Прямая линия с Путиным в нашем телеграмм. Присоединяйтесь

"КОНИ - ЗВЕРИ". ИЛИ СКУЛЬПТОР - ПАОЛО ТРУБЕЦКОЙ (1866-1938гг).

36 1171

Естественно, в конной скульптуре конь и всадник должны составлять единое целое. И выражать одну генеральную мысль скульптора.

- Я так вижу...

Никуда не деться от этого подхода художника или скульптора, поэта или композитора, каждой Творческой Личности, пытающейся показать другим людям нашу ОБЩУЮ жизнь под своим ЛИЧНЫМ "углом зрения".

Любой Творческий Человек силён эмоционально. Степень его одарённости прямо-пропорциональна гипнотическому воздействию его творений на зрителя (читателя). Творческий Человек прямо влияет на публику, убеждает её, что жизнь именно такова, как видит жизнь ОН сам. Хороши или плохи отдельные события , чудаки или герои отдельные личности человеческой истории...мы воспринимаем через убеждения автора. И в нас - зрителях, читателях, возникает понимание:

- Что автор хотел нам сказать своим творением.

Заметим, что личное мнение Творческого Человека не есть Истина в последней инстанции. Просто он :

- Так видит...

(Тут оговорюсь, что речь идёт об искренних талантах, о муках творчества, о поисках лучшего выражения "себя" через свои произведения. Вовсе не о технологиях масс-воздействия на публику в целях политики.)

Как же видел жизнь и Замечательных Людей своего времени скульптор Паоло Трубецкой, потомок знаменитого княжеского рода Трубецких и художественно и музыкально одарённой американки Ады Винас (дамы, довольно "эмансипэ").

Отец скульптора , опальный дипломат, князь Пётр Трубецкой, долго ожидал в Италии развода с первой женой, чтобы узаконить свой второй брак. Семья жила под вымышленным именем. Дети от второго брака (трое) пошли дарованиями в мать. Старший стал художником, второй , Паоло, скульптором. Княжеский титул сыновья Петра Трубецкого получили не скоро, только когда был получен официальный развод отца и оформлен второй брак.

Родовитые предки, уходящие вглубь веков, с одной стороны... Богема - с другой.

"Нельзя запрячь в одну упряжку Коня и трепетную лань"...

Или можно? Всю жизнь скульптор решал этот вопрос:

- Совместимости несовместного.

Его аристократическое происхождение предопределило ему нишу "скульптора аристократии". Его богемная сторона натуры и метод материнского воспитания и образования заставляли подавать материал довольно и весьма экстравагантно и эмоционально. Он гордился полным отсутствием систематического образования. Прекрасно владел французским и итальянским, но не русским. Ничего не читал. Но был личным другом самых известных писателей своего времени (например, Льва Толстого и Бернарда Шоу) . И делал их скульптурные портреты ..

Критики упоминают о сильном влиянии на Трубецкого живописца Даниеле Ранцони и скульптора Дж. Гранди. "Сам Трубецкой не причислял себя ни к какой школе. Будучи новатором, он не порывал связи с "заветами реалистического искусства". - В наше время нет скульпторов- уверял он. - Роден и Судьбинин? Оригинально? В чём состоит эта оригинальность? Он изображает женщину с ногой, закинутой на руку? (Трубецкой изобразил это ), - И все кричат: ах, оригинально! Но нужно просто делать..." (В. Булгаков. "Лев Толстой ,его друзья и близкие"" Тула 1970г).

Но при этом Трубецкой был в чудесных отношениях со знаменитыми художниками своего времени.

В.А. Серов нарисовал портрет Трубецкого в нежно-романтическом ключе.

А сам Трубецкой выполнил прекрасную статую "критикуемого им" скульптора Родена, с которым очень дружил в жизни.

Паоло Трубецкой никогда не работал по фотографии (что уже в его время было обыденным) , только с натуры.

Вегетарианцем он стал примерно около 1890 года, увидев в Италии, что крестьянин закрутив, сломал хвост телёнку, отказывающемуся идти на бойню. - Никакое животное это не сделает! - Восклицал Трубецкой.

И всё пытался примирить непримиримое.

У него в студии бок о бок росли волчок и барашек. Кормил он их зеленью. И всем показывал, как идиллически они живут у него... Потом, увы, происходило естественное . Паоло Трубецкой начинал растить новую пару хищник-жертва с новой надеждой на лучшее. И почему-то Лучшее не случалось... Вообще, Трубецкой любил животных и впервые состоялся скорее анималистом в скульптуре . В 1885 в Милане на выставке он представил скульптуру "Лошадь" . Отзывы о ней были крайне лестны. Его работы начала покупать знать. Начались и его путешествия по миру, выставки.

В 1896 году Трубецкой приезжает в Россию уже как известный в широких кругах скульптор.

Совместить несовместное...

По мнению скульптора - научить мастерству нельзя. Талантливый художник должен сам вырабатывать свои приёмы. (отзвуки мнения матери о "свободном" воспитании и образовании личности). Это с одной стороны... С другой - Паоло Трубецкой сразу же принимает предложение преподавать и место преподавателя в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Там он "числился" около шести лет. Трубецкой сам рассказывал в кругу друзей Л.Н.Толстого ,что к нему сначала записалось 40 человек, потом осталось только два, потому, что он ничему не учил и за два года провёл лишь три занятия.

Но зато, - уверял скульптор, - оставшиеся были самыми талантливыми (?)!

"Творчество художника должно быть свободно" - ещё один лозунг Паоло Трубецкого - идеалиста и максималиста. Как он его воплощал в жизнь - показывает этот фрагмент воспоминаний. " - Отчего я леплю? спрашивал Трубецкой, - Мне нужны деньги. За это,- (указывает на статуэтку Льва Николаевича, стоявшую около) - дают деньги. И на его лице мелькнула детская, смущенная, застенчивая улыбка. - Но надо редко лепить- когда самому хочется. Я вижу: натура хорошая, нужно сделать натуру , я и делаю"(В. Булгаков. "Лев Толстой, его друзья и близкие" " Тула 1970г).

И так во всём. И во всю жизнь.

О Зверях в жизни Трубецкого мы упомянули. Теперь о Конях. О Конях и о Всадниках (которые должны быть со своим скакуном единым целым...).

Существует модель проекта конной статуи Александра II, очень художественный проект.

Фигура и всадника, и скакуна вытянуты в стиле Эль Греко, идеализированы, но общее впечатление прекрасное! Благородный всадник на благородном жеребце. (см. фото). Однако, этот проект не прошёл в пользу более реалистичного и менее эмоционального. Макет статуи Паоло Трубецкого существует и радует глаз гармонией и изяществом исполнения. В противовес проекту конной статуи Александра II - конная статуя Александра III, воплощённая желанием вдовы императора , Марии Федоровны. Памятник сложной судьбы...(см. фото).

Трубецкой изобразил сына Александра II тяжёлым и мешковатым , восседающим на "тяжеловозе" , конь под стать всаднику в прямом смысле. Ох, и много было( и есть сейчас) критики , насмешек и измышлений на тему этой могутной статуи. К чему пересказывать? Я не согласна с позицией критиков об "издёвке" скульптора над натурой. Мой аргумент - проект получил первое место и статуя была создана ЖЕЛАНИЕМ вдовой императрицы. Из многих воспоминаний известно, что Мария Федоровна нежно относилась к мужу , и охраняла память о нём. Если она признала правильность и достоинства статуи - кто имеет наглость отвергать её выбор? Скорее, Мария Федоровна увидела в этой статуе типаж Ильи Муромца ("Три богатыря" Васнецов).

А и то... был император Александр III Русским Богатырём, был!

Ведь при взрыве царского вагона по возвращении его семьи из Крыма царь Александр III ОДИН держал крышу вагона , чтобы не задавило его семью! И держал до подмоги, сколько потребовалось! Собственно, тогда и пошёл обратный отсчёт его жизни...

Немного о технических деталях статуи. Александр III сидит на коне подбоченясь , как было принято в то время у кавалеристов. Мы уже не скачем на лошадях, мы ездим на авто, сегодня трудно понять и оценить мастерство наездника. Но поза императора, раздражающая теперь, тогда была регламентирована техникой верховой езды. Достаточно взглянуть на фотографию Л.Н. Толстого на прекрасном жеребце Тарпане, и вы увидите ту же гордую, подбоченясь, посадку в седле, левая рука натягивает поводья, заставляя скакуна выгнуть шею. Если бы скульптор изобразил коня под Александром III ,бьющим левым копытом, была бы полностью повторена поза коня под Л.Н.Толстым на фото. И Лев Толстой , и Александр III владели одинаковыми приёмами верховой езды . Ездить верхом учились с детства и совершенствовали это искусство всю жизнь. (Достаточно заглянуть в воспоминания А.Фета (Шеншина) в отношении требований военного начальства к верховой езде в гвардии. Уж Фет-то знал... Всю жизнь прослужил.)

А что до злых оценок статуи - злобы у Мира для Русского Богатыря всегда в избытке, а вот справедливого отношения - не хватает...

А статуя с художественной и эмоциональной точки зрения ОЧЕНЬ ХОРОША! Не зря её признают за высшую точку творчества скульптора. Статуя - единое целое. Видишь мощь и могущество России, но при этом - Добро и Геройство, а вовсе не то, о чём тогда шипели и сейчас шипят русофобы.

В 1899 году Лев Толстой и Паоло Трубецкой свели знакомство, оно длилось много лет. Скульптор сделал бюст и поколенную статую Л.Н. Толстого и конные статуэтки Толстого на двух разных лошадях. Многие близкие Толстому люди считали скульптурные портреты Трубецкого ЛУЧШИМИ из всего наследия портретов Льва Николаевича : и картин и статуй.

Но мы говорим -

- О конных статуэтках ...

Лев Николаевич был страстный и великолепный наездник. Даже в глубокой старости он не потерял грации и изумительной посадки в седле. Достаточно взглянуть на его фотографию, или рисунок : Толстой на Тарпане ( жеребце прекрасных кровей, любимце писателя).

Высокий рост Льва Николаевича, удлинённая его фигура прирожденного кавалериста, изумительно гармонируют с красавцем Тарпаном. (см. рисунок и фотографию).

Одна из статуэток Трубецкого - Толстой на Тарпане.

Здесь следует заметить, что Лев Николаевич, согласившийся позировать скульптору для бюста (портрета) , не имел того же терпения при создании конной статуэтки.

По письменным воспоминаниям домочадцев - он взмывал в седло - и только несколько минут давал скульптору на изучение натуры для её воспроизведения в глине. Трубецкой не имел возможности детально проработать конную статуэтку с опорой на натуру. А по фотографии (как говорилось ранее) скульптор принципиально не работал. Вся фигура Толстого в статуэтке на Тарпане и взгляд писателя из под нависших бровей, выражают некоторое чуть капризное раздражение наездника, желающего слиться с конём и ускакать, а не позировать в седле. Трубецкому удалось передать нам живую жизнь, дать нам почувствовать атмосферу этого момента во дворе яснополянского дома. Эта статуэтка - истинный психологический портрет Великого Старца, а конь вообще отходит на задний план восприятия.

Наибольшую известность ( к моему сожалению) приобрела гротескная статуэтка- Толстой верхом на крестьянской кляче.

Этот старый конь с раздутыми боками, кривыми, растоптанными , короткими ногами , был в хозяйстве "на подхвате" и на пенсии. Для неумелых седоков-гостей. Почему же скульптор посадил Л.Н.Толстого на эту клячу, низенькую, как мул? Видно полнейшее несоответствие фигуры всадника и коняжки... Ноги седока почти волочатся по земле... Скульптор хотел подчеркнуть переход седока из "графов" в "крестьяне"? Хотел изобразить "двух стариков"? Хотел выразить свою иронию и несогласие с идеями толстовства?

Вряд ли...

Сам Трубецкой писаний Толстого не читал.

Никаких.

Ничего.

" ...однажды Трубецкой принёс в большой яснополянский зал свои рисунки, чтобы показать их Толстому. Посмотрев рисунки, Лев Николаевич обратился к художнику со следующими словами: - Итак, Павел Петрович, вы не хотите читать мои книги? Однако я вот рассматриваю же ваши рисунки! Трубецкой покраснел и сначала не знал, что ответить , но потом заявил, что рассматривать рисунки легче, тогда как читать... - Но в этом случае, если вы не любите моих писаний -, возразил Толстой, - скажите, если можно, что же вам нравится во мне? - Я вас очень люблю , Лев Николаевич,- отвечал Трубецкой,- потому, что вы добры потому, что вы любите животных, и потому, что у вас прекрасная голова для скульптуры... - Но вы могли бы также сказать, что я люблю людей. Ведь прежде животных надо любить людей." (В. Булгаков. "Лев Толстой ,его друзья и близкие" Тула 1970г.).

Однако, скульптор считал, что любить надо только животных.

Лев Николаевич говорил:

- Он прямо помешан на животных! Но сердце у него чистое!

Как видите, не мог такой человек, как Трубецкой , иметь "камня за пазухой" и исподтишка выставить на осмеяние и царя Александра, и писателя Толстого. Скорее, рукой его водило внутреннее видение, его понимание жизни, угол его зрения, под которым он смотрел на жизнь и людей, её участников... Своим художественным наитием скульптор просто ЧУВСТВОВАЛ внутренний мир объекта своего творчества. И после первого сильного внешнего впечатления , произведенного на скульптора Львом Николаевичем, и выразившемся впоследствии в скульптуре писателя на Тарпане, " Трубецкой уловил некое "несоответствие" , "несообразность" внешнего " лада" коня и всадника.

Просто именно "ЛАДА" и не должно было быть в изображениях Толстого. Лев Николаевич ВЕСЬ состоит из контрастов и эпатажа. Это отмечали многие значимые люди, входившие в контакт с Великим Старцем. На любое высказывание гостя хозяин отвечал скорее возражением... Чехов мягко уходил в сторону от "острых" тем, Горький (горячо превозносимый Толстым) был более резок. Даже возмущался ...обижался...("Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников", 2-хтомник, Москва, 1978 год).

Почувствовав "натуру" Толстого, скульптор был вынужден это отсутствие лада, это несоответствие, мучившее и самого Льва Николаевича, как- то отразить...Как -то Лев Николаевич пожаловался дочери старинных друзей своих : -Мало- ль , что я скажу... А вы не слушайте...А они ходят за мной и всё пишут...

Противоречить общему мнению стало чуть не основной чертой писателя в старости. И что было делать скульптору? Как отразить эту черту натуры? Как показать словесные "перепалки", эпатаж? Только тем же способом.

Противоречием коня и всадника. Эпатажем. И Трубецкой сделал статуэтку на "кляче".

И обеспечил "разговоры" на века.

А по сути - вышло художественное произведение, в котором Гармония выразилась именно в отсутствии гармонии...Такой вот парадокс Творца и Натуры. Трубецкой видел со своей точки зрения. Творил по своему наитию. Не пытался насильно сделать "идейное" произведение.

Нет. Один раз попытался.

Здесь завершим тему о Зверях в жизни и творчестве Трубецкого. Ненавидел и высмеивал скульптор только хищников : четвероногих и двуногих , "мясоедов", по выражению скульптора.

В конце жизни он сделал парную скульптуру : - одна часть - поедание по необходимости . Гиена терзает труп серны. - другая : из обжорства. Толстяк поедает жареного поросёнка. Но тут мастерство изменило стареющему скульптору. Или когда наитие таланта уступило место "идее" , случился общий упадок... Статуэтки выполнены небрежно, грубо. Смотреть неприятно.

А может, ранее, Трубецкой любил свои натуры и делал работы с добром в душе. А в этом случае - добро уступило место злому чувств

Вот художественного и не вышло.

Ведь в конечном итоге - Добро - превыше всего.

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Минутка абхазской независимости

Минутка подлинной незавимости Абхазии. Власти этой страны всерьез хотят договориться с Грузией об увеличении поставок электроэнергии по методу "утром стулья, вечером деньги".Мы уж не бу...

Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

Обсудить
    • lija
    • 27 сентября 2020 г. 16:07
    Спасибо! Интереснейшая и поучительная статья...
  • Александр III - Русский Богатырь!!! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Теперь запомню прекрасного скульптора Паоло Трубецкого!
  • Основательно :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: А я только мимоходом встречал это имя. Спасибо за знакомство.