светлана Тормахова — Медведева

Амина Умурзакова — Екки

Мендибай Утепбергенов — Майна-Воопка, муж Пэпэв, отец Омрыкая

Светлана Хилтухина — Кайти

Лилия Макеева — медсестра


1-я серия

2-я серия

3-я серия


Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
  • Еще вспомнил "Джура-охотник из Мин Архара"
  • До фильма читал этот рассказ, он был напечатан в "Рома-газете". Читается на одном дыхании.
  • :clap: :clap: :clap:
  • Злой дух Ямбуя тоже хороший фильм.
  • музыка Артемьева-это ваще...