Мастер лунного света Джон Эткинсон Гримшоу

36 1965

                                      Джон Эткинсон Гримшоу
(6 сентября 1836 - 31 октября 1893, Лидс)
- английский художник, мастер лирического, атмосферного ночного пейзажа, изображающего городскую и сельскую Британию эпохи правления королевы Виктории. В его картинах часто встречаются освещённые газовыми фонарями или светом луны улицы и переулки, предместья, туманные набережные и доки, силуэты кораблей и домов промышленных городов Англии - Лондона, Глазго, Ливерпуля и Лидса.

      Художник родился в Лидсе в семье Мэри и Дэвида Гримшоу, отставного полицейского, позже работавшего в железнодорожной компании. Туда же по совету отца в 1852 году Джон Эткинсон устроился на работу клерком. Тяга к рисованию проявилась у него еще в детстве, но его родители были строгими баптистами и запрещали ему рисовать, а однажды мать даже уничтожила все его наброски.

      В 1858 году Гримшоу женился на своей кузине Фрэнсис Хаббард (1835–1917). Он продолжил занятия живописью, изображая птиц, создавая натюрморты с фруктами и цветами; рисовал окрестности родного города. В Лидсе было несколько картинных галерей, в них Джон Эткинсон любовался работами известных художников того времени.

      В 1861 году, к ужасу своих родителей (и, вероятно, при поддержке любимой жены) он оставил работу в компании, чтобы стать профессиональным художником. В том же году под патронажем Философского и Литературного общества Лидса, в котором Джон состоял, прошла его первая выставка. На ней были представлены вполне традиционные для Англии картины с изображением птиц, а также натюрморты.

Натюрморт с гнездом дрозда, первоцветами и цветами груши, 1862
Натюрморт с ананасом, 1862

      Позже он стал рисовать ночные пейзажи; окутанные влажным туманом ночные порты, улицы с экипажами и мокрыми мостовыми, а также неизменный смог английских промышленных городов, освещённых газовыми фонарями, передавая зрителю натуралистичные ощущения сгущающихся сумерек, дрожащего желтого света фонарей и влажной после дождя дороги.

Ночная улица

      Его работы нравились публике, их охотно приобретали. Поначалу они продавались в двух галереях и книжных магазинах, позже продажей его живописи занимался опытный лондонский дилер Вильям Агнью. С ростом популярности, финансовое положение художника упрочилось, и в 1865 году Джон Эткинсон смог поселиться со своей семьёй в более престижном районе Лидса. Настоящим успехом для художника стало признание его живописи Королевской Академией искусств.

      Семья разрасталась, и для комфортной жизни, в двух милях от Лидса, Гримшоу приобрёл большой старинный особняк XVII века Кностроп Холл, который он часто рисовал.

Кностроп Холл, раннее утро

     Летом семья уезжала в курортный город Скарборо, где арендовала просторный дом, названный художником «Замок у моря». Дом располагался на высоком холме возле замка Скарборо и стал его любимым местом для работы и вдохновения, смягчив трагические воспоминания о смерти троих детей, которые ушли из жизни в семейном доме в Лидсе. На берегу Северного моря художник создал множество прекрасных работ, посвящённых морской тематике. Так же он рисовал портреты, находясь под влиянием мастера женского элегантного портрета Джеймса Тиссо.

Милый дом
Весна

      Чтобы быть поближе к заказчикам, в 1880-е годы художник работал в снятой им студии в Лондоне в Челси, неподалеку от мастерской прерафаэлита и признанного английского мастера ночного городского пейзажа Джеймса Уистлера, который высоко ценил талант Гримшоу и отзывался о нём с большим пиететом. Но в отличие от импрессионизма, присущего Уистлеру, Гримшоу был мастером реализма.

      Прерафаэлиты - эстетическое движение, девизом которого было «искусство ради искусства», оказали большое влияние на стиль работ Гримшоу. Чтобы достичь максимальной реалистичности, художник стремился передать точные цвета пейзажа, его настроение, все нюансы света и мельчайшие детали. Он интересовался фотографией и даже использовал камеру Обскура для переноса своих эскизов на холст. В арсенале сюжетов Гримшоу, помимо пейзажей, были и сказочные сюжеты с феями и волшебными существами, и исторические сцены из жизни Рима и Греции, а также аллюзии на литературные произведения Лонгфелло и Теннисона.

Элейн
Две тысячи лет назад
Леди Шалотт, 1872

      Джон Эткинсон постоянно совершенствовал свой особый стиль живописи, экспериментировал ради получения необходимых эффектов, добавляя в краски различные ингредиенты, в том числе и песок. На поверхности картин практически не было заметно мазков краски. У мастера не было учеников и собственной живописной школы, но популярность его художественного стиля была такова, что его работы копировались и подделывались при жизни. С 1867 года живописец стал подписываться «Эткинсон Гримшоу», а не Д.А.Гримшоу, на самой картине и на ее обороте.

      В родном Лидсе Джон Эткинсон Гримшоу постоянно выставлялся в Городской галерее искусств. С 1874 по 1886 годы художник представил на выставках в Королевской академии всего лишь 5 работ и одну в Гросвенорской галерее. Его картины сразу же находили своих покупателей среди местных меценатов. Многие из полотен мастера попали в частные владения и известны лишь по каталогам. Поэтому Королевская Академия и галерея Гросвенор могут гордиться тем, что в их экспозиции находятся некоторые живописные работы Гримшоу.

     Жена родила ему пятнадцать детей, но только шестеро из них выжили. Имена своим детям супруги давали в честь персонажей стихов Теннисона: Артур, Луи, Уилфред, близнецы Элейн и Ланцелот...

      Тяжелая болезнь застала живописца в Лидсе в разгаре творческой деятельности. 31 октября 1893 года Джон Эткинсон Гримшоу скончался в возрасте 57 лет от туберкулёза и был похоронен в родном Лидсе. Мастер не оставил после себя ни писем, ни дневников - лишь замечательные картины и детей, которые в полной мере унаследовали талант своего отца. Его сыновья Артур Э. Гримшоу(1864-1913) и Луи Х. Гримшоу(1871-1937) пошли по стопам отца и тоже стали художниками.

      Джон Эткинсон Гримшоу был художником-самоучкой из небогатой семьи, но благодаря таланту и настойчивости, сумел завоевать признание современников.

      А теперь предлагаю вам окунуться в таинственный мир лунного света, вечерних сумерек, тёплого света фонарей и смога - вечного спутника туманного Альбиона...

Сумерки на Темзе
Улица Боа-Лейн в Лидсе, 1881
Старый Скарборо, 1879
Ливерпульский док от Уоппинга, 1870
Доставка в Гринок
Лондонский мост ночью
Док Принс, корпус
Размышления над вечерней Темзой, 1880
Серебро лунного света
Загородное поместье осенью
Лунный свет

     Вскоре после смерти Джона Эткинсона Гримшоу его творчество было забыто. И только в середине двадцатого века интерес к его работам вдруг вырос, когда некоторые из них совершенно случайно оказались на аукционах. Интерес был настолько велик, что английские музеи организовали несколько крупных выставок этого замечательного живописца. Его можно смело назвать певцом осенних сумерек и ночных лунных состояний...

Парк Роу, Лидс
Наблюдая за озером, залитым лунным светом
Лунный свет в ноябре
В золотое старое время
Парк Раундхэй в лунном свете, Лидс, 1872
Лунная дорожка с двумя влюблёнными

     На заставке картина Джона Эткинса Гримшоу "Дух ночи", 1879

     Текст составлен по материалам интернет-изданий



Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

Обсудить
  • Здравствуйте, Марго. То что на картинах сплошное великобритАчество -- не волнует абсолютно. Краше нашей России нет страны и наших пейзажей и городов. НО -- техника написания картин -- ВЫСОЧАЙШАЯ. Такое ощущение, что созерцаешь в специальный прибор подземный мир чистилища, в котором всегда ночь, нет солнышка и радости, где ходят мрачные души десятками лет и не понимают сколько еще будут там находиться. Очень мистично все это смотрится. :confused:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Великолепные картины притягивают к себе взгляд и заставляют любоваться нежной игрой красок, передающими туман и сумерки. Очень понравилась картина "Милый дом" . Спасибо большое за статью! :heart: :clap: :clap: :clap:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Очень красивые, романтичные и атмосферные картины! Спасибо, Марго! Замечательный художник! :clap: :tulip: :blush: