Явления Христа по Воскресении: что говорят евангелисты

3 676

Протоиерей Владимир Долгих

Явление Иисуса Христа на берегу Тивериадского озера по воскресении. Джеймс Тиссо. Фото: toraart.com

Светлая седмица – благодатные послепасхальные дни. Самое время вспомнить когда, где и кому являлся Христос после Своего Воскресения. Обратимся к евангелистам.

После Воскресения Христос еще сорок дней находился на земле. В Евангелии описано несколько явлений Спасителя апостолам и женам-мироносицам, потому, учитывая продолжающееся празднование Пасхи, немного освежим в памяти, что же писал об этих событиях каждый из евангелистов.

Евангелист Матфей

Матфей передал нам сведения о двух явлениях Христа. Первое – это явление женам-мироносицам после того, как они направлялись к апостолам, чтобы рассказать им о пустом гробе и встрече с ангелом (Мф. 28, 9-10). Интересным моментом здесь является свидетельство о том, что жены ухватились за ноги Спасителя, при этом, немного ранее, Марии Магдалине Он запрещает прикасаться к Себе. Почему именно так поступил Христос, мы можем только догадываться. К примеру, по слову блаженного Иеронима Стридонского это было свидетельством инаковости Марии: ее вера была гораздо крепче веры остальных жен, а потому и не нуждалась в дополнительном удостоверении реальности Воскресения.

Второе свидетельство Матфея – это завершение его евангельского повествования, где идет речь о явлении Спасителя одиннадцати ученикам и благословение их на проповедь (Мф. 28, 16-20). Этот сюжет нам должен быть хорошо известен – именно этот отрывок читается во время таинства крещения. Здесь ситуация немного схожая с предыдущим свидетельством. Мы видим, что некоторые из учеников усомнились в реальности Христа, но, по словам Евфимия Зигабена, это сомнение было кратковременным, длившимся ровно до того момента, как Спаситель подошел к ним.

Евангелист Марк

У Марка мы встречаем три свидетельства. Первое, довольно краткое, повествует о явлении Марии Магдалине (Мк. 16, 9). У священномученика Григория (Лебедева) есть просто замечательный комментарий об этом явлении: «Так вознаграждается любовь! Ей дарится первая радость, – пишет он, – Так близки Христу и так любимы Им преданные Ему души! Счастлива Мария! Блаженны последующие ей!».

Вообще, евангелист Марк часто очень краток в своих свидетельствах. Так, о втором явлении – явлении Христа Луке и Клеопе – он сообщает всего одной фразой: «Явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение» (Мк. 16, 12). В этом предложении обращает на себя внимание указание на «иной образ» Спасителя. О чем здесь идет речь? Блаженный Августин говорит, что Христос явился в Своем Теле, однако вид Его был иным, из-за чего ученики Его не узнали. Это указание на преображенное Тело, Которое Лука и Клеопа не сразу смогли увидеть своими телесными очами.

Интересно, что в другом месте блаженный Августин рассуждает о том, что смерть Христа вызвала в апостолах помутнение памяти, и далее пишет: «Вид Его на кресте стал таким потрясением для апостолов, что они забыли, чему Он их учил, не ожидали Его воскресения и не держали в памяти Его обещаний».

Третье упоминание евангелиста Марка о явлении Христа по Воскресении, относится к явлению Христа одиннадцати ученикам (Мк. 16, 14). Опять же, все довольно кратко, но здесь, в отношении всех бывших на Тайной Вечери апостолов, мы встречаем укор, который мы обычно привыкли относить лишь к Фоме. Господь «упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».

Если мы снова обратимся к толкованию блаженного Августина, то увидим, что укоры Спасителя вполне справедливы. Иппонийский епископ говорит, что в тот момент отцы веры сами все еще не верили, а ведь им предстояло проповедовать по всему земному шару, да еще и тем, кто не видел Воскресшего Христа. Упрек здесь был вполне уместен и послужил укреплению веры апостолов.

Евангелист Лука

Евангелист Лука оставил нам два упоминания о явлениях Спасителя после Своего Воскресения. Первое из них – это довольно подробный рассказ о путешествии в Эммаус (Лк. 24, 13-31). Здесь мы встречаем свидетельство «слепоты» апостолов, о котором также упоминает евангелист Марк. Как было сказано, Тело Христа преобразилось, а потому Его Лука и Клеопа не узнали.

Но с другой стороны, только подумайте, – вопрошает владыка Михаил (Лузин) – «как могли они в этом спокойном и обыкновенном по-видимому путешественнике узнать недавно измученного и распятого их Учителя и Господа?». Господь беседует с учениками, дабы те, сильнее раскрыв свои недоумения, осознали свои «раны», ведь тогда «лекарство» становится более действенным.

