«Христос под плащаницей» Капеллы Сан-Северо (+видео)

25 7359

Капелла Сан-Северо (итал. Cappella Sansevero) — в прошлом частная капелла и усыпальница знатной семьи Сангро, носивших титул князей Сан-Северо. Содержит известные скульптурные шедевры XVIII века «Христос под плащаницей», «Целомудрие» и «Избавление от чар», а также многочисленные мраморные надгробия, представляющие собой аллегории различных добродетелей. Расположена в центре Неаполя по адресу: via Francesco De Sanctis, 19/21, в непосредственной близости от одной из «больших» церквей — Сан-Доменико-Маджоре, расположенной на одноимённой площади. В настоящее время является музеем.


История строительства

Капелла была построена на территории имения семьи Сангро не позднее 1590 года. Капелла является вотивным храмом в честь образа Богородицы «Пьета» (иначе называемой «Пьетелла» из-за небольшого размера), построенным в честь двух чудес, произошедших от этого образа. О первом из них упоминает в своей книге Чезаре д’Энгенио Караччоло уже в 1624 году: некий невинно обвинённый человек, закованный в цепи, проходил мимо дома Сангро и увидел, что часть садовой стены осыпается, и на её месте появился образ Богородицы. Потрясённый узник поклялся в случае своего оправдания поднести этому образу серебряный медальон. Этот человек был в скором времени оправдан и исполнил обет. В скором времени случилось второе чудо: после молитвы перед этим образом получил исцеление хозяин дома — Джованни Франческо Паоло де Сангро, первый князь Сан-Северо. В знак благодарности князь построил на месте явления образа маленькую часовню Санта-Мария-делла-Пьета.

Алессандро, архиепископ Беневенто и титулярный патриарх Александрийский, сын строителя капеллы, в начале XVII века увеличил капеллу до нынешних размеров и перезахоронил здесь останки некоторых предков. Как следует из надписи над главным входом, патриарх Алессандро в 1613 году освятил капеллу и повелел обустроить здесь усыпальницу для себя и членов своей семьи.

Окончательный вид капелла приобрела в результате реконструкции, предпринятой Раймондо де Сангро (1710 — 1771), седьмым князем Сан-Северо, в 1749 — 1767 годах. Обладая широкими познаниями в химии, литературе, философии, артиллерии, военной стратегии и многих других областях человеческих знаний, князь Раймондо лично руководил перестройкой капеллы. Он приглашал художников и скульпторов, определял темы их будущих произведений, продумывал размещение скульптур в капелле, создавал новый состав для красок и цемента. В результате капелла Сан-Северо приобрела вид законченного, продуманного в целом и мелочах, единого произведения искусства, отразившего широкие познания и масонские убеждения своего создателя.

Помимо захоронений своих родителей и предков, Раймондо де Сангро обустроил в капелле гробницы для себя, своих сына и невестки. Усыпальница последующих поколений семьи Сангро должна была размещаться в специально обустроенной крипте. Но наследники князя Раймондо по неизвестным причинам не продолжили развитие капеллы, так что она сохранилась в том виде, в каком её оставил Раймондо де Сангро де Сан-Северо. 

Христос под плащаницей

В центре капеллы помещена  скульптура Джузеппе Санмартино (1753 год) «Христос под плащаницей» (итал. Il Cristo Velato, варианты русского перевода — Плащаница, Христос под саваном) — самое известное из произведений, хранящихся в капелле. Первоначально князь Раймондо де Сангро поручил работу Антонио Коррадини, который успел изготовить только глиняную модель, хранящуюся сейчас в музее Чертоза Сан-Мартино. После смерти Коррадини князь Раймондо поручил завершить работу молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино, для которого Христос под плащаницей стал главной работой жизни.

Санмартино значительно изменил первоначальный замысел Коррадини, но сохранил основную стилистическую особенность — тончайшее, как бы воздушное мраморное полотно. Плащаница полностью покрывает, но не скрывает тело Христа, только что снятое с креста. Лёгкие небрежные складки впопыхах наброшенного полотна подчёркивают торжественный покой умершего Спасителя и одновременно протестуют против противоестественной безжизненности. Можно видеть пронзённые руки и ноги, сведённую последней судорогой грудную клетку, посмертную рану под сердцем, вздувшуюся вену на лбу. Снятому с креста телу ещё не придали привычную для усопшего позу — ноги согнуты в коленах так, как обычно их изображают во время Распятия, руки не сложены на груди, а безжизненно брошены вдоль туловища, голова слегка повёрнута вправо.

ВИДЕО:

Санмартино одновременно подчёркивает величие Христа и его добровольное уподобление смертному человеку. Рядом с телом лежат орудия его Страстей — терновый венец, клещи, гвозди, напоминающие о его исключительных страданиях за всех людей. Но одновременно с этим, тело лежит на обычном матрасе, а под голову положены две подушки, в отношении евангельских событий образующий поразительный анахронизм, напоминающий об общей участи всех людей — некогда умереть и так же лежать на смертном одре.





Первоначальный замысел князя Раймондо не был исполнен полностью. Предполагалось поместить Христа под плащаницей не в яркой барочной капелле, а под ней — в крипте, предназначенной для захоронения последующих поколений семьи Сангро. Внизу, в полумраке, посреди многочисленных будущих гробниц скульптура Санмартино должна была по замыслу князя Раймондо подсвечиваться особым изобретённым им «вечным светом» — вероятно фосфоресценцией. При таком освещении тончайшая мраморная плащаница должна была казаться особенно прозрачной и невесомой. Но даже при нынешнем размещении и освещении скульптура является признанным шедевром барочного искусства, вызывающим восторг у многочисленных посетителей, начиная от Антонио Кановы (известно, что он говорил о своей готовности отдать десять лет жизни, чтобы стать автором этого произведения) до Рикардо Мути (поместил изображение Христа под плащаницей на обложке своего альбома с записью «Реквиема» Моцарта). 

Главный алтарь

Главный алтарь  находится на том месте, где в XVI веке был явлен чудотворный образ Богородицы «Пьета». Сам образ, обрамлённый сонмом ангелов работы Паоло Персико, был помещён князем Раймондо де Сангро в верхнем регистре алтарной части. В соответствии с общим замыслом капеллы как семейной усыпальницы нижний регистр, непосредственно над алтарём, занят сложной мраморной рельефной композицией, представляющей Снятие с креста.

Композиция «Снятие с креста» выполнена после 1762 года, предположительным автором является Франческо Челебрано, хотя исследователями указывается, что основой могла послужить работа Антонио Коррадини или Франческо Квироло. Над безжизненным телом Христа склонились скорбные Богородица и две мужских фигуры (очевидно, Иосиф Аримафейский и Никодим, хотя они изображены гораздо моложе обычного), их окружают рыдающие ангелы. Ниже два ангела представляют Нерукотворный образ Спасителя, причем для усиления впечатления его лик выполнен из металла — единственный фрагмент композиции, выполненный не из мрамора. Под алтарём, одновременно напоминая о мощах мучеников, традиционно помещаемых здесь, и о грядущем воскресении мертвых, один путти поднимает крышку мраморного гроба, а другой — исследует содержимое гробницы. Наконец, по обе стороны от алтаря помещены скульптурные группы работы Паоло Персико, представляющие скорбящих ангела и путти.

Слева от алтаря князь Раймондо поместил памятник  своему предшественнику в обустройстве капеллы Алессандро де Сангро, архиепископу Беневенто и патриарху Александрии. На памятнике выбита дата — 1652 год, имя автора неизвестно, но особенности скульптуры позволяют причислить его к популярной в XVII веке в Неаполе школе Фанцаго. Первоначально памятник находился (18) в дальней от алтаря части капеллы, где собраны надгробия XVII века, бережно сохранённые при перестройке князем Раймондо. Отмечая заслуги своего предшественника, князь Раймондо перенёс памятник патриарху в алтарную часть, а на освободившемся месте воздвиг монумент в честь своего любимого деда — Паоло де Сангро, шестого князя Сан-Северо. 


