Пещера Марсулас и её музыкальная раковина Харонии

4 604

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Всякие свистульки, гудки и прочие простые духовые инструменты нам знакомы с детства. Мы даже из зелёных стручков акации умудрялись содеять себе гуделки, и вовсю старались прогудеть погромче. Таковая любовь человека к гудению, оказывается, проявилась на самых ранних этапах развития людских сообществ. Чему есть свидетельства шести тысячелетней давности. Но ныне в базе артефактов добавился инструмент, которому натикало примерно 17-18 тысяч годков.

Немного истории.

Пещера Марсулас

Разсмотреть в увеличенном виде можно в первоизточнике

Около 1885 года аббат Кау-Дурбан, археолог из Арьежа, обнаружил, что пол пещеры Марсулас (Верхняя Гаронна, Франция), покрыт углистым пеплом и костями животных. Тут же нашлись куски обработанного кремня. С тех пор пещера была тщательно изследована, в ней найдены артефакты ледникового периода, а также картины и гравюры бизонов и лошадей на стенах.

Большая панель пещеры Марсула очень труднодоступна и была повреждена современными граффити. 15 000 лет назад она содержала прекрасные полихромные картины и десятки выгравированных животных.

Реплика большой панели пещеры

Увеличенное изображение реплики пещерной панели смотреть тут.

Процесс изготовления копии пещерного искусства. Законченное факсимиле было установлено в Доисторическом парке Тараскон-сюр-Арьеж (Tarascon-sur-Ariège)

Из-за нарушения тепло-влажностного режима, древний объект стал усиленно разрушаться. После изучения этой проблемы пещера была закрыта для посетителей, а пещерные рисунки и живопись возпроизведены в студии Алена Далиса в Монтиньяке. Причём, факсимиле возпроизведено не в нынешнем состоянии панели, - было возстановлено всё великолепие магдаленского искусства (магдалинская культура существовала примерно от 17000 до 12000 лет назад , ближе к концу последнего ледникового периода).

Вид на масштабные разкопки 1931 года, в результате которых была удалена входная насыпь (Фото из коллекции Bégouën)

После знакомства с рисунками и древними инструментами(каменными и костяными), казалось, ничто не могло бы уже порадовать археологов более. Но удивительная находка ожидала изследователей в 1931 году. когда археологи решили разчистить террасу перед современным входом в пещеру. Оказалось, что когда-то здесь был нависающий козырёк, и вход в пещеру был дальше от нынешнего.

Изображение стратиграфического разреза старого склона по Bégouën & Russel 1933. Слой (уровень) I: перегной. Слой II: остатки старой палеолитической террасы, земля и упавшие глыбы (мы видим место раковины). Слой III: глина. Слой IV: скала, покрывающая текущее русло ручья. Серым цветом выделены археологический слой травертина и очаги 1 и 2.

Так выглядел вход в пещеру до разкопок (слева) и после них (справа)

Козырёк рухнул и под ним оказались погребены другие артефакты. Среди них была и раковина тритона.

Как писали нашедшие раковину археологи:

"... самое примечательное - огромная раковина Triton nodiforum, найденная в середине слоя II. Она цела, за исключением дыры, нанесённой неудачным ударом кирки, и довольно окаменела, но перламутр внутри всё ещё слегка розовый. Известно, что этот вид обитает в морях умеренного климата, не встречается в океане за пределами Шаранты и редко встречается в Средиземном море. Обитает на глубине от 25 до 75 метров, на песчаных берегах встречается редко. Его средний размер около 25 см, редко достигает 30 см, при ширине 17 см. А вот пример Марсуласа имеет размер 31 см. на 18 см., поэтому он изключительного размера.

Она долгое время оставалась на берегу незащищённой, поскольку её панцирь подвергался сильному нападению со стороны улиток Клиона, или «Морских ангелов». Верхушка была сломана при жизни и зажила. Край раковины был сломан на ширину от 2 до 3 см, разширяясь к основанию. Более того, на ней есть очень чёткие признаки износа, свидетельствующие о том, что ракушка часто использовалась, возможно, для питья.

Присутствие морских раковин в этом месторождении в центре Пиренеев, в 250–300 км от ближайшего моря, совсем не удивительно. Во всех пиренейских отложениях встречаются раковины гребешка, или раковины каури, но мы впервые встречаем раковину такого размера, и возникает вопрос, как именно изпользовалась эта замечательная часть. Этот вид сейчас называется Charonia lampas."

Группа изследователей входа в пещеру. Анри Бегуэн (Тулузский университет) в центре. Раковина в руках Дж.Рассела Таунсенда (Смитсонинский институт).

Итак, обнаруженную в 1931 г. раковину тритона квалифицировали как "изключительное открытие". Нашедшие её Х. Бегуэн и Дж. Т. Рассел описали артефакт, как не имеющий следов вмешательства человека и интерпретированный как «чаша любви» - церемониальный сосуд, из которого пьют двое. Раковину поместили на музейную полку, где она и пролежала 80 лет.

Но при обследовании реликвии оказалось, что на ней имеются очень даже многочисленные следы вмешательства рук человеческих.

Рис. 1. (A) Вид сбоку. (B) Вид спереди и названия анатомических областей. (C) Остатки красного пигмента сохранились на колумелле (изображение улучшено с помощью Dstretch-rgb0). (D) Обведение красных точек и линий, видимых на улучшенной фотографии. Очень похожие красные точки, созданные кончиками пальцев, присутствуют на стенах пещеры. (5) Набор красных точек, образующих силуэт зубра (длина 1,10 м). (6) Геометрический знак, образованный двойной линией точек. [Фотографии (от A до C, E и F): К. Фриц; рисунок (D): Г. Тозелло.]

Пещерное изображение зубра с помощью большого пальца, макаемого в пигмент

Как сообщается в научной статье

"Ранее неопознанный музыкальный инструмент был обнаружен в коллекции Музея естественной истории Тулузы".

Раковина представляет собой крупный экземпляр C. lampas (харонийской лампасы - хищного вида морских улиток), моллюска, произходящего из Северо-Восточной Атлантики и Северного моря. Сегодня его можно найти в Ирландии и Франции (Бретань, Па-де-Кале) на северной границе его ареала. Хотя он и редок, он всё ещё присутствует в Бискайском заливе и на баскском и астурийском побережьях Испании. Обитает это животное на дне каменистом, иногда перемежающемся песчаными пространствами глубиной до 80 м. Харония также встречается в Средиземном море, но эти экземпляры меньше и тоньше. Его размер (31 см в длину и 18 см в ширину) и его прочность, особенно толщина раковины, достигающая в некоторых областях 0,8 см, свидетельствуют в пользу адаптации к условиям умеренной/холодной воды. Археологически связь между жителями Марсуласа и атлантического побережья подтверждается некоторыми артефактами, обнаруженными у входа и внутри пещеры; ... есть фрагмент наконечника копья, сделанный из кости китообразного, и среди раковин очевидно атлантическое происхождение двух экземпляров Capulus ungaricus, ... обнаруженных в том же слое, что и Charonia lampas.

Подробный анализ Харонии выявил многочисленные улики человеческого вмешательства. Чтобы охарактеризовать и описать их на поверхности, учёные оцифровали оболочку с помощью фотограмметрии и, чтобы выделить наименее заметные пигменты, провели наблюдение за изображениями поверхности. Для получения подробной визуализации внутренних частей раковины, таких как завитки шпилей и колумеллы, применили компьютерную томографию.

Эти наблюдения предполагают, что раковина была подвергнута значительным изменениям, чтобы в неё можно было вдувать воздух: -Точки ударов видны из переднего канала, восходящего вдоль верхней губы, что свидетельствует о том, что верхняя губа и внешняя губа были полностью отретушированы для придания контура краю (рис. 2А).

Рис. 2. Раковина Харонии несет на себе следы важных изменений сделанных человеком. (A) Серией ударов была удалена верхняя (внешняя) губа. (B) Открытие вершины путём разрушения первых шести витков шпиля. (C) На виде сверху зазубренный край горлышка указывает на итоговую работу. (D) Изломанный край шпиля покрыт отложением коричневатого органического вещества. [Фото C. Fritz.]

- Вершина (шпиль), которая является отправной точкой для формирования моллюском панциря и, следовательно, его наиболее прочной частью, интенсивно трансформировалась (рис. 2, C и D). Серией ударов отсекли его коническую оконечность, уничтожив примерно шесть витков шпиля. В результате этой операции получилось круглое отверстие с неровными краями диаметром 3,5 см. Чрезвычайная прочность вершины раковин Charonia и организация ударов изключают любую возможность её случайного разрушения, например, из-за ударов волн, когда раковина находилась в море.

- На внешней и внутренней стороне верхушки сохраняется тонкий слой материала коричневатого цвета (Рис. 2D). Похоже, что это органическое соединение, изпользуемое для прикрепления трубки к отверстию на вершине, чтобы сформировать систему захватывания губами.

- Внутренняя перфорация сделана, вероятно, для удержания мундштука на оси циркуляции воздуха. На вершине раковины обнаружена внутренняя перфорация диаметром 1 см, пробивающая крышу седьмого витка шпиля на глубину 3,5 см (рис. 3, A – D). На внешней стороне почти круглого отверстия видны бороздки, характерные для заноса инструмента (рис. 3B). Движение инструмента было бы сильно ограничено небольшим диаметром отверстия, которое является единственной точкой доступа внутрь раковины харонии (рис. 3C).

Рис. 3. Харония - духовой инструмент. (A) Сагиттальный (делящий на правую и левую половины) разрез трехмерной (3D) модели оболочки, позволяющий визуализировать отверстие, просверленное на уровне шестого витка шпиля (после открытия вершины; см. Рис. 2), вероятно, для введения трубки, нужной для облегчения установки мундштука. (B) Деталь круглой перфорации, просверленной от вершины. Полосы на краю возникли из-за протягивания инструмента. (C) Вид сверху 3D-модели, показывающий перфорацию. (D) Трехмерный (3D) разрез на уровне седьмого витка шпиля. (E) Раковина Марсуласа в ее магдаленском контексте (гипотетическая реконструкция). (F) Раковина из Юго-Восточной Азии, устье которой покрыто черным налетом, предназначенным для защиты губ играющего. (G и H) Раковина из Сирии и деталь ее горлышко с зазубринами, близкая к горлышку раковины Марсуласы. (I и J) Раковина из Новой Зеландии и её мундштук из украшенной костяной трубки. [Снимки 3D-модели (от A до D): C. Fritz; рисунок (E): G. Tosello; фотографии (от F до J): Musée du Quai Branly-Jacques Chirac / E. Kasarhérou.]

Такие модификации, облегчающие игру на раковине ртом, известны в более поздние периоды. Экспонаты Музея на набережной Бранли-Жака Ширака (Париж, Франция) представляют собой большую сравнительную коллекцию раковин со всего мира, демонстрирующую множество различных техник, изпользуемых для создания мундштука. По модификации верхушки раковина, похожая на раковину Марсуласы, представляет собой неопознанный экземпляр из Сирии (рис. 3, G и H). Как можно увидеть на других раковинах исторических времён (письменного периода), композитный мундштук мог быть сделан с трубкой, проходящей через верхушку раковины и закреплён на оболочке органическим материалом (таким как смола или воск), что могло бы объяснить коричневатые остатки на поверхности раковины на краю вершины и внутри раковины (рис. 2 и 3). В случае раковины Marsoulas мы можем представить себе изпользование пустой трубки из птичьей кости, возможно, для фиксации рогового мундштука, подобного показанному на рис. 3A. Внешние, выполненные человеком модификации (удаление верхней губы) (рис. 4) не изменяют воздушный поток и колебания внутри корпуса и, следовательно, звук. С другой стороны, разположение отверстия на верхушке необходимо для правильного размещения губ на мундштуке и предотвращения утечки воздуха во время игры.

Следы красок и гравировки свидетельствуют об украшении рога морской раковины. Несколько остатков красного пигмента всё ещё видны невооруженным глазом; они разсеяны на внешней части раковины и колумеллы. Увеличенное изображение показывает, что наложенные друг на друга красные точки размером и формой, совместимыми с отпечатками пальцев, покрывали внутреннюю поверхность раковины вплоть до горлышка (рис. 1). Точки связаны с линиями того же цвета. Эти знаки похожи на мотивы, присутствующие на стенах пещеры (бизон, покрытый слоем точек, большой знак, связывающий точки и красные линии и т. д.). Для характеристики этого цвета была проведена рентгенофлуоресцентная спектрометрия. Пигмент представляет собой охру, содержащую железо, кремний и калий (алюминий не обнаружен). Поскольку остатки красок очень слабы, сравнить их состав с найденными на картинах пещеры не представлялось возможным. Наряду с этими цветными элементами под тонким слоем красного пигмента на внутренней кромке раковины, у её отверстия, видны очень тонкие гравюры. В то время как некоторые из отметин больше похожи на случайные царапины или бороздки, другие, более организованные, с более глубокими и правильными линиями, кажутся намеренными, даже если мы не смогли идентифицировать какое-либо образное представление. Эти схематические украшения могут быть связаны с теми, которые присутствуют на наскальных рисунках в Марсулах и более широко в кантабрийских пещерах, где наблюдаются стилистические особенности, такие как пунктирные бизоны, четырехугольные знаки, полосатые шеи гравированных хиндов и т. д. Эти элементы всё ещё свидетельствуют о возможной связи между Марсульской и кантабрийскими пещерами. Со всеми этими элементами согласуются полученные недавно радиоуглеродные даты, определяющие доисторическую эпоху примерно до 18 000 лет назад.

Во всем мире раковины служили музыкальными инструментами, призывающими или сигнальными устройствами, а также священными или магическими объектами в зависимости от культур. Область их изпользования разпространяется на Океанию, Новую Зеландию, Европу, Индию, Тибет, Японию, Индокитай, Новую Гвинею и за её пределами. Самые старые известные раковины в Средиземноморье произходят из Древней Греции. Насколько нам известно, раковина Марсуласа уникальна в доисторическом контексте не только во Франции, но и в масштабе палеолитической Европы и, возможно, всего мира. В этом континууме раковина Марсулас предоставляет новую информацию о производстве звука и музыки в верхнем палеолите.

Этот необычный археологический артефакт многогранен: это музыкальный инструмент, украшенный престижный объект, символ океана и дальних контактов на Атлантическом побережье и в Кантабрии (Испания). Между тем роль прибрежной среды в палеолитических обществах еще мало изучена. Мы действительно знаем, что некоторые магдаленские группы получали на побережье костные материалы для изготовления инструментов и переносных предметов искусства (например, зуб кашалота в Ле Мас д'Азиль (Арьеж, Франция) и Лас Калдас (Астурия, Испания). Изучение музыкальных характеристик раковины из Марсуласы дает выдающуюся информацию о символической деятельности, связанной с наскальным искусством.

Вероятно, музыка играла важную роль в символическом мире людей в период верхнего палеолита. Однако сохранилось и обнаружено лишь несколько музыкальных инструментов. В отложениях этого периода засвидетельствованы флейты, свистульки и буллиты. Более старые предметы, возможно, связанные с музыкальной практикой, вызывают большее сомнение. Вероятно, были и барабаны, но эти инструменты из дерева и кожи не сохранились.

Теперь имеются веские доказательства того, что раковина Марсуласа произходит с археологического уровня, относящегося к началу магдалинского периода. Украшение её красными пигментами и графические элементы, присутствующие на стенах пещеры, подтверждают эту атрибуцию. Это первый случай, когда подтверждается символическая связь между богато украшенной пещерой и музыкальным инструментом. Как и искусство, музыка - это продукт социальных взаимодействий. Сильная связь, которая должна существовать между изображением и звуком, безусловно, имела социальную функцию, важную в социальных практиках и ритуалах. Палеолитическое звукоизвлечение - всё ещё сложная область интерпретации, которая может быть основана только на археологических артефактах.

Кстати, удалось извлечь из древней раковины звуки. Звучание древнего инструмента записано в ролике.

Можно также послушать, каковы возможности раковины, как музыкального инструмента

Предыдущие статьи:

Спирали из прошлого - морские раковины звучат вновь

Музыка каменного века

Просто новости - 181

Сегодня кучно пошло: Под звуки похоронного марша из Нигера вылетел последний американский транспортник с успевшими уцепиться за шасси французами. Те, кто не успел, рванули в Чад, г...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • :thumbsup: :fist: :hand:
  • :blush: :thumbsup: Вот же Человек! что ни увидит - всё в рот тянет и на зуб попробовать норовит)
  • "любовь человека к гудению" - да еще и не один день, погудеть все любят :stuck_out_tongue_winking_eye: :yum: