Переполох из-за Сент Илера и его аксонометрического плана Питера

50 11602

Наше время - время громких исторических открытий того, что мало кем ранее замечалось. И, поскольку наметился "передел" или "смутное время" науки истории, то вдруг как из рукава фокусника посыпались на неизкушённую публику "сногосшибательные" открытия исторических фактов от создателей альтернативных версий нашей истории, своего рода "Лжедмитриев".

Так вытаскиваются на свет с какими-то хитромудрыми изтолкованиями те или иные факты, причём мимо самих этих фактов люди ходили столетиями

Загадочное имя "Сент Илер", загадочный "аксонометрический план Санкт Петербурга". Что ещё нужно, для создания очередной серии "звёздных войн"?

Может быть всё гораздо проще? Открываем историю города.

Город был заложен в 1703 году. С самого начала его строительства Пётр 1 требовал, чтобы оно шло по строгому плану. С самого начала он приглашал для этого архитекторов из-за границы, при этом главным его требованием было  обучение каждым из них русских учеников «художествам и ремеслам, которые сам знает». Первыми архитектором города были Доменико Трезини (1670 – 1734), известный талантливый градостроитель и архитектор (с 1703 по 1716 год был единственным зодчим в Петербурге). Он фактически руководил Канцелярией от строений. Получил задание – соорудить артиллерийский форт Кроншлот для защиты от шведов. Разработал первый генеральный план Петербурга. В 1716 году Д. Трезини, или, как его называли, Андрей Петрович, представил план строительства на Васильевском острове.

 

Маттарнови Георг Иоганн  прибыл в Петербург из Германии в 1714 году. Этот архитектор вел строительство одновременно нескольких петербургских зданий, достраивать которые пришлось уже после его смерти другому архитектору Николаусу Гербелю .

  Леблон Жан-Батист – выдающийся французский архитектор, автор первого генерального плана строительства Петербурга. Осуществил планировку Летнего сада, а так же садов и парков в Петергофе и Стрельне. В Петергофе этот великий французский архитектор построил царские палаты, павильоны Марли, Эрмитаж, частично Монплезир. 

И ещё многие другие известные архитекторы: Росси,

 

Растрелли, 

Монферран...

"Первый архитектор Петербурга из «природных россиян», получивший образование на родине, ученик и помощник Д. Трезини – М.Г. Земцов (1688-1743). До наших дней сохранилась построенная М.Г. Земцовым церковь Симеона и Анны на Моховой улице и Павильон для ботика Петра I. Русский архитектор Петербурга проектировал и почти построил Аничков дворец. Заслуга М.Г.Земцова и в том, что он возглавлял обучение и воспитание молодых русских зодчих. Именно ему после смерти Трезини были переданы его «модели, чертежи, планы без остатку»".

 http://www.peterburg-rf.ru/afi...

После смерти Петра I, последовала череда правителей сменяющихся быстро. А город продолжал застраиваться. Получилось так, что хотя каждый из разпределённых участков земли и застраивался, но здания на них возводились неодинаково: одни строились ближе к улице, другие в глубине участка. И вышло так, что город приобретал несколько "растрёпанный" вид.

"Умер основатель города, и русское дворянство возвратилось к прежним традициям, хотя бы и на новом месте. Но ведь столь же замкнутые усадьбы строили тогда в Европе повсеместно, это именно их во Франции называли тогда отелями. Дело не в отсталости России или поверхностном характере петровских реформ. Современный город, точнее, город XIX века, неплохо сохранившийся в центре Петербурга, складывался долго и мучительно. Зато в его теперешнем облике почти ничего не осталось от города усадеб и частных садов за высокими заборами. По счастью, современный его житель может заглянуть в первые десятилетия жизни города благодаря плану Сент-Илера."

В это время, в просвещённой Европе возникла мода на аксонометрические изображения городов. Людям было интересно увидеть город с высоты птичьего полёта хотя бы на гравюрах.

(картинка не с видом Питера) :о)

Чтобы сделать такие чертежи, как, например, этот лист плана Петербурга (ниже), нужна была не только картографическая съёмка, но и изображения зданий, то есть привлекался художник

Первыми такими аксонометрическими чертежами обзавелись Париж и Рим

"Две самые известные карты эпохи барокко увековечили две столицы: самой сильной монархии Европы (Париж) и католического мира (Рим). Их создателям пришлось выбирать между наглядностью аксонометрии и точностью обычной карты. По всей видимости, в случае с французской столицей выбор этот оказался всецело на совести инициатора составления плана – Мишеля-Этьена Тюрго (городского головы и отца знаменитого финансиста), оттого он и вошел в историю как план Тюрго, имя же настоящего автора, профессора перспективы Луи Брете, вспоминают нечасто. И то правда, есть в его изображении нечто примитивное, даже недостойное парижской Академии художеств, – чего стоят хотя бы тщательно выписанные отдельные деревца на бульварах. Наоборот, римская карта названа в честь Джамбаттисты Нолли, который хотя и привлек к украшению одного из вариантов карты великого графика Пиранези, во главу угла поставил точное соответствие реальности. Потому его картой пользовались и сто лет спустя, тем более что Рим в это столетие почти не менялся.

План Тюрго гравирован и издан в 1739 году, план Нолли появился через десять лет, в 1748-м. А уже в 1753 году пятидесятилетие со дня основания Петербурга было отмечено выходом так называемого атласа Махаева – Михаил Махаев делал рисунки к его первой части, альбому с видами Петербурга, тогда как карты снимал Иван Трускотт. В юбилейном издании попытались совместить обе идеи: фасады домов можно найти в альбоме, за коим следует общий план. Но, видимо, этот не вполне точный портрет города больше годился для внешнего употребления, то есть для того, чтобы вызывать удивление иностранцев, никогда в Петербурге не бывавших. В стране же ощущалась острая потребность в документе, который бы зафиксировал существующее положение вещей, а не то, каким величественным и прекрасным город хотел показаться кому-то.  "

4 апреля 1763 года Екатерина II подписала указ "об учреждении Комиссии о каменном в Москве и Петербурге строении",  а 25 апреля указала о переезде этой комиссии из Москвы в Санкт Петербург стр.361, 384  http://starieknigi.info/Knigi/...

17 ноября 1764 года о определении в комиссию о г. Петербурге членами генералов Чернышова и Бецкого  и камер-юнкера кн. Дашкова "В сенате приказано им, сочиня план, каким образом строением Петербург ограничить, да о приведении и Москвы строением в порядок, тако-жь на каком основании каменному приказу быть, представить в сенат своё мнение с точным изъяснением"

Не только обе эти столицы было решено привести в порядок. 

"Вот по честной картине, созданной спустя пятнадцать лет Сент-Илером со товарищи, видно, что Петербург накануне пришествия сюда классической архитектуры был городом довольно заурядным, а отнюдь не блистательным или роскошным. Дело даже не в обилии пустырей или деревянных строений, чего и в Париже тоже хоть отбавляй, но в том, как много однообразных провинциальных домов, стоящих по красной линии главных городских магистралей, тогда как выдающиеся постройки, вроде усадеб Чернышева и Демидова, спрятаны в глубь кварталов, а точнее, их собственных участков. План создавался в 1765 году для нужд Комиссии от строений, которая, прежде чем активно вмешиваться в существующий облик города, желала разобраться, что и где построено и на что вообще город похож. То ли увиденное произвело неутешительное впечатление, то ли чрезмерная дотошность составителей, когда все было и так уже ясно, в какой-то момент всем надоела, во всяком случае и по прошествии восьми лет единого плана города не получилось. Нелишне вспомнить, что у Брете на создание парижской аксонометрии ушло всего два года, и еще столько же заняла подготовка издания. А ведь Париж в то время был ненамного меньше Петербурга, и то российская столица выигрывала за счет акватории Невы."

Нужно сказать, что Сент Илер занимался не только проектом Петербурга. Вот ещё один его проект. Это в Ораниенбауме для дворца Меньшикова

Хотя, похоже, до осуществления этой идеи в материале так и не дошло

Вы спросите, что же Сент Илер. 

"Вообще, неизвестно, рассматривал ли кто-нибудь возможность издания плана Сент-Илера. Этот француз, приглашенный не только по причине широкой известности парижской аксонометрии, но и вследствие каких-то собственных заслуг, оказался не на высоте: через три года подал в отставку, мало что успев сделать. Работы продолжил Иван Соколов, но и ему удалось довести до ума один только Васильевский остров. Картина левобережья явно неполная, а все изображения Петроградской стороны, включая крепость, таинственным образом исчезли. Сделанные листы сильно попортились из-за плохого хранения – об этом ценнейшем документе по истории города попросту забыли, – и второго атласа Махаева не получилось. Зато уцелевшие фрагменты, найденные и изданные с большим опозданием теперь, позволили наконец рассмотреть Петербург 1760-х в деталях – так, как его видели пролетавшие мимо птицы."

Цитаты о проекте взяты с сайта http://kn.sobaka.ru/n97/02.htm...

Если же кто-то думает, что на таинственном чертеже изображены дома откопанного Питера, то посмотрите на старинную карту шведов, составленную в 1698 г

https://upload.wikimedia.org/w... 

Об аксонометрическом проекте Сент Илера напечатано в книгах, например, в книге Георгия Зуева "Течет река Мойка. Правый берег. От Невского проспекта до Устья"


Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить
  • памятник Трезини на В.О. просто к слову =)
  • ==4 апреля 1763 года Екатерина II подписала указ "об учреждении Комиссии о каменном в Москве и Петербурге строении"== А от этого указа уже рукой подать до рекомендуемых образцов городской застройки и общественных зданий, по всей России.В классическом стиле, который кое-кто пытается выдать за свидетельство "римской империи русов", убитой ядерными бомбардировками.
  • Спасибо! Особенное спасибо за карту местности, где сейчас растет мой любимый Питер ))) Долго разглядывал её и повеселился местности "Поместье с местами для охоты принадлежащее Ротмистру Конац" , занимавшее бы сейчас половину старого города )))