Патриотизм — одно из почти инстинктивных чувств человека. Наличие в нас этого качества, увы, как всегда, весьма пошло объясняется биологическими законами. Вот тигры были бы очень плохими патриотами, коровы — тоже, а из волков, напротив, получились бы прекрасные сыны отечества. Почему человеку положено любить Родину, есть ли у него надежда на взаимность, и станем ли мы все космополитами — безродными и не очень.
Темнота над нашим Отечеством начала сгущаться в головах элит еще со времен Петра, посеявшего на Руси западничество( читай - космополитизм). Но винить во всем лично Петра было бы неправильно. Западничество на Руси – это как вирус герпеса, который время от времени вскакивает на нашем «историческом теле», но существует изначально по причине близости к Европе. От нее мы и заразились. И когда забываем о своевременной профилактике, то в очередной раз заболеваем. Скажете, времена изменились?! Конечно, бывает. Когда этот путь прокладывали наши предки, они шли еще засветло, а сейчас уже стемнело.
Так зажжем же огонь для освещения пути! Кто потерял из виду следы, должен их снова найти, а не совращать всех сбиться с пути. По моему, патриотические истории являются огнем, который освещает тот путь.
Предлагаю Вашему вниманию очередную историю. Не забудьте прочитать предыдущую историю, пройдя по этой ссылке http://cont.ws/post/226220
Рамзан Саматов
Для создания соответствующего настроения, прошу посмотреть сначала это видео:
Если бы мы могли встретить человека, жившего в те далекие годы, и спросить его о том, имена каких героев на слуху больше всего, то без сомнения был бы назван он – донской казак Козьма Крючков. О нем слагали стихи, писали песни, публиковали статьи, выходили брошюры, выпускались плакаты. Появились даже специальные папиросы с его портретом на коробке. Ф.И. Шестаков писал:
«Донской казак Крючков удалый!
Едва над Русскою землей
Раздался гром войны кровавой,
Как ты достойно новой славой
Успел прославить Дон родной».
Козьма Фирсович Крючков (1890—18 августа 1919) — донской казак. Был п е р в ы м награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую войну. В августе 1914 года снискал славу героя всей воюющей России.
В 1911 году был призван на действительную службу в 3-й Донской казачий полк имени атамана Ермака Тимофеева, входивший в состав 3-й кавалерийской дивизии. К началу войны он уже имел чин приказного (соответствовал ефрейтору в армии).
Во время Первой мировой войны стал первым георгиевским кавалером Русской армии: был награжден георгиевским крестом, получив крест 4-й степени за номером 5501 за уничтожение в бою на границе российского Царства Польского и Восточной Пруссии одиннадцати немцев. Его разъезд в составе четырёх казаков (Астахова, Иванкова, Щеголькова) атаковал из засады пару германских кавалерийских дозоров. Лишь 3 германца сумели ускакать к своим, 11 были уничтожены лично Козьмой Крючковым, получившим при этом 16 колотых ран от пик и сабель врагов. Все донцы, участвовавшие с Крючковым в этом бою были также награждены Георгиевскими крестами.
Тяжесть боя усугубляло и то обстоятельство, что у донцов отсутствовали пики. Если верить официальным данным, 11 немцев окружили К. Крючкова. Как он сам потом рассказывал, сначала взялся за винтовку, но противник рубанул по пальцам, и ее пришлось бросить. Тогда в ход пошла шашка. Однако ею было сложно достать врага. Поэтому казак уловчился вырвать у одного кавалериста пику и, отразив большинство ударов, расправился с противником. После непродолжительно боя разъезд оказался наголову разбит и бросился бежать. Не смог уйти и немецкий унтер-офицер, за которым погнался Крючков. Первый удар шашкой пришелся по каске, которая только прогнулась. Противник пригнул голову, но второй удар почти что полностью отсек ее. Не будем забывать: это были кадровые немецкие военнослужащие, а не простые резервисты.
Продолжение боя Крючков описывает так: "... В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали двадцать четыре трупа, да несколько нераненных лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили легкие раны, я тоже получил шестнадцать ран, но все пустых, так — уколы в спину, в шею, в руки. Лошадка моя тоже получила одиннадцать ран, однако я на ней проехал потом назад шесть верст. Первого августа в Белую Олиту прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом."
По поводу последнего следует отметить, что при описании подвига его товарищи обычно не забывались, о них также было известно всей России, просто народная молва и пресса уделяли им меньше внимания.
После этого случая, массового освещенного почти во всей тогдашней российской прессе, немцы и австрийцы перестали брать в плен казаков, а убивали их на месте. Казаков узнавали по лампасам на шароварах, поэтому они стали носить обычную пехотную форму.
За Первую мировую войну также еще был награжден Георгиевскими крестами других степеней.
Был смертельно ранен в 1919 году во время Гражданской войны: погиб в бою близ деревни Лопуховки Саратовской губернии, воюя на стороне белых, во время Вешенского восстания.
P.S.
Если говорить о Крючкове с позиции созданного образа, то интересно отметить несколько уровней его «мифологизации».
Во-первых, он, естественно, представлялся в качестве народного героя, облеченного удивительной силой и удалью.
Во-вторых, акцент делался на особой удали присущей только казакам, которые представлялись на подобии некоего русского «супер-оружия», беспощадно разящего врагов. «Это действительно непобедимая сила, больше – стихия, именно и вызывает невероятный ужас у того, против кого она направлена», — говорилось в одном из изданий.
В-третьих, казак и его подвиг сравнивался с былинными героями и их деяниями, а сам он назывался чудо-богатырем (этот эпитет в то время часто приписывался не только ему, но и всем русским солдатам). Имя Крючкова стало нарицательным, синонимом русской удали и славы. И в этом заключается уже высшая степень мифологизации первого георгиевского кавалера, который из простого человека превратился в символ.
P.P.S. Хочу закончить статью словами, которые я уже применял, ранее, в статьях: "Реальный это герой или военно-пропагандистский образ - наверно, это уже не так важно. Важно, чтобы было во что верить, кого помнить и чем гордиться."
В статье использованы материалы сайта Герои Первой Мировой hero1914.com, Wikipedia, а так же данные из открытых источников.
P.P.P.S. По просьбам читателей добавляю казачью песню.
Спасибо, что прочли!
Предлагаю ознакомиться и с другими материалами из этого цикла:
Оценили 100 человек
123 кармы