Наверное, для понимания событий и поведения людей того времени, следует не упускать из виду, что суеверия, существующие и в наши дни, в те времена были, зачастую, решающим фактором многих событий. Напоминаю, дело было в конце 16 начале 17 веков.
"Ты, Боже, Боже, Спасе милостивый,
К чему рано над нами прогневался,
Послал нам, Боже, прелестника,
Злого разстригу, Гришку Отрепьева.
Ужели он, разстрига, на царство сел?"
Так, видя в произходящем гнев божий, говорил простой верующий народ о смутном времени, бедою чёрной не обошедшего ни кого.
События, жестоко ломающие привычный уклад жизни, сознание, что государство находится на краю гибели, постоянная боязнь за свою жизнь и за жизнь своих близких, ввергало людей в особое состояние. Ныне называется оно стрессом. Как пример, могу привести возпоминание югославской девушки пережившей в юном возрасте бомбёжки Белграда, о своей сестре, по щекам которой несколько дней подряд непрерывно текли слёзы.
Каждый находился в напряжении, и это порождало всплески суеверий, подогреваемых слухами о явлениях чудных и вещих. Эти слухи и толки немедленно перелагались в сказания. Такие сказания и известия о необычайных явлениях возникали в самых разных местах земли русской. Люди искали высшего смысла в событиях и приходили к выводу, что "несть истины во царе же и патриархе, ни во всём священном чину, ни во всём народе". В одном из очень разпространённых сказаний 1611 года разсказывается, как его автору в чудном видении было поведано, что сам Господь укажет, кому владеть Российским Государством; если же поставят царя, то царя во век не будет. То есть народ тогда искренне верил, что царская власть от бога, а потому назначать царя самим людям нельзя. Отсутствие царя возпринималось, как сиротство народа. Этой верой объясняется и начальное состояние народа, с момента смерти царя Фёдора Иоанновича, умершего и не оставившего на престоле наследника - наместника бога на земле русской. Поэтому, как то говорят современники, народ отказывался принимать Годунова за истинного царя, так же как и всех тех, кто правил в смутное время не из Рюриковичей. Это ощущение "сиротства" подвигало людей совершать самые нерациональные вещи, которые нам из нашего времени могут быть непонятными и казаться странными. Эту тягу к истинному царю, в отличии от нас, прекрасно понимали мошенники и претенденты на престол того времени. Они пытались убедить людей всяческими посулами и готовы были предоставить любые гарантии истинности своего произхождения. Народ внутренне ощущал обрыв нити, связующей его с прошлым и изкренне желал эту связь возстановить. Именно Иван Грозный первым из русских царей обосновал идею божественности царской власти. Что не от народа, а от божьей милости идут к народу самодержавие царское. Что победоносная хоругвь и крест честной были даны господом сначала первому христианскому императору Константину, от которого освящённая богом власть передавалась другим сидящим на престолах. Так из Константинополя искра священной власти была передана князю Владимиру, от него - его сыну... И сам Иван Грозный власть царскую получил не от людей, а благословением божьим и родителей-государей своих. Поэтому народ считал делом своей чести поддерживать царя своего, а не бояр и не других служивых людей. И слова "Святая Русь" для православного русского народа обозначало именно Русь идущую от самого всевышнего. Поэтому и политические идеалы русские видели только идущими от бога. Поэтому народ и жаждал получить власть только от бога. Народ говорил: "Царь повелевает, а бог - управляет".
И когда престол лишился законного царя, чаяние народа иметь царя от бога только усилилось. Гермоген говорил так: "Писано есть, что царь существом телесным равен человекам, властиюже приличен Вышнему над всеми Богу". Отсюда и становится видна важнейшая причина смуты: царь умер, а престол занимают не божьи избранники. По крайней мере, так объясняли причину смуты в те времена.
Отсюда становится понятным, что народ спокойно и доброжелательно принимавший Годунова и его хозяйскую деятельность при жизни слушающего звон колоколов церковных царя Фёдора, но со смертью царя, принимать над собой власть простого человека народ отказался. Тем более, что разносился слух о неестественной смерти царского сына.
Нам неизвестно, как могли повернуться события, если бы не смерть царевича. Слухи, конечно ходили по стране, но не были столь могущественны, пока жив был царь С его смертью всё изменилось, и управляющего страной Годунова стали обвинять и по поводу и без повода. Поэтому написанное Маржеретом, вполне могло быть услышано им от окружающих. И вполне вероятно, что Годунову хитрые планы и умысли нечестивые были также приписаны слухами. В такой обстановке доказать, что ты - не верблюд, зачастую оказывается просто невозможно.
(продолжение разследования следует)
Начало разбирателюства http://cont.ws/post/207477
Оценили 4 человека
5 кармы