Можно много и долго доказывать на словах свою преданность предкам, роду и народу. При этом можно того, кто не только построил и взрастил флот страны, кто прославил имя России на весь Мир воинским подвигом её армии, сделал огромную работу по соединению империи в единое крепкое и могучее государство, называть пренебрежительно "петькой" и изкать свои корни в Орде, которую европейцы называли Тартарией. Говорить можно... И многие это делают. Но есть те, кто хранит и защищает память и наследие предков на деле. Своими руками. Об этом материал мною собранный, а не написанный. Ссылки привожу.
***
"Знаменитую Александровскую колонну весь мир считал восьмым чудом света – это самый высокий в мире гранитный монолит (высотой 26 м и весом около 600 т), который держится на постаменте силой собственной тяжести. Общая высота колонны составляет 47,5 м. Известно, что памятник был установлен на Дворцовой площади в 1834 г. по повелению Николая I в честь брата – императора Александра I и победы России в войне 1812 г. Идея сооружения «столпа» принадлежала знаменитому Карлу Росси, который, кстати, отверг предложение установить на этом месте памятник Петру I. Свое рождение памятник получил благодаря проекту О. Монферрана, бронзовый декор отлил Ч. Берд, а фигуру ангела вылепил скульптор Б. Орловский.
Известно, что Монферран опасался за устойчивость своего детища, главным образом, потому, что блоки силовых конструкций навершия, изначально задуманные в граните, в последний момент пришлось заменить кирпичной кладкой со связующим раствором на основе извести...
...Долгие годы бдительное наблюдение за памятником вели сотрудники Музея городской скульптуры. Когда в бинокль стали заметны явные трещины, специалисты обратились к вертолетчикам и альпинистам организовать высадку «десанта» на вершине колонны, с тем чтобы произвести визуальный осмотр и зафиксировать увиденное на пленку. Анализ ситуации показал, что приступать к реставрационным работам нужно, не откладывая. И Александровская колонна снова «оделась» в леса. Ответственная работа по реставрации памятника была поручена фирме «Интарсия», сотрудники которой имеют большой опыт работы на значимых для города объектах. Впервые поднявшись на вершину колонны, реставраторы были поражены: практически все бронзовые элементы навершия находились в аварийном состоянии: все было покрыто «дикой патиной», цилиндр истрескался и принял бочкообразную форму. С помощью специального гибкого трехметрового эндоскопа реставраторы смогли проникнуть “во чрево” памятника, обследовать все его полости, установить, как выглядит общая конструкция, и определить отличия изначального проекта от его реального воплощения. Выяснилось, что на ствол колонны, образуя те самые неряшливые пятна, вытекает продукт разрушения кирпичной кладки. Полностью разрушена кирпичная кладка в абаке, налицо – начальная стадия ее деформации. А внутри цилиндра скопилось до 3 т воды, которая проникла через десятки трещин и отверстий в оболочке скульптуры. Вода, замерзая, разрывала цилиндр, деформируя его первоначальную форму. Так определились ближайшие задачи: во-первых, вывести воду из полостей навершия и сделать так, чтобы она не скапливалась в дальнейшем, а во-вторых, восстановить конструкцию опоры абаки. Сложность состояла в том, что работы на памятнике велись в зимнее время без демонтажа скульптуры, значит, на большой высоте. Общий вес навершия колонны составляет около 37 т, и холодная бронза буквально «высасывала» тепло человеческого тела. А ведь большой объем работ велся внутри конструкций. И то, что сделали специалисты «Интарсии» – Леонид Какабадзе, Константин Ефимов, Андрей Пошехонов, Петр Португальский можно считать настоящим подвигом – во имя Города и его истории.
http://ostmetal.info/vtoroe-ro...
***
"30 августа 1832 года на Дворцовой площади при огромном скоплении народа колонну установили на постамент. Вся операция продолжалась 100 минут. Император, поздравляя архитектора, сказал: "Монферран, вы себя обессмертили". Но предстояло еще окончательно обработать гранит, отлить из бронзы многочисленные декоративно-символические детали, барельефы и скульптурное завершение.
По поводу последнего были различные предложения. Утвердили проект скульптора Б. И. Орловского: "Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль - сим победиши". (Модель учитывала также настоятельное желание императорского дома "придать ангелу портретное сходство с лицом Александра I".) Скульптурное навершие, барельефы с изображением воинских доспехов, оружия и аллегорических фигур, другие декоративные детали отлиты из бронзы на заводе Ч. Берда.
И вновь 30 августа, но уже 1834 года, состоялось торжественное открытие монумента. Со времен Петра I 30 августа (12 сентября по новому стилю) отмечали как день святого благоверного князя Александра Невского - небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Петр I заключил "вечный мир со Швецией", в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался, прежде всего, как защитник и как страж.
Ангел охранял и благословлял. Вместе с ним город переживал все исторические коллизии: революции, войны, экологические невзгоды. В послереволюционное время его закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев - осколочный след.
Сохранность скульптуры во многом обеспечивалась надежностью авторского конструктивного решения. Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке - абаке. Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры. Важнейшее условие надежности крепления скульптуры - герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра.
За монументом постоянно наблюдали, производились дополнительные осмотры и расчеты запаса устойчивости. К сожалению, с годами увеличиваются вредные вибрационные нагрузки. В последний раз полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году. С конца 1980-х годов у хранителей Государственного музея городской скульптуры появились причины для беспокойства: из-под бронзовой капители колонны вытекали белесые струйки и языки влаги не высыхали даже в самые жаркие дни лета. Причина могла быть только одна: попадание воды внутрь скульптурного навершия и далее - в его основание. Вода, просачиваясь сквозь кирпичную кладку, вымывает связующий раствор, и, кроме того, во влажной среде активно идет процесс коррозии опорного стержня.
В 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы было проведено визуальное обследование скульптуры, венчающей Александровскую колонну. Верхолазов поднял к ангелу лифт специального пожарного крана "Магирус Дойч". Закрепившись веревками, верхолазы выполнили фото- и видеофиксацию скульптуры. Обнаружено значительное количество трещин, протечек, перерождение материалов герметизации. Но потребовалось еще 10 лет тревог и неустанных поисков финансирования, чтобы, установив надежные стационарные леса, начать профессиональное и разностороннее обследование монумента.
Летом 2001 года хранители и реставраторы, преодолев немногим более 150 ступенек металлической лестницы, отправились на первое свидание с ангелом. Увидев его вблизи, испытываешь потрясение: он огромен и одновременно изящен. Предельно выразителен и лаконичен. Поражает виртуозная тщательность чеканки, пластической проработки каждой детали: вьющиеся власы, разделенные пробором и ниспадающие на плечи, обрамляют прекрасный лик, глаза полуприкрыты веками, взор устремлен вниз. Он настолько сосредоточен, что невозможно не почувствовать - ангел смотрит внутрь себя. Бесполезно и незачем искать какого-либо портретного сходства. Ангел похож только на себя! Чрезвычайно выразителен жест правой руки, поднятой в благословляющем жесте к небу. Легок и стремителен бег босых ног, виднеющихся из-под развевающихся одежд. Огромные крылья воздушны, прочеканено каждое перышко. В раскрытой пасти поверженного змея видны зубы и ядовитое жало.
При осмотре мы увидели кроме трещин расхождения соединительных швов, скрепленных некогда свинцом. Свинец полностью деструктурирован. На голове и плече ангела сохранились люки, предназначавшиеся для удаления формовочной земли и арматуры. В подоле одежды размещается фланец (плоское кольцо) на болтах, частично утраченных. Фланец сняли и с помощью специального прибора - волоконно-оптического эндоскопа - осмотрели скульптуру изнутри. Оказалось, что и скульптура и крест не имеют опорного стержня. Стержень, проходящий через внутреннюю кладку цилиндра, верхним своим концом упирается в "подошву" ангела, то есть в сферическое завершение цилиндра. Крылья скульптуры, отлитые из трех частей, соединены с помощью болтов и прикреплены к спине. На голове ангела выявлено сквозное отверстие размером 70 х 22 мм.
Заключение было неутешительным: внутрь скульптуры попадает влага, которая просачивается в цилиндр и в абаку. Цилиндр деформирован, "выпирают" стенки, утрачены соединительные болты. Вывернув 54 медных винта, реставраторы частично вскрыли бронзовую облицовку абаки. Внутренняя кирпичная кладка оказалась разрушенной. Между кирпичами отсутствует связующий раствор, и все это чрезвычайно перенасыщено влагой. В ходе обследования взяты пробы и выполнены соответствующие исследования загрязнений бронзы, качества патины. В целом состояние бронзовой поверхности удовлетворительное, поражение "бронзовой болезнью" фрагментарно.
Важную роль в стабильном состоянии навершия играет конструкция абаки. Система креплений предусматривала "ребра", выполненные из кирпича. Вскрытие листов бронзовой обшивки абаки выявило совершенно удручающее, аварийное состояние внутренних опор: полное отсутствие связующего состава, кирпич разрушен (собран реставраторами на совок с помощью щетки). Новые опоры выполнены из гранита, и теперь опасения, что 16-тонная абака может упасть или перекоситься, полностью устранены.
Внимание хранителей и реставраторов сосредоточено не только на ликвидации трещин, защите бронзовой поверхности, но, в первую очередь, на осушке внутренней кладки. Следует укрепить ее с помощью новейших растворов, а также установить дополнительные болты и винты.
На рельефах постамента памятника обнаружено более 110 следов от осколков снарядов. Пробита осколками и "броня" Александра Невского.
Из-за взаимодействия различных металлов - бронзы и чугуна идет активный процесс коррозии, разрушения бронзы. Реставраторам предстоит кропотливая работа по "залечиванию ран войны".
Сейчас проводятся ультразвуковые обследования колонны, позволяющие обнаружить видимые и невидимые трещины на поверхности и в толще гранита. Одновременно решается серьезная проблема восстановления гранита в основании. Под воздействием тяжести колонны гранит здесь покрыт трещинами. Именно этого опасался Монферран, предлагая заключить низ колонны в бронзовый обод, но предложение тогда не было реализовано.
Методика проведения столь масштабных и не имеющих аналогий реставрационно-консервационных операций разработана проводящими работы специалистами ООО "Интарсия". Финансирует реставрацию московское объединение "Хазер Интернейшнл Рус".
Източник http://www.nkj.ru/archive/arti...
Реставрация Александровской колонны и воссоздание ограды (Дворцовая площадь). Генеральный подряд
Период реставрации 2001, 2003 гг. Проведена реставрация металлической поверхности монумента в объеме 151,1 м2, гранитного пьедестала – в объеме 424,4 м2.
Воссоздано художественное ограждение колонны. При проведении реставрационных работ применены технологии:
Струйно-вихревая расчистка поверхностей бронзы и гранита
Устройство системы осушения
Устройство системы самозаклинивающихся блоков внутри абаки взамен разрушенных кирпичных конструкций, поддерживающих навершие колонны, без демонтажа навершия
Плазменное напыление защитно-декоративного слоя
Установка дренажной системы и кольцевой ловушки для решения проблемы высолов старого раствора известковой кирпичной кладки на граните
http://www.intgr.ru/projects/o...
Фото реставраторов http://www.intgr.ru/gallery/ph...
"В результате все полости памятника были соединены в одну систему, а в качестве «вытяжной трубы» высотой около 15,5 м реставраторами была использована полость креста. Устроенная ими система дренажа предусматривает вывод всей влаги, в том числе конденсационной. Полностью разрушенные кирпичные конструкции заменены на гранитные, самозаклеивающиеся без связующих средств, – таким образом, реставраторы много лет спустя воплотили в жизнь первоначальный замысел Монферрана. Специалисты ликвидировали все трещины и отверстия в бронзе, преградив доступ воды внутрь. Оставалось обеспечить защиту бронзовых поверхностей.
Увы, за время советской власти почти все петербургские памятники из бронзы подверглись перепатинированию. Эта процедура предусматривала полное снятие исторической патины химическим путем, а на обнажившейся поверхности металла также химическим путем создавалась пленка искусственной патины. Пленки эти были тонки и плохо защищали поверхность бронзы от образования “дикой патины” и от злокачественных образований, называемых “бронзовой болезнью”. Так, на Александровской колонне все части фигуры ангела, отстоящие от основного массива, были ею поражены именно в результате перепатинирования. К тому же сульфидная пленка быстро перерождалась, и памятник переставал выглядеть бронзовым – вместо теплого, оливковатого оттенка, он приобретал темно-серый, похожим на чугунный или выкрашенный графитовой краской. Но главной бедой перепатинирования бронзовых монументов было то, что при снятии исторической патины уничтожался ее нижний слой – самый эффективный в плане защиты от атмосферной коррозии — слой куприта. И теперь приходится констатировать печальный факт – ни на одном памятнике историческая патина не сохранилась. Усугубляет ситуацию фактор возрастания агрессивности атмосферы. Так что работа реставраторов зачастую принимает спасательный характер. Монументам, прежде всего, необходимо вернуть утраченный слой куприта, на котором лет через 80-100 образуется слой естественной благородной патины, так радующий глаз жителей европейских столиц.
Метод, применяемый специалистами для защиты бронзовых поверхностей, на языке профессионалов носит название «струйно-вихревой расчистки и плазменного нанесения защитно-декоративного покрытия». Вначале производится полная расчистка скульптуры, осуществляемая с помощью специального прибора реактивной сверхзвуковой струей воздуха. После этого создается тройная защита. Сначала с помощью плазмотрона скульптура “одевается” в тончайшую оболочку – так называемый «жертвенный слой», по химическому составу близкий к основе благородной патины. На втором этапе в поры этого слоя вводят ингибитор коррозии. Третья ступень – традиционная в данных климатических условиях барьерная защита. Она заключается в нанесении слоя полимера естественного происхождения, в данном случае – пчелиного воска, который плотно закрывает поры с ингибитором коррозии, препятствуя его разрушению. И вот – скульптура приобретает «родной» коричнево-оливковый цвет."
http://ostmetal.info/vtoroe-ro...
***
Теперь, вопрос знатокам: есть ли у вас на примете археологические находки чугуна времён тысячелетней и более давности?
Оценили 16 человек
18 кармы