"Целомудрие" и "Избавление" от чар

"Целомудрие" Антонио Коррадини

Помимо «Христа под плащаницей» в капелле традиционно выделяются два монумента, находящиеся у пилонов, поддерживающих алтарную триумфальную арку. Слева установлен памятник матери князя Раймондо, представляющий аллегорию Целомудрия, справа — его отцу, символически изображающий «Избавление от чар».


Статуя «Целомудрие» (итал. Pudizia) выполнена Антонио Коррадини в 1752 году и представляет собой надгробный памятник Чечилии Гаэтани дель Аквила д’Арагона (1690—1710), матери князя Раймондо, умершей вскоре после родов. Коррадини, неоднократно изображавший до этого людей, закутанных вуалью или тканью, достиг здесь вершины своего творчества. Ткань, как будто став влажной от масляных испарений от светильника, элегантно и естественно облегает женское тело. Ткань настолько тонка, что подобна невесомой паутине, и должна поддерживаться на фигуре с помощью пояса из роз. Взгляд в сторону, невыразимая лёгкость позы, увядшее древо под ногами, разбитая мраморная плита с эпитафией- всё это, наряду с тканью, подчёркивает, что жизнь изображённой женщины должна была оборваться слишком рано. Основными идеями памятника стали, с одной стороны, уверенность князя Раймондо в совершенствах и добродетелях матери, с другой же, вечная боль оттого, что он никогда не знал женщины, подарившей ему жизнь ценою собственной. Невыносимая боль от невозможности простого человеческого общения с умершей матерью подчёркнута рельефом в основании статуи — здесь представлена сцена «Не прикасайся ко Мне» (встреча воскресшего Христа с Марией Магдалиной).

 Ещё более сложной аллегорией является памятник  отцу князя Раймондо — Антонио де Сангро (1685-1757). Итальянское название этого монумента Disinganno часто переводится на русский как «Разочарование», но не в нынешнем общепринятом значении, а в церковнославянском — «Избавление от чар». Антонио де Сангро после смерти своей юной жены вёл беспорядочную и даже разгульную жизнь, оставив своего сына Раймондо на воспитание деду. Поняв бессмысленность такого прожигания жизни, Антонио раскаялся и впоследствии принял сан священника. Аллегорически это преображение представлено в виде человека, разрывающего сковывавшую его сеть — символ греха. Ангел, помогающий человеку, несет на своём челе огонь — символ веры и одновременно просвещённого человеческого разума (поэтому пламенем горит не сердце, а именно голова). Одновременно ангел попирает глобус, представляющий здесь обманчивые человеческие страсти и похоти. Писание, открытое к зрителю, содержит латинские цитаты из пророка Наума («И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву» (Наум. 1:13)), Премудрости Соломона («Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла» (Прем. 17:2)) и Первого послания к Коринфянам («Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11:32)). Столь неожиданный вариант памятника священнику, целый ряд масонских символов (глобус, пламя у чела), подбор библейских цитат ещё раз выдают масонские взгляды князя Раймондо.

"Избавление от чар" Франческо Квироло:

«Избавление от чар» (после 1757 г) выполнено Франсческо Квироло и является самой известной из его работ. Памятник ценен тончайшей работой по мрамору и пемзе, из которой выполнена сеть. Квироло был единственным из неаполитанских мастеров, согласившимся на столь тонкую работу, остальные же отказались, считая, что при одном прикосновении резца сеть рассыплется на куски. Доминирующая тема памятника — просвещение и избавление свыше — ещё раз подчёркнуто рельефом в основании статуи. Здесь показана сцена исцеление Христом слепого. Этот рельеф традиционно приписывается Джузеппе Санмартино. 


Источник  


Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • +!
  • :clap: :clap: :clap: :clap: :clap:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :raised_hand:
  • как вообще это было сделано? я до сих пор не разумею этого упорства и скурпулезности... :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: