Левитан - Пушкин русского пейзажа

114 2439

Тихая обитель 

30 августа 1860 года родился Исаак Левитан , открывший в конце XIX века для почитателей искусства простую красоту русской природы. 

За двадцать лет своего творческого пути художник оставил огромнейшее художественное наследие.

     Фото художника 

Ученый-естествоиспытатель К.Тимирязев как-то сказал: «Левитан - это Пушкин русского пейзажа». И был прав. Легкость стихотворений Пушкина и виртуозной кисти Левитана - это гениальное мастерство, доведенное до уникального совершенства. 

Стога. Картина написана в 1899 году. Входит в экспозиции Третьяковской галереи.

Сказочное время суток – сумерки. Их хватает на совсем маленький промежуток времени, после заката и перед рассветом. Земля освещается рассеянным светом Луны. Неравномерно. Тревожно.

Прошлый день уже ушел в историю. Настоящий еще не наступил. Стоят стога. С поля идет мятный запах скошенной травы. Ощущение заслуженного отдыха исходит от недавно сметанных стогов.

Все предельно просто на холсте и понятно. Использование художником светопоглощающих свойств темных тонов и светоотражающие свойства светлых тонов делает изображение Луны управительницей ночного волшебства на холсте. 

Русь. Написана в 1890-1900 годы.   Экспонируется в Русском музее.

 Спокойная гладь озера.  Другой берег, где расположена деревня, распаханные земли.

Все вокруг живое и дышащее жизнью: и камыш, и облака, которые то сгущаются, то растягиваются в цепочку и уходят за горизонт.

Изображенные места так знакомы русскому человеку, настолько ему родные и близкие, что будят в душе светлые чувства радости за то, что он родился в этом чудном краю.

 

Большая вода. Картина Весна написана в 1897 году. Хранится в Третьяковской галерее.

Художник изобразил удивительное преображение природы весной. После таяния снегов началось половодье. Река вышла из берегов и затопила всё в округе, в том числе дома и сараи. Там, где раньше стояли небольшие рощицы деревьев, теперь разлилось целое озеро. 

 По всему видно, что весна ещё ранняя. Лиственные деревья стоят голые, окрашивая часть картины в жёлтые расцветки прошлогодней листвы. Картина могла бы стать несколько скучной и однообразной, если бы Левитан не разнообразил её третьим цветом — зелёным. На переднем плане мы можем увидеть зелёный ствол дуба и зелёную сосну. Также зелёные оттенки присутствуют на домах и сараях вдали. 

Судя по отражениям деревьев, вода стоит неподвижно. На улице стоит тихая и безветренная погода. Отражения деревьев в воде делают картину более живой, подвижной, и даже визуально её удлиняют. 

 Пейзаж Золотая осень написан в 1889 году. Является художественной ценностью Русского музея.

На картине  местечко Плес. Приволжье. Красивейшие места, запечатленные мастером в пору осени. Возможно, были уже первые утренники, которые экстренно заставили деревья переодеться в золоченые одежды.

Поля еще не убраны, люди не торопятся убирать урожай в надежде, что в последние дни успеют пополнить закрома. Но зима близко. Багряно–желтая листва предупреждает, что один сильный порыв ветра, и на смену буйству красок осени лягут снежные покрывала зимы. Как и в жизни.

Плес. Зритель смог увидеть картину После дождя уже в 1889 году.

На холсте – Волга. Широкая, щедрая. На заднем плане городок, достаточно состоятельный. В нем высятся купола храма, двухэтажные высотки. Ближе к реке рядком Сложены бревна для сплава.

Ощущение прерванной бойкой работы на небольшой пристани. Плохо в сильный дождь было тем, кто находился на идущем по реке пароходе. Дождь хоть и прошел, но погода еще стоит моросящая. Капельки воды звенят в воздухе. Хотя свет уж и прорывается через плотно сомкнутые облака.

Картина Вечерний звон написана в 1892 году. В настоящее время является собственностью Третьяковской галереи.

На холсте изображены два берега. Берег ближний – сумрачный, темный. Через гладь реки другой берег – яркий везде, куда зритель кинет взгляд. Как будто маленький кусочек земли освящен светом, исходящим от храма, сочной зелени, нежных розово-фиолетовых облаков.

По центру реки движется лодка, наполненная людьми. Как только небольшое суденышко подойдет к берегу – они ступят на широкую дорогу, ведущую к храму.

Не прост этот путь. От узкой дорожки сугубо материальных ценностей смельчаки пустились в путь по реке к свету духовного перерождения.

Полное ощущение, что слышно, как льется нежный колокольный перезвон со звонниц храмов.

Тихая обитель – год написания – 1890. Река Волга и приволжская обитель. 

Мирная размеренная жизнь христианских храмов на другом берегу. Никто и ничто не нарушает их покой.

Легкая рябь речной глади, в которой отражаются маковки церквей. Пришедший к Богу человек умиротворен и спокоен. Отец Небесный взял его под свою защиту и бережет его. А если путь житейский будет труден, то возьмет на руки.

Дорога с берега на берег проходит по шаткому опасному мосту. Чем дольше живет человек, тем все меньше и меньше вещей в его жизни имеет настоящую ценность, или эта ценность настолько быстро ветшает, как эта разваливающаяся переправа.

 Березовая роща написана в 1889 году. 

Для завершения данной работы потребовалось четыре года.

Перед зрителем «хоровод» березок. Белоствольных красавиц. Стройных, с тонкими длинными ветвями, раскидистой кроной.

Одетые в клейкую листву зеленого насыщенного и выразительного цвета. Окруженные нежным ветерком оттенков зеленого от светлого до очень темного. Игра света и тени.

Солнечные зайчики, игриво блестящие в листве, создают яркое, жизнерадостное настроение картины. Выбранные художником комбинации цветов дают ощущение тепла и света.                           

        

          Осенний день. Сокольники (одна из ранних картин)

Полотно «Осенний день. Сокольники» - одна из самых знаковых работ в творчестве Исаака Левитана, благодаря которой он стал известен как живописец-пейзажист.

 Небо, какое мог писать только Исаак Левитан, отличается особой глубиной, влажный воздух ощущается всем телом, кажется, стол с неба упадут первые тяжелые капли дождя. 

Огромные исполинские сосны, стеной стоящие по обе стороны аллеи, кажутся стражами, охраняющими лесной покой. Стоящие за соснами, молодые клёны сбрасывают свою листву — она светлыми пятнами украшает парковую дорожку. 

Сама аллея ведёт далеко-далеко вдаль — почти в небо. Опавшая листва выделяет её светлой полосой среди зелёной, ещё не засохшей травы, на которой тоже выделяются светлые пятна опавшей листвы.                           

Вечер. Золотой плёс

Семья и образование Исаака Левитана

Датой рождения считается 18 (30) августа 1860 года. Почему «считается»? Исаак был одним из четырех детей в семье, с датами рождения каждого из которых происходит путаница. Считается, что родители намеренно исказили даты рождения и возраст детей, чтобы освободить Авеля (родного сына) от рекрутской повинности, указав на него, как на старшего сына. А Исаак Левитан может считаться усыновленным (даже такая версия существует!).

Илья Левитан переезжает с семьей в Москву, чтобы улучшить материальное положение и дать детям достойное образование. Сначала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества поступает старший брат, а за ним и 13-тилетний Исаак. Учителями его были знаменитые художники: Перов, Саврасов, Поленов.

Молодой Исаак Левитан

«Черты его смуглого лица были удивительной правильности и тонкости. Темные волосы юноши вились. Но главное обаяние Левитана заключалось в его огромных, глубоких, черных и грустных глазах», — сообщал его биограф Иван Евдокимов.

Когда умерли мать и отец, для юных Левитанов наступило время крайней нужды. Однако Исаака заметил Саврасов и взял юношу в свой пейзажный класс. В 1877 году две работы 16-тилетнего Левитана, бывшие на выставке, были отмечены, а художник получил денежную сумму для продолжения образования.

За чертой

В 1879 году, после покушения Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы и он на ближайшие пару лет вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке (окрестности Балашихи).

На деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя» (1879, частное собрание), Левитан спустя год снял меблированную комнату на Большой Лубянке.

В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца.

Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было..

«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников».

Несмотря на все это с художественной деятельностью у Исаака Левитана дела наладились. Картины покупались и выставлялись на выставках. Начались проблемы с сердцем, поэтому в 1886 году художник уехал в Крым для восстановления.                                   

У берега моря. Крым

После возвращения Левитан организовал выставку, а позже (несмотря на отсутствие диплома по данному профилю) возглавил пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.  

Одной из самых «русских» картин считается полотно Левитана «Над вечным покоем». Она написана в Тверской губернии. Эта картина одна из самых больших в творчестве художника (150 х 206 см).

                                          

Над вечным покоем 1894 г.

При первом взгляде на полотно начинает захватывать дух от огромного пространства, изображенного на ней.

Серого цвета на холсте много. По ощущениям именно он создает тоскливое настроение, тоску, скорбь и печаль. Безнадежно трагический колорит. Небо солидарно с землей, оно как бы возмущается о незаслуженно забытых людях. Такое впечатление, что художник «кричит» от боли за этот «вечный покой». За забвение.

Совсем неприметен купол церковки с крестом. Он как духовный маяк, дает направление душам как живым, так и покинувших эту землю.

Эта картина не только красива, но и глубокомысленна. На переднем плане деревянная церквушка, рядом погост — все это о человеке, его жизни, судьбе.                                 

                                       В пути

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке.

К весне 1892 года Левитан закончил картину «Осень» (начатую ещё осенью 1891) и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с ещё тремя картинами: «У омута», «Лето» и «Октябрь».

В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.                                               

Владимирка

Софья Кувшинникова, которая уехала вместе с художником рассказала о том, как зародилась идея этой картины. Возвращаясь с охоты, они были поражены пейзажем: он был прелестным, милым и уютным. А потом Левитан вспомнил, что это та самая Владимирка, по которой каторжан гнали в Сибирь. Противоречие и контраст впечатлений от увиденной картины захватил художника и он на следующий день бросился писать этюды.                           

                                  Портрет Софьи Кувшинниковой 1888     

 По сохранившимся воспоминаниям современников художника Исаак Левитан не любил зиму. Его больше вдохновляли переходы времен года. Бунтарство в природе, когда один сезон сменяется уходящим, который, в свою очередь, не хочет расставаться со своими правами, описан очень убедительно в этой картине.                                                    

Март (Написана в один из самых счастливых моментов жизни художника)  1895 г. Хранится в знаменитой Третьяковской галерее. 

Искрящийся снег при солнечном ясном дне толстым настом лежит везде. А под ним уже начинают пробуждаться невидимые пока ручейки.

Чуть-чуть стала видна дорожка к дому помещика. Здесь же стоит усталая лошадь, жадно вдыхающая теплый душистый воздух пробуждающейся природы. Весенний день короток, но птичье семейство уже заселило скворечник, а это значит, день будет разбужен утренней трелью.

                                                           

 Картина  «Дуб» была написана 1880 году и хранится в государственной Третьяковской галерее. 

На холсте изображена уютная поляна, старый дуб с уже облезающей корой и ветками, высыхающими от старости.  Раскидистые ветви могучего дуба уверенно простираются, отделяясь от него. Художник использовал в своей работе всевозможные оттенки зелени, на картине видны холодные синеватые в тени оттенки и почти желтые, которыми художник изобразил пламенеющие рыжие стволы сосен.                                       

У омута

На переднем плане картины изображены мостки, переходящие в брёвна плотины, справа от которой находится омут. За плотиной, на другой стороне реки, продолжается узкая тропинка, которая, огибая прибрежные кусты, ведёт в сторону тёмного леса. 

Несмотря на то, что река неширока, преодоление этого пространства оказывается непростой задачей. Сумеречное освещение и нависшая над «гиблым местом» тишина вызывают чувство тревоги и неуютности, ощущение «драматической неразрешённости» и даже чувство опасности, появляющееся вместе с желанием броситься в это «грозящее гибелью пространство». 

Левитан Исаак Ильич.   «Автопортрет»

Ранний автопортрет, написанный в юности в 1880 году, когда мастерство, во всём его великолепии, и признание, ещё не пришли к нему. В момент написания портрета художнику 20 лет.

Этот автопортрет не живопись, а лёгкий рисунок кистью на бумаге, уголь, белила и тушь, в сочетании с мягким тёплым тоном фона создаёт ощущения живописного полотна. Он написан или лучше сказать, нарисован, как бы мимоходом, быстро и остро.

Исаак Ильич Левитан -  талантливый человек и исключительная личность. Уязвимый, чувствительный к критике и склонный болезненно реагировать на нее.

Безмерно уважая людей, он переживал, когда не получал должной реакции в ответ. И как следствие – разочарование в людях, в дружбе и одиночестве. И болезни.

Неслучайно, что за годы жизни не сложилась семья, не родились дети. Весь свой талант, любовь, высокие чувства выплеснулись на холсты, где величественные пейзажи передали настроения художника и его чаянья. 

 В 1896 году из-за перенесенного тифа состояние здоровья Левитану стало хуже. Аневризма сердца стала тяжелой и неизлечимой. В 1899 году врачи отправили художника в Ялту. После Ялты Исааку не стало лучше.

В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. 

Зимой 1899 врачи послали Левитана в Ялту.  Сердце его болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке.

22 июля (3 августа)1900 года в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро. Русь» — осталась незаконченной.


Памятник Исааку Левитану (1860–1900) в Москве на Новодевичьем кладбище.

Рядом с художником покоится его близкий друг — писатель Антон Чехов. Могила Левитана отмечена памятником из чёрного гранита. Монумент в виде православной часовни, высокая база оставлена пустой, в углублении арки выгравирована надпись на русском языке: «Здесь покоится прах нашего дорогого брата, Исаака Ильича Левитана.  Мир праху твоему». 

                                    Спасибо за Внимание!

По материалам статей:

https://top10a.ru/10-samyx-zna...

http://izgotovleniepamyatnikov...

https://moskva.bezformata.com/...

 https://zen.yandex.ru/media/id...

https://zen.yandex.ru/media/id...






Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить
  • - Пардон, но вы явно преувеличиваете Пушкина и принижаете Левитана :exclamation: Скорее Пушкин Левитан нашей поэзии...
  • :thumbsup: +++
  • Жаль не был крещен...
  • :thumbsup:
  • Мне казалось "Над вечным покоем" написано в Плёсе, только изгиб реки какой-то не такой (или так показалось?). А душа успокаивается, глядя на такие пейзажи. И на полотнах, и вживую. :thumbsup: