Тема состава населения Сибири началась с находки мною карты http://cont.ws/post/201313 и потребовала продолжения.Мы смотрим и судим о далёких событиях с позиции сегодняшнего дня. Предлагаю посмотреть, как это видели краеведы почти два века назад Беру книгу "Прогулки вокруг Тобольска в 1830 году" Петра Словцова и стараюсь быть внимательной к мелочам. Речь идёт о Тобольске и его окрестностях в 1830 году. Интересного много, и темы для размышления также различны. Несколько слов о том, кто проживал в то время на этой территории. Для начала нужно отметить, что переселение в Сибирь имело, как минимум три волны, в результате которых сложилась довольно пёстрая картина.
Словцов отмечает, что население от первой волны в течение этого периода времени "успешно" ассимилировалось, перемешалось с коренным.
Но последующие переселенцы уже сохраняли свою русскую идентичность.
Читая такие книги, каждый раз убеждаюсь, что люди из поколения в поколение особо не меняются. Например, и в настоящее время иногда можно видеть, как снисходительно и забавы ради обращаются "цивилизованные дикари" с теми же хантами и другими народностями Сибири, как меняют на бутылку водки дорогие шкурки пушных зверей.
Кстати, Пётр Словцов приводит здравый довод не в пользу нахождения истины по созвучности названий и имён :о) А между тем, в настоящее время многие фальсификаторы и ищущие этим грешат, чем порождают всё новые и новые заблуждения.
Очень интересные заметки о бухарцах. Кого-то напоминает :о)
Наверное, и правда "ни что не ново под луною" :о)
Приведены страницы из книги Петра Словцова "Прогулки вокруг Тобольска в 1830 году"
Белявский Ф.И. "Поездка к Ледовитому морю" Пишет об остяках:
Происхождение остяков
Остяки, отысканные прежде всех по покорении Ермаком Сибири, добровольно в 7102 году приняли подданство России. Название их происходит от татарского слова «уштяки», т. е. невежды, дикие люди, которое они получили от владевших тогда Сибирью татар и которое было принято и русскими с переменою слога «уш» на «ос». Остяки северные сами себя называют «кондихо», что на их языке значит человек. «Конди»9 происходит как от реки сего имени, так и от слова «хо» – человек, почему в сложности наречие «кондихо» значит кондийский человек, откуда и происходят настоящие остяки. Южные же остяки сами себя называют «асьяхами» от реки, на их языке Ях именуемой. Самоеды их называют «таг», что также значит человек енисейский. Вогуличи, по сущему невежеству и безразличию понятий, соседей своих, остяков, называют тем же именем, как и самих себя, манси – люди. Более ничего нельзя вывести о происхождении слова «остяк»; происхождение же самих остяков все историки согласно выводят от финнов10, хотя первые не имеют ни малейшего сходства с предполагаемым своим корнем, различествуя от финнов и физически, и морально. Язык же их не только не сходствует с языком последних, но даже ни с каким из европейских и восточных ни в выражениях, ни в значениях, ниже в звуке. Язык остяков, по-видимому, должен быть им одним свойствен и чрезвычайно беден выражениями, так что остяки, живущие по соседству с русскими, беспрестанно принимают русские слова и выражения, которые на их язык совершенно нельзя перевести. Даже самые остяки, живущие в большом между собою расстоянии, часто не понимают друг друга, и, вероятно, нужда заставила каждого из них понимать и выражаться согласно его понятию. Что же касается до трех так именуемых родов остяцкого поколения, то они решительно друг друга не понимают, ибо каждое из них имеет особый свой язык. Происхождение енисейских остяков производят от кочующих там аринцев и коттов, а обдорских и березовских причисляют к финскому поколению… […]
Он же пишет о самоедах:
"Самоеды
Самоеды обитают далее к северу от Обдорской крепости. Они различествуют от остяков как наружным видом, так равно и языком; в отношении же к религии самоеды различествуют от остяков только тем, что никогда не принимали св. крещения и явно держатся шаманской секты, от которой, однако, и остяки по сие время совершенно отстать не могут. Вообще же между сими двумя народами столь много общего, что я для избежания повторений старался во всех случаях при описании остяков о том заметить.
Народонаселение
По сметам, составленным в начале поступления сего народа в подданство России29, и при первом обложении его податью самоедов считалось мужского и женского пола 6786 душ. Повальные болезни, истребляющие несчастных остяков, нисколько не распространились на самоедов, и потому должно думать, что число их не только не уменьшилось, но еще увеличилось. Но так как самоеды никогда не имеют постоянных жилищ и живут рассеянно, то невозможно ни сверить, ни определить положительно их народонаселение. Самоеды сами себя называют нинечами (людьми); название самоед, если выводить его из финского языка, должно быть ближе всего произведено от слова соома, что значит болото, а как обитаемая самоедами страна вся состоит из болот, то неудивительно, что и народ мог получить сие название."
"Места, обитаемые самоедами
Инородцами-бродягами называются те из сибирских народов, которые, не имея постоянных жилищ, переходят с одного места на другое и весьма короткое время остаются на одном месте. В разряд бродячих инородцев помещены и самоеды. Они кочуют от остяков далее на север к Ледовитому морю, на правом и левом берегу Обской губы. Пространство земли, ими занимаемое, совершенно неизмеримо; известно только то, что их кочевья начинаются от 65 град. широты и простираются по правую сторону до Енисея33, а по левую до Архангельской губернии.
Удобными местами для кочеванья почитают они тундреные, т. е. изобилующие мхом, нужным для их оленей, также и рыболовные и лесные, необходимые для их промыслов. Самоеды вообще не живут большими кочевьями, а более стараются быть уединенными. У них нет домов или юрт, как у остяков, зимою и летом живут в чумах.
Примечание. Самоеды между собою называют один другого не поименно, а просто общим названием для всего народа хазова. Слово «хаз» значит сам, а «ово» значит один, что и составит сам один или сам един, соответствующее их наименованию хазово. Итак, не очевидно ли, что название самоед есть искаженное из переводного их имени – сам един? Не подтверждается ли сие и тем, что они живут обыкновенно не обществами, а поодиночке? Что же касается до производства их названия от сам и ед, я считаю совершенно излишним доказывать эту нелепость, ибо никакие предания не доказывают, чтобы они друг друга пожирали."
Также можно разширить своё представление, прочитав материалы здесь: http://www.rgo-sib.ru/book/geo...
Оценили 17 человек
18 кармы