Часть третья.
"Пир цвета и оптимизма."
Не секрет, что наша средняя полоса, да и вообще природа России скорее нежна цветом, чем пылает яркостью красок.
" Умеренность и аккуратность...
- Отличнейшие два! И стоят наших всех!"
Если не знать сатирический подтекст комедии Грибоедова "Горе от ума", то почему бы не описать этими словами мысль художников средней полосы в отношении яркости колера... Умеренность и аккуратность цвета...
Но есть в Курском худграфе художник, чей глаз с младенческих лет видел только бескомпромиссную яркость солнца, жгучую синеву неба, режущую белизну облаков и песка... Средняя Азия... Этот художник принес с собой бесстрашную победную песнь цвета. Я говорю о Юрии Степановиче Глюдзе.
Смелый экспериментатор с формами, он бесподобный колорист. Даже если он рисует цветовые пятна, все равно его картины кричат о радости бытия.
На фото - картина маслом "ДЕРЕВНЯ"
Ю.Глюдза сохраняет для нас старые купеческие дома Курска в обрамлении зелени садов...
Уходящая натура уже давно ушедших эпох.
Курск не был разрушен во время Великой Отечественной Войны.
Так вышло, что город сдался наступающим немецким войскам. Поэтому в Курске был устроен реабилитационный центр для раненных офицерского состава немецкой армии.
Основные разрушения были произведены наступающими нашими войсками армии маршала К.К.Рокоссовского , выбившими немцев из города. Но разрушений было мало.
Поэтому в Курске мы ещё имеем возможность видеть крестьянские, мещанские и купеческие дома позапрошлого века.
А так же - дворянские особняки и здание Офицерского Собрания,
многочисленные храмы и соборы (в том числе -Андреевский, построенный учеником Растрелли).
Но Ю. Глюдза спешит увековечить в картинах маленькие, уютные древние домики Курска. Ведь их уже начали сносить в угоду "коттеджам" и "виллам" нуворишей.
Особенно силен художник в жанре натюрморт. В натюрморте он оригинален и крайне декоративен. Выбор сюжетов у него всегда поражает неординарным подходом. Нетрадиционный взгляд на традиционные предметы - вот кредо художника.
Цвет и красота жизни, полнокровное её течение, РАДОСТЬ - это девиз творчества Курского художника Юрия Глюдзы.
Художник создаёт прекрасные этюды на пленэре.
Дома, пейзажи, храмы Ужгорода, церкви России. Его картины и этюды во многих музеях страны и в частных коллекциях.
Часть четвёртая.
О вдохновении.
У вас бывало, что имеешь в виду чёткий план, достойную идею, начинаешь её воплощать - Ан нет!
" Вдруг рассказ наш тронулся в сторонку.."!
И что- то иное, спонтанное, вдруг вылезает непонятно откуда.
Пушкин писал другу : "Что Таня моя учудила: замуж выскочила!"
Продуманные убеждения уступают место спонтанному чувству. В качестве иллюстрации хочется привести вольный пересказ стихотворения в прозе Оскара Уайльда.
"И задумал он отлить в бронзе статую, изображающую Секундный Каприз.
Но в мире невозможно было найти бронзу. Во всём огромном мире кончилась бронза!
И осталась одна только бронзовая статуя его работы- изображающая Великую Бессмертную Любовь.
Он сам, своими руками , изваял её и воздвигнул на могиле ТОЙ, кто была его единственной Любовью...
Но, во всём огромном мире не найти было ИНОЙ бронзы!
И тогда взял он Великую Бессмертную Любовь и переотлил в Секундный Каприз!"
Желание творца не укротить.
Итак, продолжу о Курских художниках.
Ещё до моды на воцерковлённость многие люди чувствовали , что их ПРИЗЫВАЮТ...
Таков и один из лучших Курских художников (член Союза Художников Росси) - Иван Согачёв.
Он даже поселился возле Коренной Пустыни, знакового места, описанного и Иваном Тургеневым и Афанасием Фетом (Шеншиным) в воспоминаниях, да и другими знаменитыми писателями и журналистами России (В.А.Гиляровским, например).
А ежегодная ярмарка в Коренной! Сколько бывало там шуму, блеску!
"Не хотится - ли пройтиться, Там где мельница вертится, Там где ярманка кружится, Газировочки испить?
Не хотится- как хотится. Я и сам могу пройтиться Там, где ярманка кружится, Газировочки испить!" (старинное городское присловье)
Но сегодня ярмарка только в начале возрождения после почти векового забвения.
А монастырь в Коренной как был - так и есть. И вообще, Курский край сохранил церкви, монастыри, монастырские подворья. Если даже их раньше перепрофиллировали, однако не сломали, то теперь они возвращены прежнему владельцу.
Иван Согачёв известен писанием картин на духовные темы. Церкви, монастыри, подворья, возы, монахи...всё исполнено в жизненных тонах, в спокойной уверенной реалистичной манере. Преобладают коричневые тона.
Но , вдруг....ах , это вдруг!
Непонятно откуда налетел странный каприз. И художник написал "Ирисы". Да так, что на ум приходит Врубель. Яркие синие тона, широкая кисть, общее ощущение триумфа! Фото вышло с отсветкой, цвет не передался. Увы.
Эта картина одна. И стоит особняком. Как другим человеком написана. Мощные эмоции льются с полотна.
В противовес этой картине- этюд преподавателя худграфа Спицина.
Спокойная, классическая манера, добросовестно прописан этюд, чувствуется рука преподавателя, знающего все каноны.
В этюде маслом- нежность акварели.
"Сентябринки", так зовут эти цветы. Они обильно цветут осенью , привлекая облака бабочек...
И ещё больший контраст с картинами курских художников составляют старинные китайские и японские гуаши и литографии: Воробьи, Утка и снег, Бабочка.
Сравните...
Нет, не стили :
величие, силу и крепость духа России, так ясно отраженные в картинах художников Курского худграфа,
и эфемерность Востока...
Заключение. Я показала только малую толику чудес Курской земли. За рамками моего рассказа осталось много великолепных, талантливых художников. Широко известных в России и за рубежом её.
Молодой художник-аквалерист Сергей Торшенко -один из них. Растёт молодая смена!
Часть пятая.
Здравствуй, племя молодое, незнакомое!
Хочу сказать о молодых художниках, почти детях. В то время, как Онижедети, юные тролли, продолжают в сети грязное дело Навального, в Курской и Белгородской областях молодые художники создают красоту и новые стили.
Пустышки, бездари, неучи оглушительно громко портят сетевой воздух, желая повеличаться, хоть и нечем.
Молодые таланты творят в тишине.
Отдельное спасибо Губернатору Белгородской области Евгению Савченко за Дворец - Картинную Галерею - и за постоянное поддерживание выставок , конкурсов и общероссийских пленэров, проходящих на территории области.
Жизнь рассудит.
Воздаяние придёт по заслугам .
********************************************************************
О Несуществующем.
( Записки на полях)
Чтобы не было слишком высокопарно, разбавлю шаржем молодой художницы 7 лет.
Катенька нарисовала меня на рабочем месте. ( Карандашный набросок на стене)
По- моему, сходство впечатляет! Особенно схвачено выражение ужаса в глазах!
Оценили 20 человек
42 кармы