Я тут думаю-размышляю, как подтвердить то, что Исаакиевский собор был построен в определённое историческое время, людьми, жившими в это самое время, при помощи технологий, доступных тем людям и в то время. А тут, новое свидетельство, так сказать, со стороны. Очень, правда, необычное, но вполне логичное. Одним словом - научное.
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРОПОРЦИЙ И РАЗМЕРОВ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА МОНФЕРРАНА
Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы истории и теории архитектуры» Санк-Петербург, 30 апреля 2015 года
Радзюкевич Андрей Владиславович
"В многочисленных исследованиях, посвященных архитектурным пропорциям, приводятся результаты пропорционального анализа огромного количества памятников. Вызывает недоумение, что о пропорциях Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге фактически нет ни одного исследования. Даже сторонники «золотого сечения», которые, как правило, легко находят «золотую» пропорцию в памятниках всех времен и народов, обошли этот выдающийся шедевр архитектуры стороной. Тем более, что изучение пропорций и размеров Исаакиевского собора, представляется, на первый взгляд, сферой исключительно благоприятной для исследования. По этому объекту сохранилось очень большое количество документов, в том числе авторские чертежи и пояснения самого Монферрана [1, 2], а также «Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге по официальным источникам» [3], в котором были детально зафиксированы финансовые расходы и размеры практически всех элементов Исаакия. Похоже, что по России 19-го века невозможно найти объекта с таким избыточным количеством информации.
Тем не менее, предварительный анализ документов по Исакию показывает их определенную внутреннюю противоречивость и неточность. Так например, в альбоме Монферрана на чертеже проекта храма Ринальди по масштабу можно определить, что внешняя ширина храма близка 24 саженям. Однако по тексту к альбому [2] она равна 18 саженям. Ширина Исаакиевского собора по проекту Монферрана близка 24 саженям (по масштабу чертежа), однако в «Описании» она приравнена 25 саженям [3]. Есть разночтения даже в деталях. Так, по проекту нижний диаметр колонн иконостаса равен по масштабу чертежа 24 вершкам, а в «Описании» он обозначен равным 27 вершкам.
Путаница встречается не только в исторических документах, но и в современных исследованиях, посвященных искусствоведческому описанию Исаакия. В очень обстоятельном современном исследовании [4] утверждается, что высота колонн портиков Исаакия равна 36 футам и что это больше высоты колонн портика Пантеона, которые почему-то имеют высоту «только» 46 футов 9 дюймов и 6 линий. Однако, если размер в 36 футов перевести в метры, то получим 10,97м, что меньше фактической высоты колонн портиков Исаакия примерно в полтора раза. Такой же ошибочный размер приводится и по высоте колонн барабана. Утверждается, что он равен 30 футам, что также отличается от фактического значения примерно в полтора раза.
Разночтения встречаются также в сопоставлениях проектных и реальных размеров памятника. Так, например, в «Описании» утверждается, что высота колонн портика Исаакия равна 7 саженям 2 аршинам и 2 1/2 вершкам [3], что в переводе в метрическую систему дает 16,47м. Однако, наши собственные замеры высоты колонн лазерной рулеткой показали, что реальная их высота гораздо больше. Она колеблется от 16,97м до 17,08м, что больше похоже на простой размер в 8 саженей (17,07м). Анализ масштабного чертежа Монферрана PL18 [2], показывает, что это именно так. На чертеже показано, что высота фуста колонны равна 46 английским футам. Высота базы колонны и капители по масштабу чертежа близки трем и семи таким футам соответственно (рис.1). Следовательно, полная высота колонны получается равной 56 футам или ровно восьми саженям, так как в русской сажени содержалось семь английских футов (7х8=56) (рис.1).
Рис.1. Метрологический анализ ордера Исаакия по чертежу Монферрана.
На этом примере видно, что только наличие хоть каких-либо обмерных данных может помочь в устранении разночтений в сохранившихся документах. По всей видимости, чертежи Монферрана следует считать более достоверными, чем данные из «Описания».
Высота антаблемента с симой по чертежу Монферрана равна 14 английским футам или, соответственно двум саженям. Отсюда получается, что полная высота ордера портика Исаакия равна десяти саженям (рис.1).
Большой интерес представляют размеры ступеней портика, доступные для проведения простейших обмеров. По нашим измерениям высота всех трех больших ступеней составляет примерно 71-72 см, что можно идентифицировать как аршин. Высота всех трех ступеней составляет соответственно три аршина или одну сажень. Ширина первой и второй ступеней равна 1,42м - 1,43м, что равно двум аршинам. Такой же размер присутствует и в верхней ступени от края ступени до плинта колонны. В местах прохода каждая аршинная ступень делится на три более мелкие ступени (Рис.2).
Рис.2. Ступени портика собора.
В «Описании» сказано, что каждая ступень имеет высоту 5 1/3 вершка. Соответственно, три такие ступени дают высоту в 16 вершков или один аршин, что точно соответствует чертежу и обмерам.
По нашим обмерам, расстояния между колоннами по сям одинаковы по всем направлениям и равны 5,33м. Метрологически это можно интерпретировать как 2 ½ сажени, что тождественно 7 1/5 аршинам или 17 ½ английским футам. Учитывая, что высота ордера равна 10 саженям, определяем базовую пропорцию ордерного звена портика
высота ордера/шаг колонн = 10 саженей/ 2 ½ сажени = 4 (рис.3)
Рис.3. Пропорция ордерного звена портика Исаакиевского собора.
Определим еще два ключевых размера колонн - ширину плинта и нижний диаметр колонн. По нашим обмерам ширина плинта равна 2,47м, что идентично 3 ½ аршинам или 56 вершкам (2,4892м). Расстояние между колоннами равно 3,567м, что идентично 5 аршинам (3,556м). Зная шаг колонн, получаем, что нижний диаметр колонн равен 2 ½ аршинами (7 ½ - 5 = 2 ½). По «Описанию» нижний диаметр колонн равен 2 аршина 8 ½ вершка, т.е. на ½ вершка больше. По «Описанию» же окружность колонны равна 7 аршинам 14 вершкам. Если этот размер точно разделить на число «пи», то получим 40,107 вершка, что отличается от 40 вершков (2 ½ аршина) только на 0,107 вершка (4,7мм). Можно предположить, что в «Описании» приводятся не проектные размеры, заданные Монферраном, а размеры снятые непосредственно с построенного храма. Вероятно это и является причиной небольших расхождений.
Проведенная нами реконструкция проектных размеров плана портика показала целый ряд интересных моментов. Так например, размер площадки портика по ширине верхней ступени получается равной 60 аршинам (20 саженям), что в два раз больше полной высоты ордера портика (рис.4).
Рис.3. Пропорция портика Исаакиевского собора в целом.
Кроме того, следует отметить, что ширина портика по крайним базам колонн равна 56 аршинам, а высота колонн равна 56 футам. Это дает пропорцию 7/4. Любопытно, что ширина плинта колонн равна 56 вершкам (3 ½ аршина). Возможно, это не случайное соотношение, а некий проектный замысел Монферрана.
Важно отметить, нижний диаметр колонн (2 ½ аршина) меньше шага колонн в три раза (7 ½ аршина). Получается, расстановка колонн, которая по классификации Витрувия обозначается как «систиль», в котором интерколумний составляет два диаметра колонн.
Ширина портика по нижним ступеням получается равной 68 аршинам, что согласуется с содержанием «Описания» - «..длина портиков северного и южного не много менее, а восточного и западного не много более 68 аршин, а высота равная с цоколем Собора, 1 сажень» [2].
Большой интерес представляют также пропорции и размеры колонн интерьера Исаакия. По «Описанию..» высота фуста колонн равна 4 сажени 1 ¼ аршина (212 верш.), высота капители - 1 аршину 14 ½ вершкам (30 ½ верш.), высота базы - 13 ½ вершкам. На первый взгляд вся эта арифметика выглядит очень громоздко и непонятно. Однако, если сложить эти три размера выражая их, допустим, в вершках, то получим величину в 256 вершков, что тождественно 16 аршинам. Сопоставляя этот размер с высотой колонн портика, получаем, что они соотносятся в полуторной пропорции 24/16 = 3/2 (рис.5).
Рис.5. Реконструкция проектных размеров колонн Исаакиевского собора.
Полученные результаты показывают, что тема мер и пропорций как ордерных систем, так и деталей фасада Исаакия является малоисследованной, но очень перспективной. Изучение исторической метрологии дает возможность для проведения реконструкции проектных размеров, что, в свою очередь, может послужить основой для реконструкции логики формообразования изучаемого памятника.
Направления для дальнейшего исследования форм Исаакиевского собора могут быть следующие:
- проведение сопоставлений ордерных систем Исаакия друг с другом, а также с известными классическими канонами и реальными памятниками архитектуры;
- исследование логики формообразования основного объема;
- исследование логики формообразования иконостаса;
- изучение содержания сопроводительных текстов из альбомов Монферрана (они до сих пор в полном объеме не переведены на русский язык).
Приведенные в данной работе реконструкции дают возможность сделать несколько утверждений.
1) При проектировании Исаакия использовалась стандартная система мер основанная на русской сажени (2,1336м), в которой содержалось 3 аршина или 7 английских футов или 48 вершков или 84 дюйма. Можно предположить, что первые постройки Санкт-Петербурга в начале 18-го века проектировались на основе английских футов, которые постепенно «соразмерили» русскую сажень, укоротив ее от примерного размера 2,15м - 2,17м до точного размера в 2,1336м. Закон «О системе российских мер и весов» от 11 октября 1835г. окончательно определил русскую систему мер, просуществовавшую до введения в СССР метрической системы в 1927 г. [5].
2) Очевидно, что размеры зданий и их детали задавались с помощью простых модульных величин, выраженных в точных мерах длины (сажени, аршины, английские футы). Представляется маловероятным, что за этими величинами скрываются некие «системы» пропорционирования с помощью которых зодчий мог «гармонизировать» форму. Показательно, что исследователи «золотого сечения» почти не обращаются к формам памятников архитектуры Санкт-Петербурга, так как по многим памятникам сохранились архивные документы с описанием размеров в саженях, аршинах и английских футах. На фоне этого материала многочисленные гипотезы о существовании неких «систем древнерусских саженей» настроенных на «золотую» пропорцию, не имеют никаких оснований.
3) Ордерные системы архитектурных объектов Санкт-Петербурга и Москвы 19-го века проектируются на основе модульных соотношений, фиксируемых стандартами русских мера длины (табл.1).
Табл.1. Реконструкция проектных размеров ряда памятников архитектуры Санкт-Петербурга и Москвы.
Литература:
1. Montferrand, A. Ricard de. Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre: Ouvrage... A. Ricard de Montferrand...: [Альбом]. - Paris: Thierry Fr.: 1836. - 40 c.
2. Montferrand, A. Ricard de. Eglise cathédrale de Saint-Isaac. Description architecturale, pittoresque et historique de ce monument... par A. Ricard de Montferrand: [Альбом]. - St.-Pétersbourg; Paris: Bellizard et Co: Thierry fr.: 1845. - Фронт., [9...] с, ил; [49] отд. л. ил.
3. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам: С прил. 4 рис. Собора, пл. его и портр. архит. де-Монтферранда, литогр. на камне. - 3-е изд., (сокр.), сост. свящ. Исаакиевского собора В. Серафимовым при содействии смотрителя сего Собора М. Фомина. - Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева: 1903. - VIII, 88 с., 8 л. ил.; 29 см.
4. Ротач А. Л., Чеканова О. А. Огюст Монферран. Стройиздат 1990.
5. Е.Каменцева, Н.Устюгов. Русская метрология. Учебное пособие. - М.: «Высш. школа», 1975. - 214 с."
Отсюда http://www.artmatlab.ru/articl...
Интересно, что подобные здания строились в то время в разных местах. Но все они отличались и технологией, и конструкцией, и, даже, сохранностью
Сохранности своей Исаакиевский собор обязан не только качеству изпользованных строителями материалами, но и усилиям реставраторов.
Здесь http://www.mosarchinform.ru/ar... можно почерпнуть сведения о том, как возстанавливались детали конструкции собора и его внутренняя отделка, пострадавшие не только от времени, но и от военных событий и условий. В блокадное время не было не только возможности вести реставрационные работы, но и не было отопления, чтобы защитить росписи и штукатурку от сырости.
Оценил 31 человек
34 кармы