После этого мы видим как Лука и Клеопа отправились рассказать о случившемся одиннадцати апостолам, и во время их повествования Спаситель является снова (Лк. 25, 36) – это второе явление Христа, описанное Лукой. Ученики, увидев Христа, смутились, восприняв Его за призрака и для их удостоверения Господь предлагает посмотреть и прикоснуться к Своему Телу. Затем Он просит есть.

Все вроде бы понятно, но ведь преображенное Тело Христа больше не нуждается в поддержке Своей жизнедеятельности с помощью земных, чувственных средств. Ответ на это недоумение дает святитель Иоанн Златоуст: «Он вкушал пищу, не имея сам в ней нужды, но желая исправить немощь учеников».

Евангелист Иоанн

У евангелиста Иоанна содержится больше всех по количеству упоминаний о явлениях Христа после Воскресения. Вначале он подробно описывает встречу Спасителя и Марии Магдалины (Ин. 20, 11-18). Здесь обращает на себя внимание запрет на прикосновение к Телу Спасителя. Однако, помимо упомянутой вначале причины, существует еще иное мнение. Так, например, святитель Григорий Палама указывает, что Христос Своим запретом говорит Марии: «Поскольку твоя мысль не прикасается глубине Таинства относительно Меня: что Я – Бог, во плоти ныне тобою видимый, и то во плоти ныне особенно божественной, то посему: «Не прикасайся Мне». Для нас это свидетельство того, что грешная душа попросту неспособна находиться рядом с Богом.

Далее евангелист Иоанн рассказывает о двух нам хорошо известных явлениях Христа апостолам без Фомы и с Фомой (Ин. 20, 19-29). В нашем народе сложилось, в какой-то мере, довольно уничижительное отношение к Фоме, выразившееся в наименовании его «неверующим». Но, к сожалению, многие не обращают внимания на тот факт, что Христос в первом явлении ученикам показал им и руки, и ноги, и ребро, т.е., в подтверждение реальности Своего Воскресения, предоставил те свидетельства, о которых просил Фома. Более того, именно апостол Фома, первый из учеников, исповедал Христа Богом (Ин. 20, 28).

Сомнения, пожалуй, бывают у многих христиан, но преодолевая их, мы только укрепляемся в вере, о чем ясно свидетельствует переданный нам евангелистом Иоанном пример.

Осталось сказать о последнем у Иоанна явлении Христа апостолам на Тивериадском море (Ин. 21, 1-14). Больше всего в этом рассказе привлекает горячность апостола Петра, который, едва узнав стоящего на берегу Спасителя, тотчас бросился в воду, дабы вплавь скорее добраться до Него.

Однако мне еще хотелось бы обратить внимание на количество пойманной рыбы – 153 (Ин. 21, 11). Однозначного понимания символики этого числа нет. Так, например, Евфимий Зигабен, утверждает, что тройка указывает на число Лиц Святой Троицы, в Которую уверуют люди благодаря апостольской проповеди. Причем уверовавших язычников (число 100) будет значительно больше, чем иудеев (число 50). У преподобного Максима Исповедника на этот счет есть своя «математика». Он обращает внимание, что число 153 получится если сложить все числа от 1 до 17. Таким образом, делает вывод преподобный Максим: «Спасающиеся входят в Царство Небесное через исполнение десяти заповедей и семи действий Святого Духа».

                                        * * *

В рассмотренных образах апостолов или жен-мироносиц мы встречаем множество черт человеческого характера, а потому каждый может увидеть в них себя. Возможно, подобным образом, при Втором Пришествии, каждый из нас будет встречать Христа по-разному, но нас всех будет объединять радость встречи Того, Кто ради нас победил саму смерть!

Христос Воскресе!


Источник

Не ЦИПСО, не!

Мигранты притесняют ррррруских людей. Фотофакт Я, 6леать, сегодняшний день хотел тихонечко посвятить праздничным мероприятиям в семейном кругу. У меня для этого, например, стейк из красной рыб...

Мария Захарова: а что вообще делают в России послы, не явившиеся на инаугурацию?

Похоже, что Россия готовится к понижению уровня дипотношений с Европой. И даже более того: к инициативному понижению. То есть мы ждать не станем, а сами вышлем их послов на родину, если...

Уси-пуси, на микропюрера покушались

Зеленский принимает новый закон о мобилизации. Фотофакт У Зеленского всё плохо. Фронт сыпется, армия деморализована, экономика уничтожена, денег нет, народ прячется от лютующих ТЦКшников. Плюс ...

Обсудить
  • Информативная и назидательная проповедь. Слава Господу!
  • Воистину Воскресе!
  • Спасибо за статью! :pray: