Как проходила смена власти в 1682

52 3976

Во 190 (1682) году апреля в 27 день, в четверток, во 12-м часу дня, в последней четверти, приходили от великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, к святейшему патриарху, в Крестовую палату, Ларион митрополит Суздальской, да укладничей Иван Петрович Чаплыгин. И святейший патриарх, пришел в соборную церковь и облачась во святительскую одежду, ходил с ризою Господнею к великому государю в верх, риз-положенской лестницей; а от великого государя ризу Господню принес в соборную церковь Варсонофий, митрополит Сарской и Подонской, тое ж лестницей.

И в 13-м часе дня, в первой четверти, великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великие и Малые и Белые [838] России самодержец, оставя земное царство, преселися в вечный покой,—и бысть благовест в большой колокол.

И того ж часа в верху, в комнате и в передней, при святейшем патриархе и при властях: бояря, и окольничие, и думные, и ближние люди, стольники, и стряпчие, и дворяне, и дьяки и жильцы,—а в соборной церкви—всяких чинов люди целовали животворящий крест великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю, всея Великие и Малые и Белые России самодержцу; а в то время в соборной церкви были: митрополиты иона Ростовской, Филарет Нижегородской, Иларион Суздальской, да боярин Петр Михайлович Салтыков, думной дворянин Богдан Федорович Полибин, думной дьяк Григорий Богданов.

Апреля в 28-й день в пяток, в 3-м часу дня, в 1-й четверти, был благовест в большой колокол изредка к выносу блаженные памяти великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, тела его государского. По благовесту святейший патриарх ходил вверх к великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю, всея Великие и Малые и Белые России самодержцу, риз-положенской лестницей, и власти собирались в Крестовую палату; и от великого государя святейший патриарх сошел в 4-м часу дня в 1-й четверти, той лестницей. А в 3-й четверти 4-го часа, святейший патриарх со властями из Крестовой шел в соборную церковь большею. И облачась во архиерейские одежды из соборной церкви святейший патриарх и митрополиты, архиепископы и епископы, архимандриты и игумены, протопопы, ключари, и соборные и приходские священницы и диакони, и весь освященный собор, во облачениях со крестами и со иконами, шли в верх, для выносу государского тела среднею лестницею Красного крыльца. И в то время был звон переменяясь во все колокола изредка, а народом раздавали свечи. А с верху святейший патриарх со всем освященным собором, со крестами и со иконами, шли в собор Архангела Михаила в 5-м часу дня, в последней четверти; а за крестами несли государское тело стольники и стряпчие, под аксамитом, и шли бояре, и окольничие, и думные, и ближние люди в черном платье; и за государским гробом несли благозерную государыню царицу и великую княгиню Марфу Матвеевну на черном сукне; а за царицею шел великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великие и Малые и Белые России самодержец, в смирном платье, и за великим государем шла мать его государева благоверная государыня царица и великая княгиня Наталия Кириловна. А с Красного крыльца государской гроб [839] и благоверную государыню царицу и великую княгиню Марфу Матвеевну несли в собор Архангела Михаила в санях стольники и стряпчие. И великий государь проводил государской гроб в собор Архангела Михаила и, простясь у государского гроба, пошел в свои государские хоромы благовещенской лестницей; а святейший патриарх его великого государя провожал в верх во архиерейской одежде. И проводя его великого государя, пришед святейший патриарх в собор Архангела Михаила, служил со властями божественную литургию; и после литургии было действо погребения государского тела по чину; а у литургии и у погребения была благоверная государыня царица и великая княгиня Марфа Матвеевна (На выносе и при погребении присутствовала и царевна Софья Алексеевна. См. Древняя Росс. Вивлиофика, ч. XI, стр. 212. – прим. А. Т.) и бояра, и окольничие, и думные, и ближние и всяких чинов люди. А как государской гроб опущали в гробницу и в то время был звон против прежнего. И после погребения святейший патриарх со всем освященным собором, со крестами и со иконами, шли в соборную церковь Успения Пресвятые Богородицы, и бысть звон по тому ж. И пришел святейший патриарх в соборную церковь и подав всем благословение, и со властями пошел в Крестовую палату. И по Крестовой был стол, и святейший патриарх кушал в Крестовой же. А столовое кушанье и питье было государское. Кормил святейшего патриарха и властей боярин и дворецкий князь Василий Федорович Одоевской. И после стола была лития за упокой блаженные памяти по великом государе царе и великом князе Феодоре Алексеевиче, всея Великие и Малые и Белые России самодержце.

А после литии была заздравная чаша о многолетном здравии великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца”.

выпись о погребении царя Феодора Алексеевича http://www.vostlit.info/Texts/...

Поденные записи очевидца Московского восстания 1682 года

/л. 239/ В нынешнем во 190-м году апреля в 27 день в 13 часу дни судьбами великого бога великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, оставя земное житие, преселися в вечный покой.

И того ж часа великий господин святейший Иоаким патриарх московский и всеа Росии со освященным собором, и бояре, и окольничие, и иных всяких чинов изобрали на царство благочестивого великого государя царевича и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и того ж дни ему великому государю крест,целовали.

И апреля в 28 день били челом великому государю /л. 239 об./ московские стрельцы на своих полковников во всяких неправых взятках и обидах и налогах, и чтоб их за то выдать им головою.

И мая в 5 день посыланы к ним, стрельцом, в приказы митрополиты, архиепископы и епископы уговоривать их, чтоб оне умилились и учинили по христианству, а не мучительски, и полковников своих собою до смерти не побили, а учинен им будет указ великого государя, и оне, стрельцы, их, властей, послушали.

И того ж числа по указу великого государя те их полковники при них стрельцах перед Розрядом биты батоги, и взятки, что с них имали, доправлено и отдано им, стрельцом. Да оне ж, стрельцы, собою самовольством /л. 240/ своих пятисотских, и петидесятников, и подъячих убивали досмерти и били на правеже и животы их себе имали.

И мая в 15 день в 11 часу дня собрався они, стрельцы всех приказов, с ружьем: с копьи и с мушкеты, з бердыши, с пушки и, засфетя фетили, ударили в боробаны и били в колокола у своих приходских церквей и в большой городовой набатной колокол. И ходили в Кремль стройством з знамены, и пришли в Кремль на Красное крыльцо и на иные крыльца, и в царевы палаты, и теремы, и переходы. И ис царевых полат царь Петр Алексеевич вышел з бояры, и они, стрельцы, прошали изменников бояр. И взяли, и подняли на копьи боярина князя [36] Григорья /л. 240 об./ Ромодановского 12 и вынесли на Красную площедь, и изрубила в части. Тут же, на площади, казнили своими руками: в мелочь изрубили бояр князь Михаила Долгоруково 13, Артемона Матвеева 14, Афанасья Нарышкина 15, Федора Салтыкова 16, думнова Лариона Иванова с сыном 17, полковника Григорья Горюшкина 18. Да боярина князя Юрья Долгоруково 19 пришли на двор, и ис хором ево с крыльца скинули, и за ворота выволокли и искололи. И на другой день ево ж, князь Юрья, мертвого изрубили в мелкие части. И в Холопье приказе записные холопьи книги и всякие писма и казну разгромя, и всякие книги и крепости вынесли на Красную площедь, и все изодрали и розметали, и людем боярским дали волю. А в царских хоромах по всем ходили /л. 241./ невежливо с ружьем и искали бояр казнить. И у святейшего патриарха в Крестовой палате, и в ыных в полатах во всех, и во всем дому с ружьем ходили, и бояр искали ж, и святейшего патриарха про бояр с невежеством спрашивали, и дверь у полат вырубили, и дворецкого его по веревки в окно ж метали не однова, и вис на веревки.

И мая в 16 день думного Аверкея Кирилова 20 на площеди казнили ж, и боярских людей, которые почели уносить платье и грабить казнили ж.

И мая в 18 день царицы Натальи Кириловны брата, боярина Ивана Нарышкина, пытали и казнили, и голову ево на копье взоткнули, и Данила жидовина с сыном 11 казнили ж./л. 241 об./

И мая в 19 день царицы Натальи Кириловны отца, боярина Кирила Нарышкина, пострыгли в Чюдове монастыре и сослали ево в сылку в Кирилов монастырь за великим караулом.

А им, стрельцом и салдатом, выдали великое денежное жалованье, а кружечной двор был заперт. А убитых тела лежали на площади дней по пяти. И тех убитых животы их взяты на государя, и по оценке малой продовали им же, /л. 242./ стрельцом, а опричь стрельцов никому не продовали.

И мая в 22 день у преосвященного Павла, митрополита Рязанского и Муромского, Афанасей Нарбеков 22 с стрельцами вынесли животов Михаила Лихачева 23 пять сундуков. И митрополит в том заперся, будто те животы поставлены без его ведома.

И государь указал, и бояре приговорили: имать с патриарха и со властей, и з бояр и окольничих, и з думных дворян, и з думных и редовых дьяков, и подьячих, /л. 242 об./ и гостей, и с монастырей деньги стрельцом на жалованье.

И мая в 26 день в 8-м часу в начале учинился благовест в большой колокол, и по благовесте вшол в соборную церковь святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии, со властми и царевич Иоанн Алексеевич, и царь Петр Алексеевич. И пели молебен, и нарекли ево другим царем: великий государь и великий князь Иоанн Алексеевич и великий государь царь и великий князь /л. 243./ Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, и крест ему целовали.

И холопе боярские скопом били челом им, государем, чтобы им от бояр дать воля, а жить бы им из грошей полюбовно погодно. И за тот их воровской скоп биты оне кнутом, и в три кнута, и сосланы з женами и з детьми в Сибирь, в сылку. /л. 243 об./ И июня в 4 день в оддачу дневных часов учинился по всей Москве всполох, бутто холопи збираются в Марьине розши великой скоп. И стрельцы и салдаты ходили с пушки и с ружьем в Марьину розшу, их, холопей, ловить, и поймали шести человек, и на другой день их казнили."

http://www.vostlit.info/Texts/...

Ростовский летописец конца XVII в.

"В лета 7190-м году в сентябре месяце царь Феодор Алексеевич был в Ростове и в Ярославле, и в Суздале, [и] иных городах./ л.119 об./

Того же году и преставися апреля в 26 день.

Того же дни крест ц[ел]овали брату его государеву меньшему Петру Алексеевичу Лет, ему, государю, десятой ся полнит

Того же году майя в 15 день по научке и по наговору боярина князя Ивана Андреева Хованьсково побили на Москве стрелцы многих бояр и думных дьяков; бросили с Красного крылца на землю, а стрелцы подставливали копья и бердыши и секли в мелкия части боярина князя Григорья Григорьевича Рамодановского, боярина Артемона Сергесвича Матвеева, Ивана Языкова, Ивана Кириловича Нарышкина з братьями, а отца их, Кирила Полуехтовича Нарышкина постригли, Федеора Петро/л. 120/вича Салтыкова да дьяка думного Лариона Иванова с сыном, дьяка думного Аверкея Кирилова, полковника Андрея Дохтурова, полковника Григория Горюшкина, да дохтуров Данила жидовина с сыном Ивана Иванова. Боярина князя Юрья Алексеевича Долгорукова на дому его срубили бердыши, а сына его Михаила збросили с Красного крильца да изрубили. А животы их рознесли стрельцы и салдаты по себе. И многие домы пограбили.

Майя же в 26 день крест целовали царевичю Иоанну Алексеевичю на царство Московское

Потом казнили полковника Степана Янова близ Лобного места, изсекли в мелкие части. Да царевича земли Кандалицкия, да посадцких дву/л.120 об./ человек за слова небыличныя

В то же время возмутил на царстве трепрокляты поп Никита при трех патриархах проклят, а в четвертые пришел с повинною и с покорением, и за клятвою своею к патриарху Иякиму. И глаголал аще возращуся на старыя своя худыя дела, да буду вправду анафема. И патриаръх его простил. И он, проклятой, спустя года з два забыл свое обещание и заклинание, пробрал к себе расколников пяти чернецов, и пришли к соборной церкви со многими малоумными людми о церковной службе и о кресте, и о молитве Исусове, и хотели избить патриарха Иакима и митрополитов, и черъных властей архимадритов и игуменов А книги Никона патриарха /л.121/ жечи было, кое и вновь печатные, а петь было по старым книгам. И бог помог царевне государыне Софье Алексеевне: препрела окаянных безумных еретиков, от Ветхаго закону и от Новаго быша посрамлени. 

Попа Ни[ки]ту казнили близ Лобного места, голову отсекли, а чернецов роздали по митрополитом в жестокое смирение. А кое с ними приходили малоумные люди, принесли повинную царем государем и патриарху. И государи и патриарх их простили. А сами цари с Москвы сошли к Троице в Серьгеев монастырь со всем своим двором и бояря, и дьяки. А ины бояря и дьяки розъехалися по вотчинам. И государи от Троицы отпустили грамоты во все города для служивых  всяких людей во всю землю и собрали войско большое со всяким ружием и пушъками. И поставлены около Москвы верст за сто и больши.

А Хованской на Москве государеву пороховую казну роздал стрелцом и из Оружейные полаты всякое оружие. А пушки сквозили стрелцы по своим приказом стрелецким и иззаредились ядры и с репъями железными. А город Земляной велел крепить, а сам пошел в поход к Троице. И была ему въстреча с плахою, да и мастер с тупицею; и казнили [в] Воздвиженском под горою и с сыном, головы отсекли. А стрельца московскые к государем принесли новинъную (sic!) и плаху с топором. И государи их простили, а войско роспустили. А сами государи пришли к Москве, дал бог, здорово"

http://www.vostlit.info/Texts/...

Пользователю AAlleexx до той поры, пока он не предьявит исторические свидетельства всем своим утверждениям по поводу Петра 1 и не докажет, что за свои слова он, как всякий порядочный человек, отвечает, комментарии предложено не оставлять.

Служилые люди Засечных черт России

Служилые люди Государства Российского века XVII (Засечные черты от поляков, крымчаков, ногаев и османов), века XVIII (Карл XII и его "сборная" Европы), века XIX (Наполеон и "сборная" Ев...

Про Глинище на Медведице и его обитателей

ПРО ГЛИНИЩЕ НА МЕДВЕДИЦЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ "Игорь Растеряев — наше национальное достояние. Он сам по себе — целое явление русской культуры. Как когда-то Василий Шукшин, Виктор Астаф...

Песни сильных духом Николая Емелина

«Мое творчество говорит о наших могучих и великих предках, и я бы очень хотел, чтобы мы были достойны их памяти. Я хочу, чтобы мои дети и внуки ходили с правильной осанкой и гордились и...

Обсудить
  • Стрельцы те же янычары. И вели себя похоже.