Напоминаю, что причиной появления "звёздных" крепостей стало появление артиллерии и насущная потребность защититься от неё. Время возникновения проблемы - Столетняя война.
Начало темы: http://cont.ws/post/198757
продолжение: http://cont.ws/post/199794
начало "финиты": http://cont.ws/post/200528
Продолжаем шаг за шагом прослеживать историю: как из римских замков появились на свет звёздные лебеди :о) Цитатами кратко из книги:
Эжен Виолле-ле-Дюк
"Крепости и осадные орудия. Средства ведения войны в Средние века"
http://mreadz.com/new/index.ph...
«система фортификаций, принятая в Средние века, не была приспособлена для расширения, и, когда протяженность стен становилась слишком большой, оборонная мощь крепости уменьшалась, если они не стояли под защитой выдвинутых вперед фортов, которые дробили силы осаждающих и мешали врагу продвигаться вперед. »
Отдельные, стоящие рядом с городом замки, увеличивали обороноспособность города.
«В Шовиньи в конце XIV века имелось целых три замка, построенные на соседнем холме, и все три были совершенно независимы друг от друга. Подобные города, в которых крепости стояли за пределами городской черты, считались неприступными, причем справедливо.»
«То самое чувство недоверия, которое заставляло французского феодала отделять свой замок от города, находившегося под его защитой, не позволяло ему вооружать или обучать военному делу горожан. Феодал доверял только своим людям, своему коню и своим латам, а более всего своей личной храбрости и держал пехотинцев на расстоянии. Он приводил их на поле боя только для того, чтобы увеличить число своих воинов, и в разгар битвы бросал на произвол судьбы. Эта подозрительность, которая оказалась для Франции в первый период Столетней войны фатальной и которой Франция обязана поражениями во многих решающих битвах начала этой войны, несмотря на несомненное превосходство французского рыцарского войска над английским, весьма способствовала развитию военной архитектуры. И в самом деле, нет ни одной страны в Западной Европе, где было бы столько полностью завершенных фортификаций чисто феодального характера, как во Франции XIII и XIV веков. Именно замки помогают лучше понять военную концепцию того времени, ведь только для них было характерно обилие мер предосторожности и всевозможных способов обороны, иногда необычных.»
«Количество замков, покрывающих землю Франции, в особенности на границах провинций, неисчислимо. Не было ни одной деревушки, села или городка, который не имел бы своего замка, не считая изолированных замков, военных постов и башен, которые тянулись по берегам рек, по долинам и болотам на небольшом расстоянии друг от друга. »
Замок Шато Гайар http://www.youtube.com/watch?v...
(не из книги - из интернет: "В ходе Столетней войны Шато-Гайяр был оплотом и французов и англичан, после ожесточенных осад неоднократно переходил из рук в руки.
Окончательно за французской короной замок закрепился лишь в 1449 г. А в 1599 г. ГенрихIV приказывает разрушить Шато-Гайяр."
В 1197-1198 году (то есть всего за один год!) для закрытия французам пути на Руану королём Ричардом Львиное Сердце был построен замок Шато-Гайар, отличающийся многими своими конструктивными новшествами .
Рис. 28. План первого этажа замка Шато-Гайар: А — высокая угловая башня; В — более низкие боковые башни; С, D — угловые башни; Е — внешняя линия укреплений, или нижний двор; F — колодец; G, Н — здания в нижнем дворе; I — ров; К — входные ворота; L — контрэскарп; М — донжон; N — эскарп (откос); О — башня с потайной дверцей; Р — потайная дверца; R — стены с парапетами; S — ворота, выходящие на эскарп; Т — фланговые башни; V — внешняя башня; X — соединительная стена; Y – сваи, пересекающие реку; Z — большие рвы
В точке А, напротив узкой гряды, соединяющей утес с окружающими замок холмами, Ричард велел выдолбить в скальной породе, слагающей местность, глубокий ров и построил высокую мощную башню, парапеты которой доходили до самой высокой точки возвышенности и главенствовали над этими холмами. Эту башню с флангов поддерживали две другие В. От башни А к башням D шли стены, повторявшие все изгибы утеса. Башня А возвышалась над всем передовым укреплением AD и держала его под огнем. Второй ров, тоже выбитый в скальной породе, отделял эти укрепления от замка, две башни С которого, по-видимому, возвышались над башнями D[39]. К первой, внешней линии укреплений замка Е примыкали конюшни, хозяйственные постройки и часовня, образуя нижний двор. В точке F был вырыт колодец, а под двором и за его пределами располагались обширные подвалы, крыша которых опиралась на колонны, вырубленные в скале. Свет в них проникал через отверстия, выходившие в ров I. По двум тоннелям, пробитым в скале, из этих подвалов можно было выбраться наружу. В точке К располагались ворота, через которые можно было попасть в замок и основание которых располагалось на высоте 2 метра над контрэскарпом L. При жизни Ричарда эти ворота были защищены укреплениями, выступавшими в ров – это были навесы и два маленьких боковых поста. Ворота имели также опускающуюся решетку. С тыла их прикрывал донжон М. Казармы для воинов размещались вдоль эскарпа, а дверца Р, прикрытая мощной башней О, открывалась на парапет R. Вполне возможно, что ворота первой линии укреплений находились в точке S, над эскарпом[40].
С другой стороны замка в Т вдоль утеса тянулись башни и стены с парапетами, вырубленные в скалах. Здесь была и башня V, поставленная напротив утеса и сообщавшаяся с замком лестницами и галереями, пробитыми в скале. Она соединялась со стеной X, которая представляла собой барьер, преграждавший путь к основанию эскарпа и берегу реки, и вместе со сваями, перегораживавшими реку, имела задачу прерывать всякое движение по Сене. К реке спускались большие рвы Z, которые были вручную вырублены в скале.
«В конце XII века норманнские замки не имели ничего общего с Шато-Гайаром, из этого можно сделать вывод, что король Ричард сам создал его формы, разработав также некоторые виды укреплений, которые свидетельствуют о его богатом опыте в военном искусстве. Впрочем, вполне возможно, что идеи некоторых из этих укреплений, далеко опередивших свое время, были заимствованы им на востоке. Мы не можем сказать наверняка, так это было или нет. А может быть, он опирался при сооружении Шато-Гайара на забытые уже к тому времени римские традиции. А может быть, этот король, повидавший на своем веку множество крепостей, сам додумался до идей, получивших столь блестящее воплощение в замке Шато-Гайар?
Стены внутренней линии его укреплений имеют странную, эллипсообразную форму, благодаря чему, защитники имели возможность держать врага под перекрестным обстрелом
Рис. 30. Шато-Гайар – внешний вид стены
«Не менее интересен с инженерной точки зрения и донжон, имеющий круглую форму. На его стене мы видим несколько перевернутых пирамид (рис. 31), основания которых располагаются в верхней части донжона. Эти пирамиды, вероятно, имели внизу арки, выполнявшие роль машикулей, над которыми располагалась парапетная стенка с бойницами. Ближе к вершинам эти пирамиды сходили на нет. Это хитроумное приспособление позволяло защитить основание донжона и в то же самое время укрепить всю постройку. Со стороны замка донжон имел выступающий угол (см. план на рис. 28), который усиливал его мощь в том месте, где противник имел возможность устроить подкоп.
Рис.31 Донжон замка Шато-Гайар
На укреплениях замка не видно ни скульптур, ни барельефов – все было подчинено задачам обороны. Кладка очень прочная, выполненная из кварцитовых булыжников, скрепленных очень прочным известковым раствором, и облицованная тщательно обтесанными некрупными каменными блоками. В облицовке то там, то здесь слои белого камня чередуются со слоями красного.»
Пока Ричард был жив, французский король не осмеливался идти на его осаду. Понимая, что до Руана ему не добраться без взятия Шато-Гайара, Филипп II Август сумел совершить этот военный подвиг в 1204 г.
«Дневник этой осады продемонстрировал удивительный факт в истории фортификаций – Шато-Гайар, несмотря на свое выгодное положение и на то мастерство, с каким Ричард Львиное Сердце учел все детали его защиты, имел слишком ограниченные размеры. Уже в то время средства обороны, сосредоточенные в одной точке, вместо того чтобы усиливать друг друга, стали взаимно уязвимы. Способы атаки, становясь все более энергичными и мощными, требовали все более протяженной линии защиты. Далее мы увидим, как в течение XIII века инженеры сделали фортификационные сооружения более простыми и просторными и стали сооружать их на систематичной основе.Замок Монтаржи, построенный в XIII веке, план которого мы приводим (рис. 32), так же как и Шато-Гайар, был сильно укрепленной крепостью, и взять его можно было только после правильной осады. Он стоял на дороге Париж – Орлеан, которая проходила через укрепленные ворота А и В.
Рис. 32. План замка Монтаржи: А и В — внешние ворота; С – внутренние ворота; D — другой вход; Е — боковая дверь; F — донжон; G — большой зал; Н — часовня; I — лестница; К —галерея; L — казармы; М – башня над воротами; N — сторожевая башня; О – конюшни и подсобные помещения; S — рвы
Внешние и внутренние линии были окружены рвами S. Стена с башнями держала под обстрелом дорогу, которая шла мимо замка. С дороги в замок можно было попасть через ворота С (см. рис. 61, где этот вход показан с высоты птичьего полета). Другой вход, проходивший через мощную отдельную башню, был очень хорошо укреплен. Что касается внутренних укреплений замка, то они представляют большой интерес, поскольку демонстрируют, какими средствами защиты обладал ее гарнизон. Башни выступают далеко за линию стен, что позволяло держать подступы к ним под перекрестным обстрелом. На севере, где замок имел выступ (а это было его самое уязвимое место), было сооружено укрепление, имевшее два кольца мощных стен, одно внутри другого, которые соединялись перемычками. Позже к ним были пристроены две башни большего диаметра, чем все остальные. В точке G расположился большой зал высотой в два этажа, где собирался весь гарнизон, чтобы получить приказы командующего. Отсюда по лестнице I, состоявшей из трех пролетов, каждый из которых шел в своем направлении, воины могли быстро занять свои места в любой точке укреплений. Участок лестницы, соединявший ее с залом, легко уничтожался, и гарнизон мог укрыться в этом зале, если остальные укрепления попадали в руки врага. Массивный донжон F, высотой в несколько этажей, с круглой башней в центре, сообщался с залом на уровне второго этажа с помощью галереи К, которую, в случае необходимости, тоже можно было легко изолировать. Донжон возвышался над всеми линиями укреплений и прилегающими к нему зданиями. Гарнизон в обычное время размещался в казарме L с той стороны, где легче всего было проникнуть в замок. Буквой О обозначены конюшни, пекарня и кладовая, буквой Н – часовня, а N – пост, или караульное помещение, расположенное рядом со входом D. Небольшие здания, окружающие донжон, были сооружены позже. Дверца Е вела в обширные сады, которые были окружены укрепленной стеной. В течение феодального периода донжон для замка был тем же, что и замок для города, – последним убежищем его гарнизона, последним средством сопротивления. Поэтому их строили с особым вниманием и снабжали всеми известными в ту пору средствами защиты. Донжоны, построенные в романском стиле, были, как правило, квадратными и укреплялись башнями прямоугольной или полукруглой формы, которые держали стены под перекрестным огнем из бойниц, расположенных наверху. »
Замок Монтаржи
Рис. 33. План замка Шовиньи
Рис. 34. План донжона замка Этамп
Залы донжонов образовывали своды или отделялись друг от друга деревянным потолком, опиравшимся на ряд отдельно стоящих столбов. Залы имели многочисленные окна, через которые в них проникал свет, кроме того, они часто имели дымовые трубы, очаги и колодцы на первом этаже. Донжон строился в самом высоком месте холма, на котором стоял замок, или на специально сооруженном валу. Основание донжона защищала невысокая стена (chemise), а внутрь можно было попасть только через узкую дверь, поднятую на несколько метров над уровнем земли, а также с помощью деревянных и перекидных мостов, сообщающихся с парапетом этой стены. Уже тогда донжоны имели большую высоту, от 9 до 15 метров, что позволяло держать под наблюдением не только внешнюю линию укреплений замка, но и прилегающую к нему местность.
К середине XII века от квадратной формы донжонов и башен отказались. Под их выступающие углы можно было легко подвести подкоп и разрушить с его помощью всю башню. Донжон замка Этамп представляет собой весьма необычное сооружение, на примере которого хорошо видно, какие усилия прилагали строители XII века, чтобы сделать эту башню одновременно резиденцией феодала и хорошо укрепленным фортом. Мы приводим на рис. 34 план первого этажа этого донжона.
Рис. 35. План первого этажа донжона замка Провен: AB — линия разреза, показанного на рис. 39; С – внешняя платформа; D — проход к городской стене; F — дверь; G — очаг; Н —часовня; I — боковые дверцы; Р — замаскированный колодец
Донжон замка Провен, называемый «башней Цезаря» и построенный в XII веке, еще более интересен для изучения. Он представляет собой восьмиугольный форт с четырьмя башнями, которые у основания донжона примыкают к его стене, а выше становятся отдельными сооружениями и, таким образом, обеспечивают круговой обзор. Донжон вмещал в себя большое число воинов, если судить по планам других его этажей и угловых башен. На рис. 35 приведен план первого этажа «башни Цезаря»; на рис. 36 – план второго этажа; на рис. 37 – план четвертого этажа и первой круговой галереи (tour-de-ronde); на рис. 38 – вид с запада и на рис. 39 – разрез всего донжона по линии AB.
Но в XIII веке строители замков, по-видимому, отказались от квадратных и угловых форм и стали сооружать донжоны круглой формы.
Где-то около 1220 года Ангерран III де Куси построил прекрасный донжон, который сохранился до наших дней. Мы хотим закончить разговор о донжонах его подробным описанием, поскольку это самый большой, самый завершенный донжон из всех известных нам. Кроме того, система его оборонных сооружений самая сильная из всех и к тому же легко объяснимая.
На рис. 26 мы показали план замка Куси и его положение в городе Куси-ле-Шато-Офрик. С плацдарма, или нижнего двора, в котором располагались хозяйственные постройки, вход в замок шел по мосту А
Рис. 40. План замка Куси: А — мост; В — донжон; С – ров; D — часовня; Е и F — большие залы; G — бастион; Н — башни
(рис. 40), по обоим бокам которого стояли караульные помещения. Во время войны этот мост можно было легко разрушить, поскольку он покоился на отдельных столбах. Донжон В и защищавшая его основание стена возвышались над нижним двором и рвом, кроме того, с них были хорошо видны внутренняя поверхность стен замка и весь замок. Башни Н были построены одновременно с донжоном, как и часовня D. Верхние сооружения ворот и большие залы Е и F были перестроены в начале XV века.
Рис. 43. План третьего этажа замка Куси
Ни в римских сооружениях, ни в зданиях нашего времени нет ничего подобного этому залу, поражающему своей красотой и мощью, и разрез, приводимый на
рис. 45, дает лишь очень слабое представление о нем. Поднявшись по винтовой лестнице, мы оказываемся на боевой площадке (рис. 44). Своды нижнего этажа покрывали каменные плиты или свинцовые полосы, которые образовывали наклонную платформу. По ней шел крытый переход, с которого можно было без препятствий попасть на парапет. Канавки для стока дождевой воды, аккуратно вписанные в пяты арок, перекрывавших галерею четвертого этажа, свидетельствуют о том, что этот этаж никогда не имел крыши. Во время войны на каменных консолях, встроенных в толщу стены ниже парапета, устанавливались двухэтажные хорды (рис. 44).
Рис. 45. Донжон замка Куси в разрезе по линии OP плана
Донжон замка Куси сооружался следующим образом: от его основания вдоль стен шел спиральный помост, который продлевался по мере того, как росли стены. Этот помост представлял собой наклонную дорогу, по которой вкатывали наверх крупные камни. До сих пор в стене видим квадратные отверстия, куда вставлялись поперечные балки этого помоста и скобы, которыми они крепились. Эти отверстия расположены на равных промежутках по всей окружности огромной башни. Трудно было придумать более простое и удачное сооружение для быстрого строительства такого огромного донжона, позволившее избежать лишних затрат. Эта башня имеет внешний диаметр не менее 100 футов (свыше 30 м) и высоту от днища рва до основания сливной плиты, которая венчала украшенный карниз наверху, – 200 футов (60 м). В наши дни своды двух этажей обвалились, а верхней сливной плиты, украшенной четырьмя башенками, больше нет. Об этой плите и башенках упоминает в своей книге «О самых замечательных зданиях Франции» Дюрсо. На верхних парапетах и на дне рва сохранились остатки сливной плиты, но от башенок не осталось никаких следов. Вероятно, их обломки обнаружатся во рву при раскопках, если таковые будут произведены[48].
Вся каменная кладка донжона была скреплена цепью деревянных плит, площадью от 45 до 71 квадратного сантиметра, которая спрятана в толще стен, согласно традиции, еще существовавшей в XII веке. Поверх свода первого этажа эти плиты были связаны с системой радиальных балок, также сделанных из дерева.
Донжон строился словно бы для гигантов, и внешний вид этой башни вполне гармонировал с его мощью – это было подходящее место для владельца замка Ангеррана III де Куси, который был крупнейшей фигурой Франции эпохи феодализма.
Замки строились и укреплялись, появлялись новые формы и конструкции. Опыт применения этих новшеств становился трамплином для появления всё более и более совершенной обороноспособности. (будет продолжение)
Оценили 20 человек
20 кармы